[snip text=»Краткая справка: Советский средний бронеавтомобиль БА-27 — бронемашина на базе грузовика АМО, первый серийно выпускавшийся броневик СССР. История создания, характеристики и опыт боевого применения»]

Говорят, что броневик из фильма про Чапаева — это «загримированный» БА-27. Выбор именно машины неслучаен — она действительно, будто бы вышла из времен Гражданской войны
Содержание
История создания бронеавтомобиля БА-27
Бронеавтомобиль БА-27 — первый советский бронеавтомобиль. Его разработка началась на заводе АМО в 1926 году под руководством Б.Д.Строканова и ведущего конструктора Е.И.Важинского. За основу конструкции взяли грузовой автомобиль АМО-Ф15, впрочем, выбор базы был безальтернативным — других автомобилей в СССР в то время не выпускали.
Так как расчетная масса будущего броневика БА-27 превосходила массу грузовика на тонну, автомобильную раму и рессоры усилили, а также использовали шины повышенной грузоподъемности. БА-27 получил электростартер, электрические фары (АМО-Ф15 заводился «с ручки» и имел ацетиленовые фары) и дополнительный бензобак.
Работы над шасси завершились в 1927 году, а весной 1928 года, бронеавтомобиль БА-27 с бронекорпусом производства Ижорского завода вышел на испытания. Учитывая то, с каким трудом давалось молодой советской промышленности производства тяжелой техники (на примере сторожевиков проекта «Ураган»), можно считать, что БА-27 изначально был довольно удачной машиной. Замечаний, конечно, было много, но все они были в основном небольшими (уменьшить высоту сидений, добавить спинку к месту водителя и т.п.) и к генеральным испытаниям были устранены.
24 октября 1928 года РСССР постановил «принять на вооружение РККА броневую машину «АМО» обр. 1927 года, с присвоением ей наименования БА-27».
Производство БА-27 осуществлялось Ижорским заводом с 1928 по 1931 год, всего было изготовлено 195 (или 215) бронеавтомобилей этого типа.
Характеристики среднего бронеавтомобиля БА-27 |
|
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Средний броневтомобиль (4х2) |
Дата выпуска: | 1928 г. |
Длинна: | 4,6 м |
Ширина: | 1,7 м |
Высота: | 2,7 м |
Броня, лоб: | 8 мм |
Броня, борт: | 8 мм |
Броня, башня: | 8 мм |
Экипаж: | 3-4 человека |
Двигатель: | Карбюраторный, 35 л.с. |
Дальность хода: | 300 км |
Максимальная скорость: | 30 км/ч |
Масса: | 4400 кг |
Вооружение: | 1х 37-мм пушка Гочкиса (40 выстрелов), 1 × 7,62-мм пулемет ДТ (2000 патронов). |
Характеристики приведены для модели БА-27. К слову — на рисунке именно она, причем первых выпусков — обратите внимание, бронедверцы радиатора сплошные.
Устройство и модификации бронеавтомобиля БА-27
БА-27 имел клепаный корпус с противопульной броней, лобовые и кормовые листы располагались под большими углами наклона. Наблюдение велось через смотровые щели с бронезаслонками. Башня была идентична башне танка Т-18 и имела тот же комплект вооружения. Радиатор БА-27 в боевой обстановке закрывался двумя броневыми заслонками, но на каждой из них было по 2 воздухозаборника прикрытых бронещитками.
Первоначально броневик имел два поста управления — основной и резервный сзади, однако, при начале производства от него отказались — вызвано это было не столько необходимостью упростить конструкцию, сколько попыткой хоть как-то уменьшить вес машины (хлипкий 35-сильный движок от АМО и родную «полуторку» то ели тянул!) и избавиться от 4-го члена экипажа.
БА-27 на базе Форд-АА. В том же 1928 году, под базу для БА-27 попытались приспособить шасси от двухосного грузовика «Форд-АА», которое было легче оригинального и имело мотор мощностью 40 л.с., что существенно увеличило подвижность машины. Такой вариант броневика мог двигаться на скорости 50 км/ч, при этом на треть возрастал и запас хода. К сожалению, БА-27 с шасси Форд-АА осталось только экспериментом.
БА-27М. В 1931 году (рембаза № 2 НКО) была предпринята вторая попытка скрестить БА-27 с «Фордом», на этот раз в качестве шасси служила база от трехосного грузовика «Форд-Тимкен». Масса машины возросла до 4,5 тонн, но мощный двигатель и увеличенный топливный бак компенсировали тот недостаток, и позволили БА-27 перемещаться со скоростью до 50 км/ч на расстояние до 400 км. Эксперимент признали удачным и в дальнейшем, все оставшиеся в строю БА-27 модернизировали до уровня БА-27М.
БА-27 ЖД. В 1931 году (КБ завода МОЖЕРЕЗ) для БА-27 был разработан железнодорожный ход, перевод машины на который производился с помощью домкрата с поворотным устройством. Дополнительно на машине монтировалось буферно-сцепное устройство, позволявшее цеплять броневик к хвосту железнодорожного состава или бронепоезда или соединять две машины друг с другом.
Боевое применение бронеавтомобиля БА-27
Интересно, что несмотря на факт наличия БА-27 в войсках с 1929 года (кроме того 10 БА-27 передали Монголии в 1933 году), эти бронемашины не участвовали ни в конфликте на КВЖД, ни в боях на р.Халкин-Гол. Строго говоря, упоминаются они в военной хронике вообще 1 раз — в Советско-Финскую войну, да и то фигурируют в сводках только 2 броневика.
Что касается участия БА-27 в Великой Отечественной войне — даже если какая-то часть этих бронеавтомобилей к тому времени ещё могла ездить, то стрелять не могла точно — снарядами к пушкам Гочкиса РККА к тому времени уже не располагала.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»