Содержание
Создание истребителя Ki-43 «Hayabusa»
В феврале 1934 года командование японского флота разработало требования к новому палубному истребителю, однако три основные авиастроительные фирмы Японии («Кавасаки», «Мицубиси», «Накадзима») были в то время заняты проектированием машины для армейской авиации.
Конструкторы «Мицубиси» под руководством Й.Хирокоми подготовили проект истребителя Ki-14, но на арамейский конкурс он опоздал. Тогда, решено было срочно перепроектировать машину под требования флота. Так как у флотских особенного выбора не было, Ki-14 был заочно принят к разработке, и 4 февраля 1935 года его прототип впервые поднялся в небо.
Доработок было очень много и только спустя почти год доработок и доводок, Ki-14 был принят на вооружение японского флота под обозначением палубный истребитель A5M («тип 96»). Именно А5М стал первым японским самолетом, специально спроектированным как палубный истребитель.
A5M серийно выпускался в 1936-1941 годах на заводах «Мицубиси» в Нагое, «Ватанабе» в Сасэбо и 11 арсеналом ВМФ в Омура. Учебные модификации выпускались до 1943 года. Всего было изготовлено 1095 самолётов всех модификаций.
Конструкция и модификации истребителя Ki-43 «Hayabusa»
Истребитель A5M представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок с развитым отъёмным гаргротом, крыло двухлонжеронное, эллиптическое в плане.
Механизация крыла начиналась и заканчивалась закрылками простейшей конструкции, шасси было неубирающимся, трёхопорным, с хвостовым колесом. Колёса и стойки шасси закрыты обтекателями, в хвостовой части располагался посадочный гак. Винт деревянный, изменяемого шага, двух, а позже — трехлопастной. Двигатель — поршневой, 9-цилиндровый звездообразный, воздушного охлаждения.
- Ka-14 — прототип с крылом типа перевёрнутая «чайка», двигателем «Котобуки 5» мощностью 550 л.с. (на втором прототипе «Котобуки 3» мощностью 640 л.с.). Первый полёт 4 февраля 1935 года.
- A5M1 (тип 96) — первый серийный вариант с двигателем «Котобуки» 2КАИ-1 мощностью 580 л.с. Выпускался в 1936-1937 годах.
- A5M2-Ко («модель 2-1») — с двигателем «Котобуки» 2КАИ-3A мощностью 610 л.с. Выпускался с июля 1937 года.
- A5M2-Оцу («модель 2-2») — с двигателем «Котобуки» 3 мощностью 640 л.с. Отличался капотом NASA с «юбкой», трёхлопастным винтом, закрытым фонарём кабины. Выпускался с конца 1937 года.
- A5M3-Ко — опытный с двигателем Испано-Сюиза и 20-мм мотор-пушкой. В 1937 году изготовлено 2 самолёта.
- A5M4 («модель 4», «модель 24») — с двигателем «Котобуки» 41 мощностью 710 л.с., открытой кабиной, возможностью подвески ПТБ на 160 л. Выпускался с 1938 года.
- A5M4 («модель 34») — с двигателем «Котобуки» 41КАИ.
- A5M4-К — учебный с двухместной кабиной, большим гаргротом, 2 небольшими килями под хвостовой частью фюзеляжа, отсутствием обтекателей шасси. Разработан в 1940 году.
- Ki-18 — опытный сухопутный вариант истребителя с двигателем «Котобуки 3». Авианосное оборудование отсутствует.
- Ki-33 — вариант Ki-18 с двигателем Накадзима Ха-1a. Изготовлено 2 самолёта.
Характеристики A5M | |
---|---|
Страна: | Япония |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1935 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х |
Максимальная скорость: | 430 км/ч |
Практический потолок: | 9800 м |
Дальность полета: | 1200 км |
Масса пустого: | 1500 кг |
Максимальная взлетная масса: | 1671 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 11 м |
Длина: | 7,57 м |
Высота: | 3,27 м |
Площадь крыла: | 17,8 кв.м. |
Вооружение: | 2х 7,69-мм пулемета (2х 400 патронов), 2х 30-кг бомбы. |
Боевое применение истребителя Ki-43 «Hayabusa»
Палубный истребитель A5M обладал хорошей устойчивостью и маневренностью, был прост в технике пилотирования, и в целом, удовлетворял требованиям флота. Однако, самолет был откровенно не лучшим образчиком палубного истребителя — отсутствовало бронирование и протектирование баков, вооружение было слабым, прочность крыла была явно недостаточной. Вдобавок, A5M практически не имел запаса для модернизации, и в сущности, особо отметился только тем, что именно на нем учились летать пилоты, в недалеком будущем ставшие гордостью японской морской авиации.
В боевых действиях самолёт активно использовался японцами в Китае, у озера Хасан и на Халхин-Голе. К началу Второй мировой войны A5M явно устарел, стал заменятся более современным A6M и передаваться в учебные части, но продолжал использоваться в боях на Филиппинах и в Бирме до 1942 года.
С сентября 1941 года использовался в частях ПВО в Японии и на маршаловых островах. На вооружении тыловых и учебных частей, а также ВВС марионеточного государства Манчжоу-Го, A5M состоял до 1944 года.
Несколько самолётов в 1945 году использовались лётчиками-камикадзе.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Японии
Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Авиация Японии во Второй мировой войне». ОНТИ ЦАГИ, 1996