Содержание Характеристики легких авианосцев серии «Унрю» |
|
---|---|
Страна: | Япония |
Тип: | Легкий авианосец |
Дата выпуска: | Заложен 01.08.1942, спущен на воду 25.09.1943, вступил в строй 06.08.1944 |
Водоизмещение: | Полное: 22 400 тонн |
Длинна: | 227,4 метра |
Ширина: | 22 метра |
Осадка: | 7,8 метра |
Бронирование: | см. текст |
Экипаж: | 1595 человек |
Силовая установка: | 152 000 л.с. |
Дальность хода: | 8 000 миль |
Максимальная скорость: | 34 узла |
Вооружение: | 12x127-мм, 51(89)x25-мм, 6x28x120-мм ПУ |
Авиагруппа: | 63 самолета |
К началу Второй Мировой войны японское флотское командование уже оценило мощь больших авианосных соединений кораблей и пришло к выводу о необходимости серийного строительства авианосцев. В рамках «Пятой программы пополнения флота» 1940 года, среди прочего, значились сразу 6 новых авианосцев (тип «Унрю»). В качестве прототипа новой серии был выбран авианосец «Хирю», как компромисс между боевыми характеристиками судна и его стоимостью.
История проекта
После сражения у атолла Мидуэй, закончившегося для японского флота крупным поражением, вопрос срочного восполнения понесенных потерь встал ребром. Для ускорения постройки, проект нового авианосца подвергся упрощению с целью унификации с уже имеющимися механизмами и оборудованием.
На это ушло определенное время, и только в концу 1942 года были заложены первые три запланированных к постройке авианосца. Строительство следующей тройки началось в 1943 году.
Первые три корабля серии «Унрю» были заложены в конце 1942 г., остальные три — в 1943 г. При этом, обновленная кораблестроительная программа, принятая в 1942 году предусматривала постройку ещё 11 авианосцев типа «Унрю» и 8 типа «Тайхо». Всей это массе судов успели присвоить только порядковые номера: 800, 5002, 5005, 5008-5015, но к постройке даже не приступили.
Постройка авианосца
Корпус авианосцев типа «Унрю» почти полностью повторял «Хирю», но в отличие от прототипа островная надстройка была перенесена на правый борт и значительно расширена. Ее возросший вес компенсировался увеличенной шириной корпуса выше ватерлинии по левому борту.
Для увеличения общей прочности полетной палубы число самолетоподъемников сократили до двух, носового и кормового, конструкция же самой полетной палубы была усилена. Броневой пояс имел толщину 25 мм и простирался на протяжении машинных и котельных отделений, топливных цистерн и погребов боезапаса, над ним находилась броневая палуба толщиной 45 мм.
По сравнению с первоначальным вариантом значительно больше внимания было уделено противоторпедной защите и обеспечению живучести: встроенные в корпус були разделили большим числом водонепроницаемых переборок и оснастили водоотливной системой, установили 50-мм противоторпедную переборку; посты заправки самолетов топливом и подвески оружия перенесли на полетную палубу, ангары оборудовали огнеупорными жалюзями и современными системами пожаротушения. Погреба боезапаса и цистерны авиационного бензина дополнительно защитили заполненными бетоном отсеками, кроме того, чтобы уменьшить опасность пожара, емкость цистерн авиабензина была ограничена 216000 л.
Несмотря на предпринятые меры, все японские легкие авианосцы («Унрю» и «Хирю»), были достаточно уязвимыми кораблями. Относительно небольшое водоизмещение не позволяло разместить ни броневую полетную палубу, ни достаточно мощную противоторпедную защиту. Поэтому была разработана специальная тактика взаимодействия соединения авианосцев типа «Унрю» с хорошо забронированным и защищенным авианосцем поддержки «Синано». Самолеты, взлетевшие с кораблей типа «Унрю» после удара по противнику должны были садиться на «Синано», где их готовили к новому вылету, тогда как сами авианосцы к моменту ответной атаки врага отошли бы за пределы радиуса действия его самолетов.
Авианосцы «Унрю», «Амаги», а также однотипные с ними, но недостроенные «Касаги» и «Икома» получили главные механизмы, аналогичные машинам авианосцев «Хирю», «Сорю» и крейсеров типа «Могами». На кораблях, строившихся в Куре («Кацураги» и «Азо»), были установлены механизмы другого типа — по два комплекта стандартных турбоагрегатов эсминцев, приспособленные для размещения в машинных отделениях авианосцев. Несмотря на меньшую мощность — 104000 л.с. вместо 152000 л.с. — разница в максимальной скорости оказалась не слишком велика: во время испытаний «Унрю» развил 34 узла, тогда как «Кацураги» — 32,7. На всех кораблях серии было установлено по 8 котлов Канпон модель «Ро-го» большой версии.
Авиагруппа авианосцев «Унрю»
Состав авиагруппы авианосцев претерпевал значительно изменялся по ходу работ. По проекту предусматривалось иметь в составе авиагруппы:
- 18 истребителей A6M5c + 2 резервных
- 18 ударных самолетов B7A «Рюсей» + 2 резервных
- 4 разведчика C6N1 «Саиун».
Два самолетоподъемника имели размер 14×14 м в расчёте на машины новых типов, для приема самолетов служил 9-тросовый аэрофинишер и 3 аварийных барьера (3 троса и один барьер в носовой части полетной палубы и 6 тросов и 2 барьера в корме). Барьер тип 3 был способен задержать выполняющий аварийную посадку самолет массой до 6500 кг.
Вооружение авианосцев «Унрю»
Зенитное вооружение включало стандартный набор из 12х127-мм/40 универсальных орудий «тип 89» в спаренных установках (5 установок модели A1, а одна модели A2), дополненный 51х25-мм зенитным автоматом «тип 96».
В октябре 1944 г. на «Унрю» и «Амаги» число 25-мм автоматов довели до 89, а также установили 6х28-ствольных установок пуска неуправляемых ракет. Управление огнем 127-мм орудий осуществлялось при помощи трех стабилизированных постов наводки тип 94 мод. 2 с 4,5-метровыми дальномерами тип 89 и зенитного прибора управления стрельбой тип 94 мод. 1, для управления огнем автоматов служили до 10 прицельных визиров тип 95. Дополнялось вооружение двумя радарами тип 21 поиска воздушных и надводных целей и одним тип 13 поиска воздушных целей.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ Японии