Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель IAR-80 (Румыния)



«Краткая справка: Румынский истребитель IAR-80 времен Второй Мировой войны, созданный на основе польского P-24. История создания, чертежи, характеристики и боевое применение»

Истребители IAR-80 в полете.

Истребители IAR-80 в полете.

 

История создания истребителя IAR-80

Разработка румынского истребителя IAR-80 началась в КБ фирмы «Индустрия аэронаутика романа» (IAR) в 1937 году под руководством профессора И. Гросу. Для упрощения разработки, ускорения начала производства и обеспечения унификации ВВС, часть узлов нового истребителя заимствовалась с польского истребителя P-24, выпускавшегося в Румынии по лицензии. Двигатель IAR-80 также был лицензионным.

Тем не менее, первый серийный румынский истребитель получился очень неплохой для своего времени боевой машиной, на испытаниях показавший высокие летные качества, хорошую маневренность и скорость — по этому параметру он превосходил «предка» P-24 на 100 километров в час!

Прототип IAR-80 был изготовлен в 1938 году, а в апреле 1939 г. впервые оторвался от земли. Серийное производство было организовано в марте 1940 г. на заводе в Брашове в марте 1940 года., а в феврале 1941 года истребитель был принят на вооружение румынских ВВС.

Чертеж истребителя IAR-80

Чертеж истребителя IAR-80

Серийное производство IAR-80 продолжалось до 1 января 1943 года, всего за это время был изготовлен 461 самолёт всех модификаций.

Самолёты IAR-80 применялись румынами с июня 1941 года в боях в Молдавии и на юге Украины, а также в ПВО городов Румынии. Прикрывая румынские части участвовали в Сталинградской битве, но уже с января 1943 года все самолёты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти. С переходом Румынии в стан Союзников, с сентября 1944 года воевали уже против немцев в Трансильвании, Венгрии и Южной Словакии.



Истребитель IAR-80 был снят с вооружения в июне 1945 года, но в январе 1946 года, румыны поняли что поторопились, и снова приняли самолет на вооружение. Окончательно списали IAR-80 только в августе 1949 года, но в качестве учебных самолётов, некоторая их часть эксплуатировались до 1952 года.

Модель румынского истребителя IAR-80

Модель румынского истребителя IAR-80

Конструкция и модификации истребителя IAR-80

Румынский истребитель IAR-80 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана цельнометаллической конструкции. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения, крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым костылём.

Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения IAR K.14-IIIC-36 (позже P.14-IVC-32, K.14-1000A) с трёхлопастным воздушным винтом переменного шага VDM9-11131.

Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Вооружение менялось в зависимости от модификации.

Основные модификации истребителя IAR-80

Основные модификации истребителя IAR-80

Модификации IAR-80

  • IAR-80 — первый серийный вариант с двигателем IAR K.14-IIIC-36. Вооружение: 4х 7,92-мм пулемётов. В 1940 году изготовлено 50 самолётов.
  • IAR-80A — модернизированный, с двигателем IAR K.14-1000A, увеличенной носовой частью фюзеляжа. Вооружение: 6х 7,92-мм пулемётов, 100 кг бомб. Весной 1941 года изготовлено 63 самолёта.
  • IAR-80B — модернизированный, с крылом увеличенного размаха, возможностью подвески дополнительных топливных баков. Вооружение: 4х 7,92-мм и 2х 13,2-мм пулемёта. Осенью 1941 года изготовлен 31 самолёт.
  • IAR-80C — с пушечным вооружением, усиленной бронезащитой, протектированными топливными баками. Вооружение: 2х 13,2-мм пулемётов и 2х 20-мм пушек MG-151. В 1942 году изготовлено 100 самолётов.
  • IAR-80DC — учебный, с двухместной кабиной. После войны переоборудовано несколько самолётов.
  • IAR-81 — истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80A. Отличался наличием бронирования, подфюзеляжной подвеской для бомбометания с пикирования. Мог нести 2 бомбы по 50 кг под крылом и одну 225 кг под фюзеляжем. Летом 1941 года изготовлено 40 самолётов.
  • IAR-81A — истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80B. Осенью 1941 года изготовлено 29 самолётов.
  • IAR-81B — доработанный. Вооружение: 2х 7,92-мм и 2х 13,2-мм пулемётов, 2х 20-мм пушек «Эрликон». Изготовлено 50 самолётов.
  • IAR-81C — истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80C.

Характеристики IAR-80

Истребитель IAR-80 (Румыния)
Страна: Румыния
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1939 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х Гном-Рон K.14-1000A, мощностью 960 л.с.
Максимальная скорость: 430/500 км/ч (у земли/на высоте)
Практический потолок: 10500 м
Дальность полета: 730 км
Масса пустого: 2080 кг
Максимальная взлетная масса: 2685 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 10,5 м
Длина: 8,9 м
Высота: 3,6 м
Площадь крыла: 15,97 кв.м.
Вооружение:6х 7,92-мм пулеметов, до 100 кг бомбовой нагрузки.

Характеристики приведены для модели IAR-80A

 

Эта статья входит в группы: • Справочник авиацииАвиация того же периода

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также по книге Made in Romania. Истребитель IAR-80., Авиация и Время., 2002., Хаустов А.В.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии