[snip text=»История службы больших противолодочных кораблей проекта 1134Б: Николаев, Очаков, Азов, Керчь, Петропавловск, Ташкент, Таллин»]
История службы, а также список командиров кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б» за время несения их службы в рядах ВМФ СССР и России.
Содержание
БПК пр.1134Б «Николаев»
Головной корабль проекта 1134Б, был заложен 25 июня 1968 года на стапеле Судостроительного завода имени 61 Коммунара (заводский номер С-2001). Включен в списки кораблей ВМФ СССР 13 августа 1969 года и 19 декабря 1969 года торжественно спущен на воду.
После достройки на плаву и проведения заводских и государственных испытаний, 2 октября 1971 года на «Николаеве» был поднят Военно-Морской флаг. На церемонии присутствовал командующий Краснознаменным Черноморским флотом адмирал В.С.Сысоев.
После доводки корабля 31 декабря 1971 года он был принят в состав ВМФ СССР и определен 8.02.1972 г. в состав КЧФ.
С 11.03.72 г. приказом Главкома ВМФ №091 определен в состав 70 БрПК 30 ДиПК ЧФ. Со сдачей корабля приступили к отработке курсовых задач в сроки, предусмотренные курсами боевой подготовки.
С 5.11.72 г. по 1976 г. корабль проходил службу на Средиземном море и в Атлантике, заходил с визитами в порты Тартус (Сирия) и Дубровник (Югославия). В июне 1975 г. на его борту случилась трагедия — при выполнении полетов потерпел катастрофу корабельный вертолет Ка-25, в которой погибли оба члена экипажа.
В 1976-78 гг. корабль проходил текущий ремонт на заводе им.61 Коммунара в Николаеве. Были заменены ГТУ М5 на М-5Е, проведена модернизация УЗРК «Шторм».
В 1979— 1980 гг. — БС в Средиземном море. В марте 1981 г. при проведении противолодочных учений буксируемое тело ГАС «Вега» зацепило ПА и было повреждено. «Николаев»готовился в поход на Кубу, поэтому на него установили ГАС с «Азова». В апреле — официальный визит в Гавану. Старший похода — вице-адмирал В.А.Самойлов. 1 июля 1981 года начальник ГШ ВМФ СССР адмирал флота Г.М.Егоров посетил корабль и совершил на нем выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя.
С 25.08.1982 г. корабль — в составе 21 ВрПК 30 ДиПК. В 1982-83 гг. деловые заходы в Варну и Бургас (Болгария). Перед переходом на Тихий океан на корабле были установлены салютные орудия 21-КМ-45-мм позади ПУ Б-192.
1983 года по 28 февраля 1984 г. отряд боевых кораблей под флагом командира 10 ОПЭСК вице-адмирала Р.Л.Дымова совершил межокеанский переход в Индийский океан, с заходом во Владивосток. В том же году участвовал в поисковой противолодочной операции в Охотском море, совместно с ТАВКР «Новороссийск», БПК «Василий Чапаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ «К-242» и «К-535», ПА «Б-855», «Б-229» и «Б-404», корабельными вертолетами Ка-27ПЛ с ТАВКР и самолетами Ту-142 и Ил-38.
С 1.03.85 г. выполнял боевые задачи на Тихом океане, 16 июля 1986 г. в ходе командно-штабных учений 10 ОПЭСК в Японском море, БПК «Николаев» столкнулся с БПК «Строгий» (без жертв) и встал на ремонт, после чего в мае-июле 1987 г. совершил благополучный переход в Севастополь и встал на капитальный ремонт 11 ноября того же года.
К сожалению, капитальный ремонт превратился в непрекращающуюся отстойку, а затем, в связи с недостатком финансирования, закончился исключение из списков флота, 30.09.1992.
31 декабря 1992 года БПК «Николаев» окончательно расформирован при 80-процентной готовности. 10 августа 1994 года его корпус был уведен буксирами на слом в Индию.
Бортовые номера БПК «Николаев»: 538 (1972 г.), 539 (1973 г.), 155 и 521 (1974 г.), 523, 526 и 539 (1975 гг.), 597 (1979 гг.), 741 (1979-80 гг.), 155 (1980 г.), 155 (1980 г.), 701 и 703 (1983 г.), 700 (1984 г.), 535 (1985-86 гг.), 582, 701 (1987 г.).
В разные годы кораблем командовали:
- капитан 2 ранга Ю.А.Стадниченко
- капитан 3 ранга К.М.Бурковский
- капитан 3 ранга Ю.И.Ламзин
- капитан 3 ранга А.Васильев
- капитан 3 ранга В.И.Куренков
- капитан 3 ранга В.Н.Баранов
- капитан 2 ранга В.Е.Ионов
- капитан 3 ранга Н.А.Назаров
- капитан 2 ранга Г.Н.Тимошинов (с 1988 г.).
БПК пр.1134Б «Очаков»
Закладка корабля состоялась 19 декабря 1969 года на стапеле Судостроительного завода имени 61 Коммунара в Николаеве (заводский номер С-2002). Закладная доска корабля установлена лично Главнокомандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С.Г.Горшковым.
Спуск на воду состоялся в октябре 1971 года, а 19 мая 1972 года был сформирован экипаж, который в марте того же года разместился на корабле. Швартовные испытания начались 10 ноября 1972 года, 28 июля 1973 года на «Очакове» подняли Военно-Морской флаг.
В марте 1974 г. «Очаков», еще не вступив в состав сил постоянной готовности, принял участие в учениях КЧФ, вступив в охранение ПКР «Москва».
C 1974 по 1990 г.г. решал различные учебные и боевые задачи на Средиземном и Черном морях, выполнив 9 боевых служб, посетив с визитами 14 портов Средиземного моря. Принимал участие в учениях «Океан-75» (1975 г.), в поисковой операции 5 оперативной эскадры ВМФ «Удав» (1976 г.), показе корабля в Новороссийске военным атташе других стран (1979 г.).
Из нештатных ситуаций можно отметить срыв с направляющих зенитной ракеты (раскололась, но не взорвалась, 1982 г.) и случайный пуск 3-х реактивных снарядов в сторону г.Севастополя. 2 из них упали в воду, третий ранил рабочего на берегу (1985 г.).
В 1985 г. БПК «Очаков» «отличился», случайно выпустив в сторону Нахимовского района г.Севастополя 3 реактивных неуправляемых снаряда из ПУ ЗИФ-121. Корабль вернулся из полигона и встал к 12-му причалу лагом для погрузки боезапаса. С обращенного к городу борта были случайно выпущены (при проворачивании) оставшиеся в установке снаряды. Два снаряда упали в воду, а один попал прямо в «ПД-30», ранив при этом одного рабочего.
6 ноября 1977 года БПК «Очаков» награжден вымпелом Министра обороны «За мужество и воинскую доблесть».
В 1977, 1979 и 1986 годах БПК «Очаков» объявлялся лучшим кораблем ВМФ СССР.
С 1990 г. корабль встал на капитальный ремонт и модернизацию под новые виды вооружений на «Севморзаводе» в Севастополе. 9 февраля 1990 г. на корабле возник пожар продолжавшийся более 19 часов, однако судно удалось спасти.
В январе-июле 2005 года БПК «Очаков» был поставлен в док «Севморзавода», на нем была заменена большая часть ржавых конструкций набора и обшивки в районе днища и переменного пояса.
Бортовые номера БПК «Очаков»: 522 (1973 г.), 539 (1974-75 гг.), 526 (1975-76 гг.), 527 (1977 г.), 509 (1978 г.), 529 и 716 (1979 г.), 175 (1980 г.),530 (1977 и 1983 гг.), 745 (1979 г.), 703 (1986-87 гг.), (1988-89 гг.), 707 (с 1.05.1990 г.).
В разные годы кораблем командовали:
- 1972-1975 гг. — капитан 2 ранга И.В.Касатонов
- 1975-1977 гг. — капитан 3 ранга В.Л.Шепелев
- 1977-1980 гг. — капитан 3 ранга А.А.Рыженко
- 1981 гг. — капитан 3 ранга В.П.Свиридов
- 1985 гг. — капитан 2 ранга Н.Н.Жебрак
- 1985-1988 гг. — капитан 2 ранга Е.В.Орлов
- 1988-1990 гг. — капитан 2 ранга В.В.Шевченко
- 1990-1992 гг. — капитан 2 ранга В.П.Савватеев
- 1992-1997 гг. — капитан 2 ранга А.К.Фармазов
- 1997-1999 гг. — капитан 2 ранга А.М.Железняков
- 1999-2002 гг. — капитан 2 ранга Е.Г.Крылов
- С 2002 г. — капитан 1 ранга Е.Г.Шевченко.
БПК пр.1134Б «Керчь»
БПК «Керчь» был включен в состав кораблей ВМФ СССР 25 декабря 1969 года, заложен 30 апреля 1971 года (заводский номер С-2003), и спущен на воду 21 июля 1972 года. Военно-Морской флаг поднят 25 декабря 1974 года и этот день объявлен общекорабельным праздником, в этот же день БПК включен в состав 70 БрПК ЗОДиПК КЧФ.
В 1976 г. в первой боевой службе БПК обозначал военное присутствие СССР в восточном Средиземноморье во время агрессии Израиля против Ливана, после возвращения в Севастополь, с 1 декабря 1977 года по 28 июня 1978 года и с 3 мая по 15 октября 1979 года, снова боевая служба в Средиземном море.
16 октября 1981 года заместитель МО СССР Маршал Советского Союза К. С. Москаленко на борту «Керчи» совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя. В 1982 г. учавствовал в учениях «Щит-82», с 3 по 20 сентября 1983 года — в учениях КЧФ в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР, с 12 по 21 марта 1984 года БПК «Керчь» участвовал в учениях «Союз-84», а с 9 по 1 августа 1984 года осуществил официальный визит в порт Варна (Болгария).
После этого визита с кораблем произошел чрезвычайно серьезный инцидент. Один из мичманов, перед выходом в обратный путь, провернул главные механизмы, не проверив наличие масла, в результате главная энергетическая установка корабля была выведена из строя. Последовал длительный ремонт на «Севморзаводе», однако, это по большому счету, корабль спасло в 1990-ые, ведь неспокойную для страны пору он встретил относительно «свежим». Из-за ремонта и модернизации, включавшей замену турбины, установку новых УРК-5 «Раструб» и УЗРК «Шторм-Н», а также новейшую станцию РЛС «Подберезовик», БПК «Керчь» вышел в плавание только в 1988 г.
С 23 июня по 2 июля 1989 года состоялся официальный визит корабля в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа 1989 года — официальный визит в Варну.
С 25 мая по 25 октября 1991 г. БПК «Керчь» ходил в последнюю боевую службу под флагом СССР, а затем, 4 по 16 февраля 1992 г. был флагманом Средиземноморской эскадры и участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США.
1 марта 1993 г. при выполнении швартовки корабль врезался в бетонную стенку причала кормой и встал на ремонт. Тем не менее в том же году успел ещё раз сходить в боевую службу и даже завоевать Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.
В 1994 г. БПК «Керчь» обеспечивал безопасность во время визита Президента РФ Б.Н.Ельцина в Грецию, с 18 по 22 августа 1996 г. заходил с визитом в Варну, а в ноябре 1998 г. (под флагом заместителя командующего ЧФ контр- адмирала А.В.Ковшаря), с официальным визитом во Францию (Канны) и Италию (Мессина).
В 2005 г. корабль прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе, в процессе которого был заменен один из турбогенераторов, устранено биение левой валолинии, выполнен ряд корпусных работ, отремонтирована донно-забортная арматура.
В 2006 БПК прошел докование в Севастополе на «Севморзаводе». Там же был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберезовик».
За время нахождения в составе сил постоянной готовности кораблем пройдено более 180 000 миль. В 1978 году БПК «Керчь» был награжден призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в 1979 году отмечен вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1980 году корабль награжден переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ, в 1993 г. взял приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.
Носил бортовые номера: 524 (1974 г.), 529 (1975-76 гг.), 534 (1977 г.), 703 (1978 и 1985 гг.), (1979-80 гг.), 539 (1986 г.), 708 (1987-89 гг.), 717 (1989 г.), 711 (1990 г.), 713 (2000 г.).
В разное время кораблем командовали:
- капитан 3 (2) ранга Ю.Г.Гусев
- капитан 3 (2) ранга В.Гришанов (1979 г.)
- капитан 2 ранга Нягу (1981 г.)
- капитан 3 (2) ранга А.В.Ковшарь (05.1982- 1984 гг.)
- капитан 2 ранга Е.В.Орлов (1984-86 гг.)
- врио — капитан 3 ранга К.Клепиков (1986 г.)
- капитан 2 ранга Г.Шевченко (1986-87 гг.)
- капитан 2 ранга А.И.Павлов (1987-89 гг.)
- капитан 2 ранга Авраменко (04.1993 г.)
- капитан 2 ранга А.Е.Демиденко
- капитан 2 ранга С.Б.Зинченко (1997 г.)
- капитан 2 (1) ранга О.Игнасюк
- капитан 1 ранга О.Пешкуров (с конца декабря 2006 г.).
БПК пр.1134Б «Азов»
БПК «Азов» заложен 21.06.1972 г. на стапеле завода им.61 Коммунара в Николаеве. Спущен на воду 14.09.1974 г. 21.06.1975 г. на корабле был поднят Государственный флаг СССР.
10 мая 1977 г. БПК убыл в Николаев для установки комплекса УМРК С-300Ф, в испытаниях которого корабль был задействован до декабря 1980 г.
В мае 1985 г. корабль выполнил программу летно-конструкторских испытаний ЗРК «Шторм-Н», также был задействован в отработке стрельб УМРК С-300Ф по нескольким ракето-мишеням на высотах от 3 до 50 метров.
10-17.03.1986 г. «Азов» в составе 30 ДиНК участвовал в проверке главной инспекции МО СССР по выполнению боевых упражнений ПТ-2, РС-70ПХ, АС-70ПХ. Из-за сброса «высокого» напряжения АРЛС «Турель» правого борта артиллерийский комплекс АК-726 не смог выполнить артиллерийскую стрельбу на самоуправлении по РМ-35, за что получил оценку «неудовлетворительно». Общая инспекторская оценка — «неудовлетворительно».
с 4 по 14.06.1986 г. принимал участие в штабных учениях кораблей 5-й флотилии с выходом в Средиземное море. Задачу выполнил с оценкой «отлично». 14-17.09.1987 г. повторная проверка главной инспекцией МО СССР. В ходе проверки проводились учения двухстороннего встречного боя в составе КПУГ 21 БрПК и выполнение опытовой ракетной стрельбы РС-70 по 7 ракето-мишеням, которые совершали «звездный налет» на ордер кораблей. В результате применения УМРК 4 мишени были уничтожены. По итогам 1987 г. БПК был признан лучшим кораблем флота по ПВО, ракетной, артиллерийской и противолодочной подготовкам.
20.01-16.06.1988 г. выполнял задачу по несению боевой службы в Средиземном море. Во время БС принимал участие в учении «Осень-88»,с дружественными визитами посетил порты Тартус (Сирия) и Триполи (Ливия). Последний заход осуществлялся под флагом главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота В.М.Чернавина.
В 1989 году «Азов» завоевал Приз Главкома ВМФ СССР по ракетной подготовке. с 28 мая по 25 декабря 1990 г. выполнял задачу по несению боевой службы в Средиземном море. Под флагом командующего 5 ОПЭСК контр-адмирала Горбунова совершил визит в порт Тартус (Сирия), а с 25 июня по 1 июля 1990 года побывал в кубинском порту Гавана.
С 27 мая по 3 июня 1991 г. снова БС в Средиземном море, с 27 ноября 1992 по 8 ноября 1993 гг. БПК «Азов» принимал участие в выполнении специальных задач при объявлении чрезвычайного положения в Абхазии. В 1994 году БПК «Азов» завоевал приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке. Принял участие в параде в честь 300-летия флота России.
12.06.1997 г. состоялась церемония спуска флага ВМФ СССР и подъема Андреевского флага ВМФ России. Вскоре последовало решение о сдаче корабля на слом в связи с «нецелесообразностью ремонта и утратой первоначальных тактических характеристик». 1.11.1998 г. «Азов» вывели из состава ВМФ, а 10.12.1998 г. в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом, на нем торжественно спустили Андреевский флаг. Имя «Азов» было передано БДК пр. 775, входящего в состав 30 ДиНК ЧФ РФ.
На проданном с аукциона и стоящем на разборке «Азове» 21.03.2000 г. возник сильный пожар, который удалось ликвидировать к утру 22 марта. Пожарные предотвратили взрыв остатков ГСМ и возможность экологического загрязнения бухты мазутом. Вскоре после пожара началось быстрое срезание остатков надстроек «Азова», а сам корпус был отбуксирован в устье Черной речки и там окончательно утилизирован.
Носил бортовые номера: 532 (с постройки), 717 (в процессе службы), 701 (последний бортовой номер).
В разное время кораблем командовали:
- капитан 3 ранга А.А.Лысенко (10.1974- 08.1979 гг.)
- капитан 3 ранга Волобуев (1979 г.)
- капитан 3 ранга В.Васюков
- капитан 3 ранга Зайков
- капитан 3 ранга Михеев
- капитан 2 ранга А.Челпанов (01.1990 г.)
- капитан 2 ранга А.К.Фармазов (06.1991-1992 гг.)
- капитан 2 ранга А.Василяускас (09.1995 г.)
- капитан 2 ранга А.Богданов (12.1998 г.).
БПК пр.1134Б «Петропавловск».
БПК «Петропавловск» пр. 1134Б включен в состав ВМФ СССР 4 января 1972 года и 9 сентября 1973 года заложен под заводским номером С-2005 на николаевском ССЗ имени 61 Коммунара. Спуск на воду состоялся 22 ноября 1974 года и 29 декабря 1976 года корабль вступил в строй. После приемки БПК от промышленности на нем выполнялись работы по переоборудованию ангара под перспективный вертолет и установки системы автоматизированного привода вертолета «Привод-СВ». С 5 февраля года БПК «Петропавловск» включили в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота.
В конце 1977 г., он совместно с ПКР «Москва» вышел в Средиземное море для выполнения задач боевой службы, с последующим переходом к месту постоянной дислокации. Переход не состоялся: ошибочные действия личного состава носовой батареи ЗУР привели к включению орошения погреба №4 и выводу из строя всего комплекта ЗУР В-611 носового «Шторма». Корабль был вынужден возвратиться в базу для смены боезапаса.
С 24 февраля по 3 июля 1979 года «Петропавловск» в составе ОБК совершил переход из Севастополя во Владивосток вокруг Африки с несением боевой службы в Индийском океане.
С 24.04.1979 г. «Петропавловск» определен в состав 175 БрРК 10 ОПЭСК КТОФ. По пути корабль совершил с 30.03 по 3.04 деловой заход в Луанду (Ангола), затем с 14.04 по 20.04 — в Мапуту (Мозамбик), с 26.04 по 28.04 — в Порт-Луи (Маврикий) и с 26.05 по 2.06 — в Аден (НДРЙ). По итогам боевой и политической подготовки за 1979 г. экипаж БПК добился лучших успехов и был объявлен отличным.
В 1980 г. его экипаж выступил инициатором социалистического соревнования в ВМФ, был награжден вымпелом МО СССР «За мужество, воинскую доблесть и высокую морскую выучку проявленные на учениях» и занесен на Доску почета передовых частей и кораблей социалистического соревнования СА и ВМФ.
В 1981 и 1982 гг. корабль привлекался к БС в Индийском океане. В 1983 году БПК принимал участие в опытовом учении ПВО ТОФ по отражению одновременного удара 5 крылатых ракет «противника». Все КР были поражены. В том же году под командованием капитана 2 ранга А.М.Клименка в течение 54 суток находится у острова Монерон — с корабля осуществлялось руководство подъемом со дна моря обломков сбитого южнокорейского «Боинга» рейса №007 и охраны района работ.
В 1983 году завоевал еще один приз Главкома по ПВО. В 1984 году впервые в ВМФ СССР БПК выполнил опытовую стрельбу по трем скоростным мишеням КСР-5НМ с интервалом пуска ЗУР 15 сек., все мишени были поражены.
В 1984 году «Петропавловск» получил призы главнокомандующего ВМФ по зенитно-ракетной и противолодочной подготовке, а по итогам года его объявили лучшим надводным кораблем ВМФ СССР по ПВО и ПЛО.
В 1985 г. — боевая служба в Индийском океане. С 9 октября 1986 года по 12 февраля 1990 года прошел средний ремонт и модернизацию во Владивостоке на «Дальзаводе» имени 50-летия СССР.
В 1993 году «Петропавловск» дважды выходил в Восточно-Китайское и Южно- Китайское моря для защиты судоходства и обеспечения возвращения во Владивосток буксира «Фотий Крылов», также способствовал освобождению от захвата пиратами теплохода «Иван Крамской».
30.08.1994 г. БПК был переподчинен в состав 44 БрПК, сформированной на основе 48 ДиПК и 201 БрПК, с дислокацией в бухте Золотой Рог.
После исключения корабля из боевого состава ВМФ предполагалось переоборудовать его в учебный (для замены УК «Бородино»), поскольку он содержался в идеальном состоянии. Однако, в связи с отсутствием финансирования «Петропавловск» в 1996 году разоружили, а 26.02.1997 г. исключили из состава ВМФ России. Корабль сдали в ОФИ для демонтажа и реализации, а затем продали для разделки на металл в Индию.
Носил бортовые номера: 536 (1976 г.), 527 (1977 г.) 732 (1978 г.), 565 (1985 г.), 561 (1990-93 гг.), 516 (с 1993г.).
В разное время кораблем командовали:
- капитан 2 ранга А.А.Колесников, капитан 2 ранга А.Е.Лысенко (1979 г.)
- капитан 3 ранга А.С.Кузьмин (1979-1982 гг.)
- капитан 2 ранга А.М.Клименок (1982-1984 гг.)
- капитан 1 ранга С.Л.Блюмин
- капитан 2 ранга В.Чепарский
- капитан 2 ранга Е.В.Яковлев.
БПК пр.1134Б «Ташкент»
Корабль включен в списки ВМФ 5 июля 1974 года и 22 ноября 1974 года заложен на ССЗ имени 61 Коммунара в Николаеве (заводский номер С-2006), спущен на воду в ноябре 1975 года. Вступление в строй состоялось 31 декабря 1977 г. 17 февраля 1978 г. года БПК «Ташкент» приказом ГК ВМФ включен в состав КТОФ, но временно корабль был переподчинен приказом командующего ЧФ в состав 11 БрПК 30 ДиПК ЧФ.
24 февраля 1979 года вышел из Севастополя и на переходе во Владивосток совершил деловые заходы: в порт Накала (Мозамбик) и порт Виктория (Республика Сейшельские острова).
С 24.04.1979 г. включен в состав 175 БрРК 10 ОПЭСК. С 13 мая 1979 года корабль передан в состав 8 ОПЭСК ВМФ для несения боевой службы в Индийском океане.
В 1980 году приказом ГК ВМФ ударная группа в составе БПК «Ташкент», «Маршал Ворошилов» и СКР «Грозящий» объявлена лучшей в ВМФ по нескольким видам боевой подготовки. БПК «Ташкент» удостоен приза ГК ВМФ и объявлен «Отличным кораблем». В 1981 г. первый заместитель начальника ПУ КТОФ контр-адмирал А.М.Славский вручил экипажу «Ташкента» переходящее Красное знамя Приморского крайкома КПСС, крайисполкома и крайкома ВЛКСМ.
В 1982 году корабль под командованием капитана 2 ранга В.Ф.Еловского успешно выполнил задачи БС в Индийском океане и подтвердил звание «Отличный». В 1983 году БПК (совместно с «Петропавловском» и «Таллином») нес БС в Индийском океане и посетил порт Аден. Командование и личный состав кораблей продемонстрировали героический труд, находясь в длительном штормовом плавании и непрерывном дежурстве, но при этом проявляли исключительное понимание текущего момента — не жалуясь на трудности, поддерживали корабли в постоянной боевой готовности. В том же году корабль участвовал в опытовом учении флота по ПВО по отражению одновременного удара 5 крылатых «противника». Все цели были поражены.
В 1984 г. при стрельбе ракето-торпедами не сошла с направляющих ракета, резервная цепь стрельбы не сработала, создалась угроза взрыва аккумуляторного отсека в торпеде и пожара. Благодаря смелым, грамотным и решительным действиям флагманского специалиста эскадры капитана 2 ранга В.Сивцова взрыв был предотвращен.
В 1984 г. «Ташкент» привлекался к несению БС в Индийском океане, с 29.03 по 16.04.1985 г. корабль принимал участие в масштабных учениях Тихоокеанского флота, в ходе которых отрабатывался комбинированный удар по Перл-Харбору, производилась поисковая операция в Филиппинском море с целью выявления позиций американских подводных лодок, отрабатывался встречный бой с ракетными кораблями «противника» в проливе Лаперуза.
С 15 по 17 октября 1987 г. было проведено первое совместное советско-северо-корейское учение сил Тихоокеанского флота и Восточного флота ВМС Корейской Народной Армии по теме «Разгром десантного отряда на переходе морем» под руководством командующего Тихоокеанским флотом адмирала В.В.Сидорова. В том же году «Ташкент» выполнял задачи БС в Индийском океане.
В 1988 г. «Ташкент» в последний раз нес БС в Индийском океане. Предполагалась модернизация корабля по пр. 11346. БПК возвратился на Черное море для проведения капитального ремонта и перевооружения на ССЗ имени 61 Коммунара. В Николаев корабль прибыл 20 декабря 1989 года.
После распада СССР финансирование ремонта прекратилось и к 3 июля 1992 года БПК «Ташкент» разоружили и исключили из состава ВМФ РФ. Расформирован корабль был 29 октября того же года и 10 августа 1994 года уведен на буксире в Индию для разделки на металлолом.
Носил бортовые номера: 528 (1978 г.), 705 (1979 г.), 716 (1979 г.), 573, 556, 516 (1988 г.).
В разное время кораблем командовали:
- капитан 2 ранга Е.Д.Здесенко
- капитан 2 ранга В.Ф.Еловский
- капитан 1 ранга Морозов
- капитан 2 ранга Н.Малкин.
БПК пр.1134Б «Таллин»
БПК «Таллин» включен в списки ВМФ СССР 7 мая 1975 года и 5 ноября 1975 года заложен на ССЗ имени 61 Коммунара в Николаеве, строительный номер С-2007. Спуск на воду состоялся ровно через год — 5 ноября 1976 года, а 17 ноября 1979 года корабль вышел в море на государственные испытания. Военно-Морской флаг впервые поднят на корабле 23 февраля 1980 г.
БПК «Таллин» стал первым кораблем в серии, получившим на вооружение универсальный ракетный комплекс «Раструб»
28 мая 1980 года «Таллин» покинул Севастополь, направляясь на боевую службу в Средиземное море. Предполагалось перевести «Таллин» во Владивосток по Северному морскому пути, но в итоге БПК убыл обычным маршрутом.
В 1981 году корабль успешно выполнил задачи боевой службы в Индийском океане и с 13 по 17 декабря БПК «Таллин» вместе с СКР «Летучий» совершил официальный визит в порт Мапуту (Мозамбик), а также посетил с деловыми визитами порты Аден, Виктория и Мапуту.
В 1982 году БПК «Таллин» вновь вышел на БС в Индийский океан и посетил с деловым заходом порт Виктория на Сейшельских островах. В Виктории десантный взвод с «Таллина» обеспечивал суд над взятыми в плен при попытке переворота наемниками. В 1983 году корабль находился на БС, посетил порты Аден и Виктория. Официальный визит БПК «Таллин» под флагом командующего эскадрой ВМФ контр-адмирала Ф.Н.Громова в порт Массауа (Эфиопия) состоялся с 16 по 20 февраля 1984 г. В октябре того же года БПК «Таллин», эскортируя ТАВКР «Минск», находился в районе Дананга и участвовал в советско-вьетнамских учениях по высадке десанта. Отрядом советских кораблей командовал вице-адмирал Н.Я.Ясаков.
С 1.03.1985 г. корабль был переподчинен в состав 183 БрПК. В августе 1985 года отряд кораблей эскадры в составе БПК «Таллин», СКР «Порывистый» и «Рьяный» под командованием вице-адмирала Н.Я.Ясакова посетил с официальным визитом северокорейский порт Вонсан. Второе совместное учение Тихоокеанского флота и ВФ ВМС КНА на тему «Развертывание ПЛ в условиях минной и противолодочной опасности и нанесение совместных ударов корабельным группировкам противника» прошло с 13 по 16 октября 1987 г. Этим учением уже руководил командующий ВФ ВМС КНА вице-адмирал Квон Сан Хо, а заместителем руководителя по силам ТОФ был контр-адмирал Б.Ф.Приходько.
В апреле 1988 года КПУГ в составе БПК «Маршал Ворошилов», «Таллин», СКР «Рьяный» и «Горделивый» во взаимодействии с АПЛ «К-436» и авиацией ПЛО осуществили вывод в район боевого дежурства РПКСН «К-479». Затем отряд кораблей провел контрольный поиск иностранных субмарин вдоль Курильской гряды.
С 25 по 29 октября 1988 г. боевые корабли в составе БПК «Таллин», СКР «Горделивый», «Рьяный» и ракетных катеров «Р-76», «Р-83», «Р-229», «Р-230» приняли участие в третьем совместном учении с силами Восточного флота Северной Кореи под руководством командующего ВМФ КНДР адмирала Ким Ир Чхоля. В ходе учения корабли посетили порт Начжин.
В сентябре 1989 г. проведено четвертое (и последнее) совместное учение с КНДР на тему «Ведение совместных боевых действий по разгрому корабельных группировок противника при защите морских коммуникаций».
В 1990 г. «Таллин» был поставлен в ремонт на «Дальзавод». После полутора лет работ ремонт фактически был заморожен из-за отсутствия денег, которые отпускались только на обеспечение стоянки.
В сентябре 1992 года корабль получил новое имя — «Владивосток». И хотя ремонт был завершен на 70 процентов, больше средств на его продолжение не было. Предлагалось переоборудовать корабль в учебный, но в итоге «Владивосток» вывели из состава флота и продали на слом в Индию в 1994 году.
Носил бортовые номера: 547 (1985 г.), 711, 531 (1989 г.), 730.
В разное время кораблем командовали:
- капитан 2 ранга Ю.Г.Устименко
- капитан 3 ранга В.В.Кобелев
- капитан 2 ранга В.П.Вороков
- капитан 2 ранга С.Журавлев
- капитан 2 ранга Н.Нагервадзе.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет