[snip text=»Краткая справка: Японский палубный истребитель A5M «тип 96» впущенный фирмой «Мицубиси» в 1935 году и составлявший основу палубной авиации Японии на начало Второй Мировой войны «]
палубный истребитель A5M "Мицубиси"

палубный истребитель A5M «Мицубиси»

Создание истребителя Ki-43 «Hayabusa»

В феврале 1934 года командование японского флота разработало требования к новому палубному истребителю, однако три основные авиастроительные фирмы Японии («Кавасаки», «Мицубиси», «Накадзима») были в то время заняты проектированием машины для армейской авиации.

Конструкторы «Мицубиси» под руководством Й.Хирокоми подготовили проект истребителя Ki-14, но на арамейский конкурс он опоздал. Тогда, решено было срочно перепроектировать машину под требования флота. Так как у флотских особенного выбора не было, Ki-14 был заочно принят к разработке, и 4 февраля 1935 года его прототип впервые поднялся в небо.

Доработок было очень много и только спустя почти год доработок и доводок, Ki-14 был принят на вооружение японского флота под обозначением палубный истребитель A5M («тип 96»). Именно А5М стал первым японским самолетом, специально спроектированным как палубный истребитель.

Чертеж истребителя A5M Мицубиси

Чертеж истребителя A5M Мицубиси

A5M серийно выпускался в 1936-1941 годах на заводах «Мицубиси» в Нагое, «Ватанабе» в Сасэбо и 11 арсеналом ВМФ в Омура. Учебные модификации выпускались до 1943 года. Всего было изготовлено 1095 самолётов всех модификаций.

Конструкция и модификации истребителя Ki-43 «Hayabusa»

Истребитель A5M представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок с развитым отъёмным гаргротом, крыло двухлонжеронное, эллиптическое в плане.

Механизация крыла начиналась и заканчивалась закрылками простейшей конструкции, шасси было неубирающимся, трёхопорным, с хвостовым колесом. Колёса и стойки шасси закрыты обтекателями, в хвостовой части располагался посадочный гак.  Винт деревянный, изменяемого шага, двух, а позже — трехлопастной. Двигатель — поршневой, 9-цилиндровый звездообразный, воздушного охлаждения.



  • Ka-14 — прототип с крылом типа перевёрнутая «чайка», двигателем «Котобуки 5» мощностью 550 л.с. (на втором прототипе «Котобуки 3» мощностью 640 л.с.). Первый полёт 4 февраля 1935 года.
  • A5M1 (тип 96) — первый серийный вариант с двигателем «Котобуки» 2КАИ-1 мощностью 580 л.с. Выпускался в 1936-1937 годах.
  • A5M2-Ко («модель 2-1») — с двигателем «Котобуки» 2КАИ-3A мощностью 610 л.с. Выпускался с июля 1937 года.
  • A5M2-Оцу («модель 2-2») — с двигателем «Котобуки» 3 мощностью 640 л.с. Отличался капотом NASA с «юбкой», трёхлопастным винтом, закрытым фонарём кабины. Выпускался с конца 1937 года.
  • A5M3-Ко — опытный с двигателем Испано-Сюиза и 20-мм мотор-пушкой. В 1937 году изготовлено 2 самолёта.
  • A5M4 («модель 4», «модель 24») — с двигателем «Котобуки» 41 мощностью 710 л.с., открытой кабиной, возможностью подвески ПТБ на 160 л. Выпускался с 1938 года.
  • A5M4 («модель 34») — с двигателем «Котобуки» 41КАИ.
  • A5M4-К — учебный с двухместной кабиной, большим гаргротом, 2 небольшими килями под хвостовой частью фюзеляжа, отсутствием обтекателей шасси. Разработан в 1940 году.
  • Ki-18 — опытный сухопутный вариант истребителя с двигателем «Котобуки 3». Авианосное оборудование отсутствует.
  • Ki-33 — вариант Ki-18 с двигателем Накадзима Ха-1a. Изготовлено 2 самолёта.

Характеристики A5M

Истребитель A5M «тип 96» фирмы «Мицубиси»
Страна: Япония
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1935 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель:
Максимальная скорость: 430 км/ч
Практический потолок: 9800 м
Дальность полета: 1200 км
Масса пустого: 1500 кг
Максимальная взлетная масса: 1671 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 11 м
Длина: 7,57 м
Высота: 3,27 м
Площадь крыла: 17,8 кв.м.
Вооружение:2х 7,69-мм пулемета (2х 400 патронов), 2х 30-кг бомбы.
Характеристики приведены для A5M4

Боевое применение истребителя Ki-43 «Hayabusa»

Палубный истребитель A5M обладал  хорошей устойчивостью и маневренностью, был прост в технике пилотирования, и в целом, удовлетворял требованиям флота. Однако, самолет был откровенно не лучшим образчиком палубного истребителя — отсутствовало бронирование и протектирование баков, вооружение было слабым, прочность крыла была явно недостаточной. Вдобавок, A5M практически не имел запаса для модернизации, и в сущности, особо отметился только тем, что именно на нем учились летать пилоты, в недалеком будущем ставшие гордостью японской морской авиации.

В боевых действиях самолёт активно использовался японцами в Китае, у озера Хасан и на Халхин-Голе. К началу Второй мировой войны A5M явно устарел, стал заменятся более современным A6M и передаваться в учебные части, но продолжал использоваться в боях на Филиппинах и в Бирме до 1942 года.
С сентября 1941 года использовался в частях ПВО в Японии и на маршаловых островах. На вооружении тыловых и учебных частей, а также ВВС марионеточного государства Манчжоу-Го, A5M состоял до 1944 года.

Несколько самолётов в 1945 году использовались лётчиками-камикадзе.

Истребитель A5M "Мицубиси" в полете

Истребитель A5M «Мицубиси» в полете

 

 


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Авиация Японии во Второй мировой войне». ОНТИ ЦАГИ, 1996