Содержание Характеристики САУ ИСУ-152 «Зверобой» |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Самоходная артиллерийская установка |
Дата выпуска: | 1944 год |
Длинна: | 6,77 м |
Ширина: | 3,07 м |
Высота: | 2,48 м |
Броня, лоб: | 90 мм |
Броня, борт: | 90 мм |
Броня, башня: | Нет башни |
Экипаж: | 5 человек |
Двигатель: | дизельный В-2ИС, 550 л.с. |
Дальность хода: | 240 км (по дороге) |
Максимальная скорость: | 37 км/ч (по дороге) |
Масса: | 46 тонн |
Вооружение: | 152,4-мм МЛ-20 (20 снарядов), 12,7-мм ДШК (250 патронов) |
Начало серийного выпуска танков ИС-1 в 1943 году, сопровождалось свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе тяжелых танков КВ-1С и САУ на его базе СУ-152. Однако потребность фронта в тяжелых самоходках типа СУ-152 была чрезвычайно велика и просто так отказаться от проекта подобной машины было нельзя.
Сама-собой, перед конструкторами танка ИС встала задача создать замену для СУ-152, но на базе нового танка типа ИС. Рабочее название новой САУ стало ИСУ-152.
Конструкция САУ ИСУ-152
Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки пришлось заново разработать боевую рубку — старая никак не подходила под габариты нового шасси. Так как корпус танка ИС был ниже, то рубка новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 — это основное визуальное отличие обеих машин. Больший размер рубки повышал заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа. Прототип самоходки на базе танка ИС был построен за весьма короткий срок. Получивший заводской индекс «объект 241» опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 года. После успешного их завершения новая самоходка была запущена в серийное производство под окончательным обозначением ИСУ-152. По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок.
В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие, но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция 10РК (вместо 10Р), 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, емкость основных и дополнительных топливных баков была заметно увеличена.
Боевое применение ИСУ-152
ИСУ-152 применялась в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин, плюс одну командирскую. Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи.
ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffner» (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей занимать огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии, и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и высокой ремонтопригодностью, что как мы увидим дальше, обеспечило ей долгую жизнь.
Максимальную эффективность ИСУ-152 имела при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 тяжелых самоходных полков получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.
После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года, некоторое количество самоходок было передано Египту — там они выполняли функции неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала.
Модернизации и дальнейшая служба ИСУ-152
В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить огневую мощь самоходки — в СКБ-2 завода № 100 был построен прототип «объект 246» (ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный 152,4-мм пушкой БЛ-8, разработанной в ОКБ-172 НКВД. Вторым вариантом была установка пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика («объект 247» или ИСУ-152-2). Обе САУ превосходили по огневой мощи прототип, но из-за сложностей с производством и недочетов конструкции, на вооружение приняты не были.
Не имеющая аналогов по огневой мощи самоходка применялась и после войны. К началу 50-х годов они ничуть не устарели морально, и к 1956 году оставшиеся в строю машины прошли глубокую модернизацию. Вместо двигателя В-2ИС на них установили В-54К, полностью заменили радиостанции и приборы наблюдения, установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и 7 смотровыми блоками. Была немного переработана ходовая часть, увеличена емкость топливных баков и доведен до 30 выстрелов боекомплект. Модернизированная ИСУ-152 получила индекс ИСУ-152К или «объект К-241».
В 1959 году машины подверглись второй модернизации (и завершилось их серийное производство) — на САУ установили узлы и агрегаты модернизированной версии базового танка ИС-2М и прибор ночного видения. Эта модификация известна как ИСУ-152М или«объект М-241».
На вооружении ИСУ-152 оставалась аж до 1974 года, всего за период с 1943 по 1959 год было произведено 1575 этих замечательных машин.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет