Содержание Характеристики плавающего танка ПТ-76 |
|
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Плавающий танк |
Дата выпуска: | 1951 г. |
Длинна: | 6910 мм |
Ширина: | 3180 мм |
Высота: | 2195 мм |
Броня, лоб: | 5-13 мм |
Броня, борт: | 5-13 мм |
Броня, башня: | 5-13 мм |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | Дизельный двигатель В-6, 240 л.с. |
Дальность хода: | 260 км |
Максимальная скорость: | На суше: 44 км/ч, на плаву: 10,2 км/ч |
Масса: | 14 тонн |
Вооружение: | 76-мм Д-56Т, 1х пулемет 7,62мм СГМТ (40 и 1000 выстрелов) |
Советские военные руководители всегда уделяли должное внимание вопросам преодоления войсками водных преград в ходе наступательной операции. Территория СССР и европейски театр военных действий изобилует большими и малыми реками, поэтому необходимо было приложить все силы к тому, чтоб при необходимости максимально быстро эти преграды преодолеть.
Еще в 30-х годах 20-го века были созданы и приняты на вооружение легкие плавающие танки Т-37, Т-37А, Т-38 и Т-40, однако растерянные на начальном периоде войны, к 1943 году, когда перед армией уже действительно встала задача форсирования водных преград, они не применялись.
Вплоть до окончания войны форсирование крупных рек оставалось значительной проблемой, решение которой всегда приводило к значительным потерям в живой силе и технике. Учитывая этот печальный опыт, в 1946 г. руководством страны было принято решение о создании и принятия на вооружение легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера.
Новый плавающий танк вооружался 76-мм пушкой, должен был иметь значительный боекомплект и на плаву перевозить на броне до 20 человек десанта. Проектирование новых машин было возложено на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород).
Уже к 1948 г. на заводе были изготовлены два опытных образца плавающего танка. Впрочем оба не выдержали испытаний, после чего проектирование танка было перепоручено ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург), а предприятием-изготовителем назначен Сталинградский тракторный завод. Общее руководство проектом было возложено на Жозефа Яковлевича Котина (в годы войны под его началом создавали тяжелые САУ), ведущим конструктором был назначен Н.Ф. Шамшурин.
К июню 1950 г. были изготовлены опытные образцы «объекта 740«. В чрезвычайно сложных условиях сравнительных испытаний «объекта 740» и плавающего танка К-90 (ремзавод №2, г.Москва, руководитель проекта А.Ф. Кравцов), «объект» наголову превзошел конкурента, с блеском пройдя все преграды.
6 августа 1951 г. «объект 740» постановлением СМ СССР был принят на вооружение под названием легкий плавающий танк ПТ-76.
Легкий плавающий танк ПТ-76 имеет классическую компоновку. Бронированный корпус разделен на три отделения: отделение управления, расположенное в носовой части, боевое — в центральной части корпуса и в конической башне а также силовое отделение в кормовой части корпуса, в котором кроме дизельного двигателя В-6 расположены два водометных движителя, впервые примененных на плавающем танке.
Серийное производство танка было организовано в том же 1951 году и продолжалось до 1967 г. За это времени было произведено около 4000 единиц, однако оценки истинного количества выпущенных машин разнятся. В настоящее время танк ПТ-76 снят с вооружения.
Легкие плавающие танки ПТ-76 активно экспортировались в страны варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии. Трофейные египетские танки использовались армией Израиля, а в Китае аналог ПТ-76 производился под собственным индексом «тип 63».
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
Справочники