Характеристики тяжелого бронеавтомобиля БА-5 |
|
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Тяжелый бронеавтомобиль (6х4) |
Дата выпуска: | 1935 г |
Длинна: | 5,3 м |
Ширина: | 2,4 м |
Высота: | 2,5 м |
Броня, лоб: | 4—9 мм |
Броня, борт: | 4—9 мм |
Броня, башня: | 4—9 мм |
Экипаж: | 6 человек |
Двигатель: | 73 л.с. |
Дальность хода: | 260 км |
Максимальная скорость: | 50 км/ч |
Масса: | 8 тонн |
Вооружение: | 1х 45-мм пушка 20К, 3х 7,62-мм пулемета ДТ |
Тяжелый бронеавтомобиль БА-5 создан на базе трехосного грузовика ЗИС-6 (6×4) в 1934 году на Московском автомобильном заводе им.Сталина. В отличие от предшественника БА-3 броневик получился более просторный, удобный для экипажа, к тому же, превосходящий его по защите, вооружению и имеющий хороший потенциал развития.
К сожалению, мощности двигателя для БА-5 явно не хватало, поэтому машина имела весьма посредственную проходимость, также критики подвергались её чрезмерно крупный корпус. Надо сказать, что в ретроспективе как раз-таки эти две проблемы, на самом деле проблемами не являлись: двигатель ЗИС-5 сравнительно новый, вполне мог быть усовершенствован, а корпус за счет более рациональной перекомпоновки мог существенно уменьшиться в размерах.
На практике этим деталям значения не предали, поэтому изготовленный в 1935 году на Ижорском заводе единственный экземпляр БА-5, так и остался единственным. Чтобы обойти проблему с двигателем, в том же 1935-м пытались поставить броневик на рельсы, по типу бронедрезины, однако дело также застопорилось на стадии проекта.
Бронекорпус сварен из плоских листов толщиной 4—9 мм. Цилиндрическая башня целиком (с вооружением) заимствована от танка Т-26, для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел ТОП образца 1930 года.
2 пулемета ДТ смонтированы в шаровых установках в лобовом и кормовых листах машины. БА-5 имел дублированный пост управления — запасной находился в задней части машины, был оборудован рулем, полным комплектом педалей, сиденьем и фарами. Само собой на машине был предусмотрен демультипликатор, позволявший машине двигаться назад с повышенными скоростями.
Для посадки в машину и выхода из нее в бортах корпуса имелись небольшие открывавшиеся вперед прямоугольные двери на внешних петлях.
В отделении управления слева располагался водитель, справа — командир машины. Перед ним в наклонном лобовом листе корпуса был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью и небольшие окна с бронекрышками в боковых дверях. В кормовой части корпуса, имевшего более сложную конфигурацию за счет размещения там заднего поста управления и кормового пулемета, слева сидел водитель заднего руля, в распоряжении которого имелся полный комплект всех органов управления бронемашиной.
Наблюдать за дорогой он мог через такое же окно, как и спереди, кроме того, для дополнительного обзора слева в борту корпуса имелось маленькое квадратное окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью. Все смотровые щели были оборудованы пулестойкими приборами наблюдения ПТ-К. Справа от водителя в выступающей прямоугольной рубке находился боевой пост кормового стрелка, который обслуживал 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в задней стенке этой рубки.
Бронеавтомобиль БА-5, вид спереди
В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, располагался шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-6, который развивал мощность 73 л.с. и взаимодействовал с трансмиссией, состоявшей из двухдискового сцепления сухого трения, четырехскоростной коробки передач с демультипликатором, карданных передач и дифференциалов. Такая силовая установка позволяла 8-тонной бронемашине развивать на дорогах с твердым покрытием максимальную скорость 50 км/ч. С полными топливными баками, вмещавшими 120 литров бензина, машина могла пройти 260 км.
В неполноприводной (6×4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами типа ГК. Колеса ведущих задних осей были двухскатными и располагались в нишах кормовой части корпуса. На бортах нижней части корпуса перед отделением управления крепились запасные колеса, которые свободно вращались на своих осях и при движении по пересеченной местности способствовали преодолению рвов, канав и насыпей, не позволяя бронемашине сесть на днище. Все это позволяло БА-5 преодолевать подъемы крутизной 20°, рвы шириной 0,5 м и броды глубиной 0,65 м.
Для езды в темное время суток бронеавтомобиль был оборудован фарами, которые попарно устанавливались на небольших кронштейнах на передних и на задних крыльях. Радиостанцией броневик БА-5 не оснащался.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»
Справочники