Истребители IAR-80 в полете.
Содержание
Разработка румынского истребителя IAR-80 началась в КБ фирмы «Индустрия аэронаутика романа» (IAR) в 1937 году под руководством профессора И. Гросу. Для упрощения разработки, ускорения начала производства и обеспечения унификации ВВС, часть узлов нового истребителя заимствовалась с польского истребителя P-24, выпускавшегося в Румынии по лицензии. Двигатель IAR-80 также был лицензионным.
Тем не менее, первый серийный румынский истребитель получился очень неплохой для своего времени боевой машиной, на испытаниях показавший высокие летные качества, хорошую маневренность и скорость — по этому параметру он превосходил «предка» P-24 на 100 километров в час!
Прототип IAR-80 был изготовлен в 1938 году, а в апреле 1939 г. впервые оторвался от земли. Серийное производство было организовано в марте 1940 г. на заводе в Брашове в марте 1940 года., а в феврале 1941 года истребитель был принят на вооружение румынских ВВС.
Чертеж истребителя IAR-80
Серийное производство IAR-80 продолжалось до 1 января 1943 года, всего за это время был изготовлен 461 самолёт всех модификаций.
Самолёты IAR-80 применялись румынами с июня 1941 года в боях в Молдавии и на юге Украины, а также в ПВО городов Румынии. Прикрывая румынские части участвовали в Сталинградской битве, но уже с января 1943 года все самолёты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти. С переходом Румынии в стан Союзников, с сентября 1944 года воевали уже против немцев в Трансильвании, Венгрии и Южной Словакии.
Истребитель IAR-80 был снят с вооружения в июне 1945 года, но в январе 1946 года, румыны поняли что поторопились, и снова приняли самолет на вооружение. Окончательно списали IAR-80 только в августе 1949 года, но в качестве учебных самолётов, некоторая их часть эксплуатировались до 1952 года.
Модель румынского истребителя IAR-80
Румынский истребитель IAR-80 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана цельнометаллической конструкции. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения, крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым костылём.
Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения IAR K.14-IIIC-36 (позже P.14-IVC-32, K.14-1000A) с трёхлопастным воздушным винтом переменного шага VDM9-11131.
Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Вооружение менялось в зависимости от модификации.
Основные модификации истребителя IAR-80
Характеристики IAR-80 | |
---|---|
![]() | |
Страна: | Румыния |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1939 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х Гном-Рон K.14-1000A, мощностью 960 л.с. |
Максимальная скорость: | 430/500 км/ч (у земли/на высоте) |
Практический потолок: | 10500 м |
Дальность полета: | 730 км |
Масса пустого: | 2080 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2685 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 10,5 м |
Длина: | 8,9 м |
Высота: | 3,6 м |
Площадь крыла: | 15,97 кв.м. |
Вооружение: | 6х 7,92-мм пулеметов, до 100 кг бомбовой нагрузки. |
Характеристики приведены для модели IAR-80A
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также по книге Made in Romania. Истребитель IAR-80., Авиация и Время., 2002., Хаустов А.В.
Справочники