[snip text=»Краткая справка: Легкие бронеавтомобили Д-8 и Д-12 конструкции Николая Дыренкова. История создания, характеристики и опыт боевого применения»]
Характеристики бронеавтомобиля Д-8/Д-12 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Легкий бронеавтомобиль |
Дата выпуска: | 1931 г. |
Длинна: | 3,54 м |
Ширина: | 1,7 м |
Высота: | 1,68 м |
Броня, лоб: | 7 мм |
Броня, борт: | 7 мм |
Броня, башня: | 7 мм |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | ГАЗ-А, 40 л.с. |
Дальность хода: | 225 км |
Максимальная скорость: | 85 км/ч |
Масса: | 1,58/1,65 тонн |
Вооружение: | 1х/2х 7,62-мм пулемета ДТ. |
Приведены характеристики обеих машин. Где они различаются, указано через дробь.
Легкий бронеавтомобиль Д-8 (Дыренкова-8) был изготовлен в 1931 году на Ижорском заводе опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА, возглавляемое изобретателем-самоучкой Н.И.Дыренковым. Д-8 был «творческой интерпретацией» американского бронеавтомобиля Т6, также не имел башни, а в качестве колесной базы использовал шасси грузовика «Форд-А».
Корпус машины собирался клепкой из катаных броневых листов толщиной 3-7 мм, располагавшихся под большими углами наклона. В крышке смотрового люка водителя и боковых дверях корпуса имелись смотровые щели, закрывавшиеся изнутри бронезаслонками, люк наблюдения располагался в крыше корпуса.
Вооружение бронемашины состояло из пулемета ДТ, расположенного в правом лобовом листе, рядом с водителем, и такого же запасного пулемета, для которого, по предложению К.Е.Ворошилова, в кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в боковых стенках имелись еще две бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 в случае необходимости мог вести почти круговой обстрел.
Легкий бронеавтомобиль Д-12
Одновременно с легким Д-8 был построен и тяжелый вариант бронеавтомобиля — Д-12, вооруженный, кроме того, и зенитным пулеметом «максим» в турели на крыше. Из-за этого корпус в задней части пришлось изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался. Хотя Д-12 был несколько тяжелее Д-8, обе машины имели одинаковые запас хода и скорость.
За счет изменения формы корпуса и появления дополнительного вооружения боевая масса Д-12 возросла до 1,65 т против 1,6 т у Д-8. Однако на динами-ческих характеристиках бронеавтомобиля это не отразилось, обе машины развивали максимальную скорость по шоссе до 85 км/ч. Одинаковым был и запас хода — 225 км по шоссе и 190 км по проселку. Вместе с тем, испытания выявили и массу недостатков.
Обе машины были осмотрены комиссией в феврале 1931 года и сразу же забракованы по целому комплексу недоработок. Впрочем, Дыренков был настойчив, и сумел прямо-таки «протолкнуть» свои машины в производство. За следующие 3 года было изготовлено порядка 28 Д-8 и 34 Д-12. Однако к 1934 году уже был освоен выпуск броневика ФАИ, который, при все его недостатках, был все-таки удобнее дыренковских изобретений, поэтому выпуск последних немедленно был свернут.
Тем не менее, нескольким Д-8 даже удалось повоевать в советско-финскую войну — правда с закономерно «никаким» результатом. Известно, что один Д-8 даже был захвачен финнами, которым чем-то приглянулся и использовался как штабная машина аж до 1943 года.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»