[snip text=»Краткая справка: Советский тяжелый бронеавтомобиль БА-5 на базе автомобиля ЗИС-6. История создания броневика и описание конструкции»]
Характеристики тяжелого бронеавтомобиля БА-5 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Тяжелый бронеавтомобиль (6х4) |
Дата выпуска: | 1935 г |
Длинна: | 5,3 м |
Ширина: | 2,4 м |
Высота: | 2,5 м |
Броня, лоб: | 4—9 мм |
Броня, борт: | 4—9 мм |
Броня, башня: | 4—9 мм |
Экипаж: | 6 человек |
Двигатель: | 73 л.с. |
Дальность хода: | 260 км |
Максимальная скорость: | 50 км/ч |
Масса: | 8 тонн |
Вооружение: | 1х 45-мм пушка 20К, 3х 7,62-мм пулемета ДТ |
Тяжелый бронеавтомобиль БА-5 создан на базе трехосного грузовика ЗИС-6 (6×4) в 1934 году на Московском автомобильном заводе им.Сталина. В отличие от предшественника БА-3 броневик получился более просторный, удобный для экипажа, к тому же, превосходящий его по защите, вооружению и имеющий хороший потенциал развития.
К сожалению, мощности двигателя для БА-5 явно не хватало, поэтому машина имела весьма посредственную проходимость, также критики подвергались её чрезмерно крупный корпус. Надо сказать, что в ретроспективе как раз-таки эти две проблемы, на самом деле проблемами не являлись: двигатель ЗИС-5 сравнительно новый, вполне мог быть усовершенствован, а корпус за счет более рациональной перекомпоновки мог существенно уменьшиться в размерах.
На практике этим деталям значения не предали, поэтому изготовленный в 1935 году на Ижорском заводе единственный экземпляр БА-5, так и остался единственным. Чтобы обойти проблему с двигателем, в том же 1935-м пытались поставить броневик на рельсы, по типу бронедрезины, однако дело также застопорилось на стадии проекта.
Особенности конструкции бронеавтомобиля БА-5
Бронекорпус сварен из плоских листов толщиной 4—9 мм. Цилиндрическая башня целиком (с вооружением) заимствована от танка Т-26, для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел ТОП образца 1930 года.
2 пулемета ДТ смонтированы в шаровых установках в лобовом и кормовых листах машины. БА-5 имел дублированный пост управления — запасной находился в задней части машины, был оборудован рулем, полным комплектом педалей, сиденьем и фарами. Само собой на машине был предусмотрен демультипликатор, позволявший машине двигаться назад с повышенными скоростями.
Для посадки в машину и выхода из нее в бортах корпуса имелись небольшие открывавшиеся вперед прямоугольные двери на внешних петлях.
В отделении управления слева располагался водитель, справа — командир машины. Перед ним в наклонном лобовом листе корпуса был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью и небольшие окна с бронекрышками в боковых дверях. В кормовой части корпуса, имевшего более сложную конфигурацию за счет размещения там заднего поста управления и кормового пулемета, слева сидел водитель заднего руля, в распоряжении которого имелся полный комплект всех органов управления бронемашиной.
Наблюдать за дорогой он мог через такое же окно, как и спереди, кроме того, для дополнительного обзора слева в борту корпуса имелось маленькое квадратное окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью. Все смотровые щели были оборудованы пулестойкими приборами наблюдения ПТ-К. Справа от водителя в выступающей прямоугольной рубке находился боевой пост кормового стрелка, который обслуживал 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в задней стенке этой рубки.
В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, располагался шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-6, который развивал мощность 73 л.с. и взаимодействовал с трансмиссией, состоявшей из двухдискового сцепления сухого трения, четырехскоростной коробки передач с демультипликатором, карданных передач и дифференциалов. Такая силовая установка позволяла 8-тонной бронемашине развивать на дорогах с твердым покрытием максимальную скорость 50 км/ч. С полными топливными баками, вмещавшими 120 литров бензина, машина могла пройти 260 км.
В неполноприводной (6×4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами типа ГК. Колеса ведущих задних осей были двухскатными и располагались в нишах кормовой части корпуса. На бортах нижней части корпуса перед отделением управления крепились запасные колеса, которые свободно вращались на своих осях и при движении по пересеченной местности способствовали преодолению рвов, канав и насыпей, не позволяя бронемашине сесть на днище. Все это позволяло БА-5 преодолевать подъемы крутизной 20°, рвы шириной 0,5 м и броды глубиной 0,65 м.
Для езды в темное время суток бронеавтомобиль был оборудован фарами, которые попарно устанавливались на небольших кронштейнах на передних и на задних крыльях. Радиостанцией броневик БА-5 не оснащался.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»