Владимир Георгиевич Царьков родился в 1933 г. Окончил Борисоглебское авиационное училище летчиков, ВКА ПВО. Командовал звеном, авиаэскадрильей, полком, корпусом, был начальником штаба авиации ПВО, командовал армией ПВО и Московским округом ПВО, был первым заместителем главкома Войск ПВО, начальником академии им. Г.K. Жукова. Заслуженный военный летчик СССР, награжден многими орденами и медалями.
О том времени, когда я командовал 21-м корпусом ПВО, можно вспоминать и рассказывать очень много… Однако если меня спросить, какой день из этого периода стал для меня самым памятным, отвечу не задумываясь: 20 апреля 1978 года.
…Это было недавно — это было давно. Наш обыкновенный военный рабочий день клонился к закату. Впрочем, можно сказать, что мы тогда были настороже, начались масштабные учения Северного флота, и мы готовились участвовать в этих учениях. Были простые метеоусловия, все тихо, спокойно и где-то в 18.40 я поехал домой…
А все же, есть какие-то предчувствия, идут какие-то посылы, не то свыше, не то еще откуда-то. Не знаю почему, но как-то тревожно было у меня на душе. Зайдя домой, я сразу позвонил на КП: «Ну, как там дела?» — «Товарищ командир, докладывает полковник Рыбалко, все, вроде, нормально, но с севера строго с курсом на Североморск — Мурманск на 9 тысячах идет самолет с большой радиолокационной отметкой». Была у нас такая мощнейшая станция П-70, она стояла на самом конце Кольского полуострова, на западной его границе и за 400 километров эту цель обнаружила. «Идет без ответа «я — свой», — продолжал Рыбалко. Спрашиваю: «Кто на командном?» — «Начальник штаба генерал Елисеев». Прошу передать Виктору Павловичу трубку и говорю тому разобраться с моряками — это, наверное, их самолет.
Морская авиация тогда нередко уходила выполнять свои задачи над Мировым океаном, а когда они возвращались назад, то порой забывали изменить код. В таком случае нам приходилось поднимать истребители на опознание, звонить на КП морской авиации. Говорю: «Давай разбирайся и если что — звони мне». — «Есть, товарищ командир!».
Положил трубку. Посидел, подумал — беспокойство не отступает. Н-да… Звоню: «Давай водителя сюда!» — и не одеваясь, прямо в куртке, на КП.
Через 15 минут я был на месте. Захожу в зал, а самолет уже, оказывается, выходит на границу нейтральных вод… Оперативный дежурный сообщает: «Моряки докладывают, что их самолетов в воздушном пространстве нет». Подумать только, наглость такая: простые метеоусловия, а он!.. Говорю: «Сейчас посмотрим». Все-таки я думал, что это просто какая-то неразбериха. Но еще когда я говорил с начальником штаба, то сказал: «На всякий случай, подними в воздух дежурный истребитель». Мне докладывают, что с аэродрома Африканда поднят самолет Су-15 — капитан Босов, командир звена, летчик 1-го класса.
У меня рабочее место было так устроено, что я мог разговаривать с экипажами где-то в районе 300 километров, мы сняли с самолета радиостанцию, установили антенну и настроили…
От Африканды до побережья километров 180-200. И вот уже вскоре наш летчик подошел и говорит: «Боинr-707″, на борту какая-то полоса, а на хвосте кленовый лист». Он быстро прошел, на встречном так увиделось…
Ё-мое! Во-первых, 707 — это американский «Боинг», а кленовый лист — канадский опознавательный знак. Канада входит в состав НАТО… Говорю: «Заходи ему в хвост поближе, выдавай характеристики», — и сразу же поднимаю с Мончегорска два Як-28 и один Су-15 с Африканды. То есть еще три самолета подняли и поставили в зонах, чтобы он шел к ним навстречу…
Доложили на ЦКП, доложили в армию, и я даю команду «Ковер». Это означает, что все летательные аппараты или производят посадку на ближайшие аэродромы, или же меняют высоту и маршрут, если невозможно куда-то сесть.
Времени было 19.00. Хотя это был уже апрель, но ночь была еще относительно длинная, так что на земле начинало темнеть… Даю команду — поставить на всех аэродромах Кольского полуострова, в том числе и у моряков, прожектора в зенит. Думаю, может быть, этот самолет потерял ориентировку — пусть садится.
Босов заходит ему в хвост, подходит поближе и говорит: «На борту полоса — что-то написано китайскими иероглифами, а на хвосте не кленовый лист, а большой красный аист с распростертыми крыльями!». Понятно — гражданский самолет.
Даю Босову команду: «Выйти вперед самолета, включить бортовые огни, подавать сигнал «следуй за мной!». Босов покачивает с крыла на крыло, мигает огнями — такой тумблерчик у него стоял… Не заметить его было нельзя, тем более что там, наверху, еще было светло…
В это время оперативный дежурный Войск ПВО дает нам ответ, чтобы зенитные ракетные войска не применять. Я, естественно, сразу беру трубку и докладываю своему командующему генерал-лейтенанту Дмитриеву: так и так, самолет, принуждаем к посадке, будем сажать или в Мончегорске, или в Африканде, пока идет прежним курсом. Он говорит: «Утверждаю». А с ЦКП больше ни одной команды нет — молчание и тишина.
Босов ему командует, машет крыльями, делает пике с разворотом, тот не отвечает и не реагирует. Чувствую, Босов находится в очень большом напряжении… Я ему говорю: «Босов, ты, может быть, за два километра машешь ему? Он тебя и не видит?» — «Да я, японский бог, воткнул ему в форточку хвост со звездой, а он морду отворачивает!». Говорю: «Продолжайте сопровождение!»
И вот, проходя Мончегорск, собственно, пролетев 50 процентов территории по этому вектору Кольского полуострова, самолет разворачивается вправо. А от границы с Финляндией он находился на удалении максимум 80 километров. На скорости 900 — это 6 минут полета. И значит, максимум за шесть минут надо было решить вопрос…
Даю команду: «Босов, снижайся, выпускай тормозные щитки и занимай позицию для атаки сзади». Второй Су-15 приказываю навести после атаки Босова в переднюю полусферу — может же не получиться.
Звоню генералу Дмитриеву: «Товарищ командующий, он повернул в Финляндию. Если мы сейчас не примем меры, он уйдет, ну и тогда нам всем кердык!». Командующий спрашивает: «Твое предложение, Царьков?» — «Как сбивать?» — «Очень просто!» — «Решение утверждаю!» Я говорю: «Понял — «решение утверждаю!»
Беру трубку: «Босов, слышишь меня?» — «Слышу!» — «Приказываю: уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!» Он: «Что? Сбивать его?!» Я говорю: «Повторяю! Уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!»
Понятно, что тут уже следовало решать и последующие вопросы. Распоряжаюсь, чтобы готовили к подъему вертолеты — поднимали вертолетный полк ВВС в Кандалакше, готовили группу захвата, поиска… Что еще тут следовало делать? Вроде бы, ничего больше. Но следовало быть готовыми решать проблемы по мере их поступления. А тут уже ночь вовсю, начинает смеркаться…
Босов докладывает: «Захват!.. ПР!». Потом: «Пуск произвел!» — и тут же докладывает: «Сбит! Самолет пошел вниз!»
Радиотехнические войска выдают высоту — смотрим по планшету. Высота падает, падает, падает, самолет снижается, а там ведь внизу горы, Кольский хребет и на высоте где-то 900 — 800 метров цель была потеряна…
Даю команду Босову искать место падения, засечь координаты. Он пару кругов сделал: «Пока не вижу. Внизу темно, никакого пожара нет, ничего нет. У меня топливо кончается…»
Приказываю ему возвращаться на аэродром. Он заходит на посадку, тут же все его записи берут дешифрировать…
В общем-то, все получалось быстрее, чем вы об этом сейчас читаете…
Мы тогда второй самолет послали искать — пожара нет. У меня возникла мысль: может быть он ушел на малой высоте? Или сейчас уйдет? Я эти три самолета сразу ставлю по границе Финляндии в зоны, уже на высоте полторы тысячи метров и еще поднимаем для наращивания усилий…
Тишина… Все молчат. Командующему я доложил.
И тут произошел такой неприятный момент: я решил спросить одного из своих подчиненных: «Ну как, мы правильно поступили?» Он встает и громогласно заявляет: «Неправильно, товарищ командир!» — «А чего тут неправильного?» — «Мы нарушили приказ Министра обороны номер ноль-ноль не открывать огонь по самолетам невоенного предназначения!» — «А что же ты мне не доложил, что это не военного предназначения? Кто это мог определить?» — «Товарищ командир, вы меня не спрашивали!» Меня такая злость взяла, и я ему сказал: «Когда будут ордена давать, ты дырку будешь крутить у себя!.. Имей это дело в виду!» Да, таких людей немного, но они есть и в критических ситуациях они проявляются…
И вновь на КП тишина… В это время раздается телефонный звонок из Москвы — звонил Маршал авиации Александр Иванович Колдунов, первый заместитель главнокомандующего: «Доложи, что происходит?» Я все рассказываю… «Сколько он километров прошел?», — не дослушав, перебивает меня Колдунов. «Прошел 180 километров и стал в районе Кандалакши уходить…» — «Сколько-сколько прошел?!» — «180 километров!» — «По нашей территории?! Почему не сбили раньше?!» Отвечаю, что использовать 3РВ запретили, что надо было и опознать — чего же своих сбивать? «Ты будешь снят с должности!», — ответил маршал и повесил трубку. Главком тогда еще был Павел Федорович Батицкий, но он, кажется, болел…
Ладно, когда дело идет — плевать на все прочее, я потом буду переживать…
В это время вбегает офицер, приносит мне шифровку, переданную по телеграфу из подразделения, которое вело прослушивание эфира на всех частотах. Мол, в такое-то время пропал самолет «Боинг-707» авиакомпании «Эр-Корея», на борту 100 человек пассажиров и 12 человек экипажа вместе со стюардессами.
Только я прочитал — бац, опять звонок из Москвы! Колдунов: «Так ты что, его сбил?» — «Так точно! Я хотел вам доложить — вы трубку положили! Я командующему доложил». — «Ну и что?». Говорю: «Азимут — такой-то, дальность — такая-то… Производим воздушный поиск. Но, товарищ маршал, я получил спецдонесение…» — «Какое спецдонесение?!» — «Перехватили сообщение Ассошиэйтед-пресс…» — «Что оно там сообщает?! Почему у тебя есть, а у меня нет?» — «Мы же впереди, пока до вас радиоволны дойдут — мы уже расшифровали». — «Ну-ну-ну, прочти, что там написано?» — «Пассажирский «Боинг», который летел по маршруту Париж — Англия [сейчас я точно уже не помню все пункты], — и он должен был по северному маршруту уйти в Корею, а оттуда в Токио. На борту 100 человек туристов и 12 человек экипажа». — «И вы чего, сбили его?!» — «А в чем дело-то? Не подчиняется и уходит… А флот проводит учения… Сбили!» — «Ну, вот что, Царьков, тебя будет судить международный трибунал!», — сказал маршал и повесил трубку. Тут, конечно, состояние у меня стало уже несколько угнетенное.
В это время вертолет поднялся и тут же докладывают: «Цель появилась в границах 5-й дивизии!».
Как выяснилось, там уже раньше была поднята пара, которая нашла в воздухе цель… Но цель это была такая: на «Боинге», как и на всех самолетах, есть так называемые «ячеистые панели», которые с внутренней стороны наполнены чем-то типа поролона, но не горящего. И вот когда «Боинг» сбили, одна панель оторвалась, и ее понесло воздушным потоком, как парашют «летающее крыло». Ребята ее на прицел — и пустили по ней две ракеты…
В это время и наши самолеты и радиолокационные средства 5-й дивизии докладывают, что самолет ходит над озером Корпияври. Выводим на него перехватчик — командир звена Кефаров, летчик l-го класса. Он «Боинг» обнаружил, заходит к нему, я даю команду: «Заводи его на Африканду!» До этого аэродрома было километров 60…
Между тем, летчики с «Боинга» включили все фары, открыли шторки на иллюминаторах — сигнал, что они в плен сдаются. Кефаров выходит, помигал им, плавненько пошел — смотрит, самолет за ним, он разворачивается, разворачивается, стал на курс, за ним пошел… Тогда Кефаров на газы, но ведь истребитель целый, а у того полкрыла нет, один двигатель отлетел и вообще, это же «бомбер» — он и отстал. Когда же наш вернулся чтобы еще раз его направить, тот за ним уже не пошел: походил над этим озером и сел на лед. Сел классически, все рассчитал — летчик высокого класса — и выкатился носом на берег. Выбросил специальные такие приспособления, типа надувной лодки, которая надувается под фюзеляжем и крыльями и держит машину на плаву.
В это время прилетает туда наш вертолет — привез дрова, спирт, теплую одежду. У нас был очень боевой начальник парашютной службы, он всю охрану поставил, заходит в самолет, всех сосчитал… Оказалось, что двое убитых, один раненый. Сразу раненого на вертолет, еще набрали людей и в Африканду. К сожалению, раненый умер в вертолете от потери крови: дело в том, что все они в самолете как сидели, так ни один со своего места не встал, чтобы ему помощь оказать — жгут наложить, перевязать, — хотя, вроде бы, там и врачи были.
Вскоре началась эвакуация. Меня туда не пустили — было кому и без меня ехать, там разбираются, а мне нужно было находиться там, где нас будут оценивать. Я всем службам поставил задачи: нарисовать, расшифровать и т.д.
Тут же к нам прилетел зам. главкома Маршал авиации Савицкий, со своим аппаратом…
Но сразу после того, как это случилось, и еще Савицкий не прилетел, я пошел к командующему Северным флотом адмиралу Чернавину, он собрал руксостав и я доложил им. Они правильно все это дело поняли и сказали, что вот так надо действовать и впредь, потому что натовцы нас уже достали — облетывают палубы и т.д. Сейчас, наверное, прекратится…
В общем, прилетел Савицкий, нас начали допрашивать, и вдруг оказалось, что все записи переговоров, которые я вел со своего рабочего места, стерты! Нашлись люди, которые, боясь какой-то ответственности, на всякий случай попытались уничтожить следы своего участия в этом деле… В общем, пришлось по вторичному все находить — на пунктах наведения все это тоже записывалось…
На следующее утро прилетел маршал Пстыго — как председатель уже правительственной комиссии. Мы ему доложили. Иван Иванович во всем очень толково разобрался и спрашивает: «Владимир Георгиевич, а почему вы не сбили его раньше? Его надо было сбивать раньше, при входе в наши территориальные воды». Я ему повторил то же, что уже говорил Колдунову, и он согласился: «Ну, наверное, правильно…»
После этого он снимает трубку и звонит маршалу Огаркову: «Николай Васильевич! Вот сейчас заслушивали командование — действовали они правильно, надо было его сбить еще раньше. И нам надо думать, как дальше в таких случаях действовать…» Тот спрашивает: «Можно докладывать?» — «Докладывайте!» Чувствую: все… Уф-ф-ф…
Так как я три ночи уже не спал и голова уже разламывается, то я подошел к Пстыго: «Разрешите, я часика на 4 отъеду?» — «Давай!».
Но тут подходит ко мне генерал из Главного управления военной контрразведки: «Владимир Георгиевич, зайдем в кабинет начальника штаба!» Заходим. Он говорит: «Успокойтесь сами, успокойте всех офицеров — все нормально. Вот моя докладная!» Он показал мне документ, отправленный им председателю КГБ СССР Андропову, в котором было написано, что действия командира корпуса, его КП и штаба были обоснованные, правильные и решительные. Пролет нарушителя пресечен в соответствии с обстоятельствами и здравым смыслом. Андропов на это ответил: «Согласен. Доложить по 1-мy списку». Генерал объяснил, кому доложено: «Брежнев, Косыгин, Устинов…»
В общем, на этом все закончилось…
Летчика, штурмана и техника я представил к правительственным наградам. Все это дело оформили, Военный Совет армии утвердил, послали в Москву — оттуда мне позвонили: «Владимир Георгиевич, мы не можем этого сделать, мы их включим в приказ к 23 февраля в общем списке». И они, действительно, были награждены.
Нас также наградили очень крепко — нас не наказали…
Через некоторое время нас с командованием флота заслушивали на военной коллегии, которую проводил Министр обороны Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов. Много было всяких разных вопросов и на все вопросы я ответил хорошо, моим докладом все остались довольны. Эго не я так думаю, мне Павел Федорович Батицкий показал тогда большой палец — и я потом оттуда вылетел на крыльях…
…А моряки в своем предвидении оказались правы: все нарушения границы после этого прекратились.
Источник: armedman.ru, Автор: Иванов А.С. и др. На страже северного неба, Издательство ЗАО Миратос, Москва 2005 с. 304-317.
Это мой командир.Когда я служил в Свердловске в учёбе в/ч 03430 ПВО он часто бывал у нас.Я тогда примерно 2 раза в неделю его встречал.Я обычный призывник сержант,а он генерал-лейтенант как то по отцовски общался.Одним словом Батя.А в1987 когда его переводили,он подарил мне на память типа медали «ВОЙСКА ПВО» г.Свердловск.Которую я храню по сей день.Это был настоящий Командир.Доброго вам здоровья товарищ Генерал Полковник.