[snip text=»Краткая справка: Румынский истребитель IAR-80 времен Второй Мировой войны, созданный на основе польского P-24. История создания, чертежи, характеристики и боевое применение»]
Содержание
История создания истребителя IAR-80
Разработка румынского истребителя IAR-80 началась в КБ фирмы «Индустрия аэронаутика романа» (IAR) в 1937 году под руководством профессора И. Гросу. Для упрощения разработки, ускорения начала производства и обеспечения унификации ВВС, часть узлов нового истребителя заимствовалась с польского истребителя P-24, выпускавшегося в Румынии по лицензии. Двигатель IAR-80 также был лицензионным.
Тем не менее, первый серийный румынский истребитель получился очень неплохой для своего времени боевой машиной, на испытаниях показавший высокие летные качества, хорошую маневренность и скорость — по этому параметру он превосходил «предка» P-24 на 100 километров в час!
Прототип IAR-80 был изготовлен в 1938 году, а в апреле 1939 г. впервые оторвался от земли. Серийное производство было организовано в марте 1940 г. на заводе в Брашове в марте 1940 года., а в феврале 1941 года истребитель был принят на вооружение румынских ВВС.
Серийное производство IAR-80 продолжалось до 1 января 1943 года, всего за это время был изготовлен 461 самолёт всех модификаций.
Самолёты IAR-80 применялись румынами с июня 1941 года в боях в Молдавии и на юге Украины, а также в ПВО городов Румынии. Прикрывая румынские части участвовали в Сталинградской битве, но уже с января 1943 года все самолёты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти. С переходом Румынии в стан Союзников, с сентября 1944 года воевали уже против немцев в Трансильвании, Венгрии и Южной Словакии.
Истребитель IAR-80 был снят с вооружения в июне 1945 года, но в январе 1946 года, румыны поняли что поторопились, и снова приняли самолет на вооружение. Окончательно списали IAR-80 только в августе 1949 года, но в качестве учебных самолётов, некоторая их часть эксплуатировались до 1952 года.
Конструкция и модификации истребителя IAR-80
Румынский истребитель IAR-80 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана цельнометаллической конструкции. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения, крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым костылём.
Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения IAR K.14-IIIC-36 (позже P.14-IVC-32, K.14-1000A) с трёхлопастным воздушным винтом переменного шага VDM9-11131.
Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Вооружение менялось в зависимости от модификации.
Модификации IAR-80
- IAR-80 — первый серийный вариант с двигателем IAR K.14-IIIC-36. Вооружение: 4х 7,92-мм пулемётов. В 1940 году изготовлено 50 самолётов.
- IAR-80A — модернизированный, с двигателем IAR K.14-1000A, увеличенной носовой частью фюзеляжа. Вооружение: 6х 7,92-мм пулемётов, 100 кг бомб. Весной 1941 года изготовлено 63 самолёта.
- IAR-80B — модернизированный, с крылом увеличенного размаха, возможностью подвески дополнительных топливных баков. Вооружение: 4х 7,92-мм и 2х 13,2-мм пулемёта. Осенью 1941 года изготовлен 31 самолёт.
- IAR-80C — с пушечным вооружением, усиленной бронезащитой, протектированными топливными баками. Вооружение: 2х 13,2-мм пулемётов и 2х 20-мм пушек MG-151. В 1942 году изготовлено 100 самолётов.
- IAR-80DC — учебный, с двухместной кабиной. После войны переоборудовано несколько самолётов.
- IAR-81 — истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80A. Отличался наличием бронирования, подфюзеляжной подвеской для бомбометания с пикирования. Мог нести 2 бомбы по 50 кг под крылом и одну 225 кг под фюзеляжем. Летом 1941 года изготовлено 40 самолётов.
- IAR-81A — истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80B. Осенью 1941 года изготовлено 29 самолётов.
- IAR-81B — доработанный. Вооружение: 2х 7,92-мм и 2х 13,2-мм пулемётов, 2х 20-мм пушек «Эрликон». Изготовлено 50 самолётов.
- IAR-81C — истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80C.
Характеристики IAR-80 | |
---|---|
Страна: | Румыния |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1939 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х Гном-Рон K.14-1000A, мощностью 960 л.с. |
Максимальная скорость: | 430/500 км/ч (у земли/на высоте) |
Практический потолок: | 10500 м |
Дальность полета: | 730 км |
Масса пустого: | 2080 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2685 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 10,5 м |
Длина: | 8,9 м |
Высота: | 3,6 м |
Площадь крыла: | 15,97 кв.м. |
Вооружение: | 6х 7,92-мм пулеметов, до 100 кг бомбовой нагрузки. |
Характеристики приведены для модели IAR-80A
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также по книге Made in Romania. Истребитель IAR-80., Авиация и Время., 2002., Хаустов А.В.