Эскадренный миноносец «Новик» — легенда отечественного судостроения. Этот корабль во многом опередил свое время и вобрал в себя множество передовых достижений. Не будет ошибкой назвать этот корабль первым в мире настоящим эсминцем — не специализированным минно-торпедным судном, а универсальным боевым кораблем.
Сам «Новик», головной корабль серии, проектировался конструкторами немецкой фирмы «Вулкан» совместно с инженерами Путиловского завода по заказу «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». По результатам конкурса в 1909 г. заказ на постройку был передан «Обществу Путиловских заводов» Санкт-Петербурга.
Интересно, что эсминец в ходе проектирования и постройки классифицировался как минный крейсер — настолько непривычными были для корабля «второстепенного назначения» были большие водоизмещение «Новика» и мощное артиллерийское вооружение.
Эсминец был первым в России «нефтяником», на нем же, впервые была установлена турбинная двигательная установка. Конструкция эсминцев типа «Новик» оказалась настолько удачной, что определила на долгие годы не только путь развития российского, а позже — советского флотов, но и тенденцию к постепенному росту водоизмещений и возрастания роли эсминцев во всех флотах мира.
Судьба первенца, самого эсминца «Новик» прекрасна и трагична одновременно — вступив в строй в 1913 году, прошел Первую Мировую войну, пережил развал флота в Гражданскую войну, увидел рождение нового флота с приходом советской власти (с 1923 года, с новым именем — «Яков Свердлов») и погиб в августе 1941 года подорвавшись на мине, при переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.
В период с 1911 по 1917 гг. построено/заложено 46 единиц эскадренных миноносцев проекта «Новик». Эти корабли строилась сериями — всего таких серий было шесть. Каждая из них (что в принципе традиционно для российского и советского флотов) отличалась характеристиками от предыдущей. «Новик» в этой классификации считается «внесерийным», в начале статьи приведены именно его характеристики на момент сдачи флоту в 1913 году.
1. Серия эсминцев типа «Дерзкий»: «Дерзкий», «Беспокойный», «Гневный», «Пронзительный» (4 корабля).
Строились по программе 1911 г. «Ассигнования средств на усиление Черноморского флота» «Обществом Николаевских заводов и верфей» г. Николаев. Конструктивно идентичны «Новику», но снабжены менее мощной турбиной, а количество 102-мм орудий уменьшено до 3. Все 4 эсминца переданы в состав Черноморского флота в 1914 г.
2. Серия эсминцев типа «Счастливый»: «Счастливый», «Быстрый», «Громкий», «Поспешный», «Пылкий» (5 кораблей).
Строились по программе 1911г. «Ассигнование средств на усиление Черноморского флота». Строительство серии начинали несколько разных предприятий, поставку комплектующих осуществляла немецкая фирма «Вулкан». По причине начавшейся войны эсминцы «Счастливый», «Громкий» и «Поспешный» достраивало «Общество Николаевских заводов и верфей», а «Быстрый» и «Пылкий» — Невский металлический завод. Серия идентична кораблям серии «Дерзкий». Все эсминцы вступили в строй в 1915г.
3. Серия эсминцев типа «Орфей»: «Орфей», «Азард», «Гром», «Десна», «Забияка», «Летун», «Победитель», «Самсон» (8 кораблей).
Строились в соответствии с большой судостроительной программой 1913 — 1917 гг. для Балтийского флота. В качестве прототипа выбран проект эсминца «Счастливый». На кораблях серии устанавливались по 4 трехтрубных торпедных аппарата и была увеличена мощность двигательной установки. Строились на верфях «Общества Путиловских заводов». «Забияка» и «Победитель» вступили в строй в 1915 г., остальные — в 1916 г.
4. Серия эсминцев типа «Гавриил»: «Гавриил», «Михаил», «Сокол», «лейтенант Ломбард», «Владимир». «Константин», «лейтенант Дубасов», «капитан Конан Зотов», «капитан Кроун», «капитан Белли», «капитан Керн», «капитан Кинсберген», «капитан Изыльметьев», «лейтенант Ильин» (14 кораблей).
Строились в соответствии с большой судостроительной программой 1913 — 1917 гг. для Балтийского флота. Восемь эсминцев были заказаны «Обществу Путиловских заводов», еще 6 строились на судостроительном заводе Русско-балтийского акционерного общества в г. Ревель. Идентичны эсминцам типа «Орфей». «Гавриил», «капитан Изыльметьев», «лейтенант Ильин» были построены в 1916 г., «Константин», «Владимир», «капитан Кинсберген» — в 1917 г.,»капитан Белли», «капитан Керн» — после 1917г., остальные корабли достроены не были.
5. Серия эсминцев типа «Изяслав»: «Изяслав», «Прямислав», «Брячислав», «Федор Стратилат», «Автроил» (5 кораблей).
Строились в соответствии с большой судостроительной программой 1913 — 1917 гг. для Балтийского флота. Проектировались французской фирмой «А. Норманд» на основе проекта эсминца «Новик», строились на предприятиях акционерного общества «Беккер и К». Являлись наиболее мощными и крупными эсминцами русского флота. В отличии от «Новика» оснащались противокреновыми цистернами Фрама, пятью 102 мм орудиями, имели вертикальные образования бортов корпуса. «Изяслав» поступил на вооружение Балтийского флота в 1916г., «Автроил» — в 1917г., «Прямислав» — после 1917г. «Брячислав» и «Федор Стратилат» достроены не были.
6. Серия эсминцев типа «Керчь» (т.н. «ушаковская» серия): «Керчь», «Федониси», «Гаджибей», «Калиакрия», «Занте», «Цериго», «Корфу», «Левкас» (8 кораблей).
Заказаны в соответствии программы нового усиления Черноморского флота 1914г. «Обществу Николаевских заводов и верфей». за основу взят проект эсминца «Дерзкий» с исправлением некоторых недостатков, выявленных в процессе эксплуатации. Кормовой торпедный аппарат был заменен 102 мм орудием. «Керчь», «Федониси», «Гаджибей», «Калиакрия» были введены в строй Черноморского флота в 1917г., «Занте», «Корфу» и «Левкас» — после 1917г., «Цериго» — в 1919г.
В конце 1916 в начале 1917 были заложены ещё 12 эсминцев второй «ушаковской» серии, но ни один корабль построен не был.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ России/СССР
источник: компиляция по материалам cris9.narod.ru