Сайт рекомендован для аудитории 16+

Самоходная гаубица «Hummel»



«Краткая справка: Немецкая самоходная гаубица «Hummel» - «промежуточное решение» для Вермахта. История создания, характеристики, боевые возможности и эксплуатация самоходки»

Самоходная гаубица «Hummel»

Немецкая самоходная гаубица «Hummel»

История создания самоходной гаубицы «Hummel» и самоходной пушки «Wespe»: «промежуточное решение»

Опыт «блицкрига» вскрыл одну вещь, о которой на этапе планирования операций, никто не думал. Танки уходя в прорыв, за счет мобильности порой отказывались очень далеко впереди пехоты, а также артиллерии, напрочь лишаясь их поддержки. Если с пехотой вопрос ещё можно было как-то решить с помощью бронетранспортеров, то развертывание артсистем, а особенно тяжелых, в условиях быстрого наступления, было совершенно нельзя.

Выход был найден — нужно было просто поставить пушки на гусеницы, создав самоходные артиллерийские установки в помощь танкам. Однако, требования военных были настолько разными и противоречивыми, что вскоре стало ясно — созданием некой «универсальной» самоходной пушки тут не отделаться. Нужны были совершенно разные машины под разные задачи.

В середине 1941 года, управление вооружений сухопутных сил Германии (Heereswaffenamt) выдало задание на проектирование САУ с калибром орудий от 105 до 210 мм фирмам Крупп, Рейнметалл, Даймлер-Бенц и Шкода. Но разработчики «встали на дыбы» — создать целое семейство новых бронемашин, да ещё и со сроками «вчера», было просто невозможно.Так родилось на свет «промежуточное решение» — Heereswaffenamt требовало теперь создание «всего» двух САУ, вооруженных 105-мм пушкой lFH 18 и гаубицей 150-мм sFH 18.

«Промежуточным» решение было потому, что хотя и предполагало создание совершенно новых самоходок, которые, в отличие от более ранних версий немецких САУ, были бы не «конверсиями» из всего что попалось под руку (берем первую попавшуюся пушку и ставим на уже ненужное шасси), а полноценными САУ спроектированными для выполнения специальных задач. Но, но тем не менее, должны были по максимуму использовать в конструкции существующие и освоенные в производстве узлы и агрегаты с целью сокращения сроков проектирования САУ и удешевления конструкции.

Это фото не дает забыть, что в первую очередь, «Hummel» это все-таки именно гаубица

Это фото не дает забыть, что в первую очередь, «Hummel» это все-таки именно гаубица

Проектирование и производство «Hummel» и «Wespe»

Исследования показали, что наиболее пригодно для установки на них 105-мм пушки lFH 18 и 150-мм орудия sFH 18, шасси немецких танков Pz.Kpfw. II и Pz.Kpfw. IV. Основная переделка шасси заключалась в переносе моторного отделения с кормы в среднюю часть, боевое отделение оборудовалось в задней части машины.



Бронирование выбранного шасси остается неизменным, бронирование рубки должно обеспечивать защиту экипажа от пуль стрелкового оружия, прежде всего пулемётов, и от шрапнели.

Стабильность платформы под орудие должна обеспечивать максимальную устойчивость САУ при любом положении пушки. Следует обеспечить по возможности больший возимый внутри машины боекомплект, запас топлива можно не менять по сравнению с базовыми танками.

Предполагалось, что Экипаж САУ, вооруженной 105-мм пушкой lFH 18 («Wespe») составит 6 человек, САУ, вооруженной 150-мм орудием sFH 18 («Hummel»),— 7 человек.

Все необходимые новые узлы, агрегаты и детали конструкции новых машин должны изготавливаться строго на имеющемся оборудовании по существующим технологическим процессам, а операции, требующие механической обработки, следует свести к минимуму.

И «Хуммель» и «Веспа» сразу же столкнулись с ограничениями выбранной схемы разработки. Самый главный недостаток использования шасси, предназначенного по задумке для машин совершенно иного типа, был вполне ожидаемым и хорошо знакомым по ранним версиям «САУ-конверсий». Им был очень ограниченный возимый боекомплект самоходок — на том же «Хуммеле» он составлял всего 18 выстрелов, в результате примерно 22–24% всех новых самоходок пришлось построить в варианте транспортёра боеприпасов. Конструкция транспортёров практически не отличалась от конструкции САУ. Сохранялось возможность установки на транспортёры пушек в полевых условиях.

Поступление и лёгких и тяжёлых САУ новых типов в строевые подразделения началось веснoй 1943 г.

Сомнения в действенности «промежуточного решения» развеялись после успешного применения САУ в составе артиллерийских батарей танковых дивизий. Панцердивизии теперь получили превосходное артиллерийское прикрытие. Ухудшение военного положения Германии привело к отказу от планов дальнейших работ по «окончательному решению», работы в рамках этой программы ограничились постройкой нескольких прототипов САУ.

Характеристики самоходной гаубицы «Hummel»

Самоходная гаубица «Hummel»
Страна: Германия
Тип: Самоходная гаубица
Дата выпуска: 1943 г.
Длинна: 7,17 м
Ширина: 2,97 м
Высота: 2,81 м
Броня, лоб: 15—30 мм
Броня, борт: 15—30 мм
Броня, башня: 10 мм
Экипаж: 6 человек
Двигатель: 1х Maybach HL 120TRM, мощностью 265 л.с.
Дальность хода: 215 км (по шоссе)
Максимальная скорость: 40 км/ч (по шоссе)
Масса:24 тонны
Вооружение:1х гаубица sFH 18/1 калибра 150 мм (18 выстрелов), 1х 7,92 мм пулемёт МG 42

Конструкция самоходной гаубицы «Hummel»

 

Прототип самоходной установки со 150-мм пушкой sFH 18 на шасси танка PzKpfw. IV, назывался Geschutzwagen III/IV (фирма-разработчик: Alkett). В  конструкции машины отбирались лучшие системы танков PzKpfw. III/IV. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, в то же время, внутреннее оборудование большей частью аналогично танку PzKpfw. III Ausf. J.

От танка PzKpfw IV были взяты несколько измененный корпус, ходовая часть с опорными катками, поддерживающими роликами, подвеской, ленивцами гусеницами, устройствами натяжения траков и т.д.

От танка PzKpfw III — двигатель Майбах HL-120TRM с трансмиссией SSG-77, тормозные устройства, ведущие колеса, механизмы управления.

Специально для САУ «Hummel» были разработаны новые валы, передающие мощность от двигателя, выхлопные патрубки, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, зимнее оборудование.

Боевое отделение на обоих самоходках, «Hummel» и «Wespe», находилось в кормовой части машины и было открытым сверху. Для защиты от непогоды над рубкой можно было установить брезентовый тент.

Моторное отделение расположено в средней части, отделение управления — в передней. Отделение управления изолировано от боевого отделения. Доступ в отделение управления осуществлялся через два люка. Кроме пушки САУ вооружалась пулемётом MG-34 или MG-42, для самообороны экипаж имел два автомата МР-40 и пистолеты.

Машины оснащались чрезвычайно надёжным двигателем Майбах HL-120TRM и трансмиссией SSG-77. Использование трансмиссии танка PzKpfw III привело к необходимости установки на САУ тормозов, механизмов поворота и ведущих колёс от этого же танка. В то же время двигатель Майбах HL-120TRM не обеспечивал самоходке заданной в требованиях удельной мощности.

Радиооборудование САУ унифицировано с радиооборудованием машин артиллерийских корректировщиков. На САУ «Hummel» и «Wespe», транспортёрах боеприпасов Munitionstrager ставились радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0 и Bordsprechgerat (BoSprG). Обычно вместе с САУ работали машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachtungswagen III, изготовленные на базе танков PzKpfw III. Радиооборудование этих машин включало радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0. Bordsprechgerat (BoSprG), Tornisterfunkgerat g (TornFuG g-movable), среднечастотные приёмники FU-4 и FU-8, работающий в диапазоне средних волн 30-ваттный радиопередатчик.

Чертеж самоходной гаубицы «Hummel»

Чертеж самоходной гаубицы «Hummel»

Внешние отличия САУ раннего выпуска

  • ленивцы от танка PzKpfw IV Ausf.D;
  • выхлопные трубы уложены только на одном надгусеничном крыле над ленивцем;
  • по одному запасному опорному катку укреплено на лобовой бронеплите;
  • на каждом предкрылке установлено по одной фаре Bosh;
  • ведущие колеса аналогичны используемым на танках PzKpfw III Ausf.E;
  • обрезиненные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.D;
  • вентиляционные решетки двигателя в правом и левом бронелистах рубки;
  • откидные предкрылки над ленивцами.

    Внешние отличия САУ раннего выпуска

  • ленивцы аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.F;
  • выхлопные трубы уложены на надгусеничных крыльях с обоих бортов;
  • два запасных опорных катка размещены на кормовом бронелисте;
  • установлена только одна фара Bosh на левом переднем предкрылке;
  • ведущие колеса аналогичны используемым на танках PzKpfw III Ausf.J;
  • стальные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.H;
  • вентиляционные решетки двигателей прикрыты бронещитами;
  • откидные предкрылки над ленивцами не устанавливались

Боевое применение и самоходной гаубицы «Hummel» и организация службы САУ

К маю 1943 г. удалось построить 115 самоходок «Hummel», но во фронтовые подразделения попали только 55 машины, остальные были направлены в учебные подразделения. Успешный опыт боевого применения САУ привел к увеличению их выпуска, всего в 1943 г. было построено 368 САУ «Hummel», в 1944 г. — 289 и 57 — в 1945 г. Общий объём производства составил 724 самоходные установки «Hummel», десять их которых было переделано из танков, кроме того, вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов Munitionsstrager. В войсках САУ «Hummel» очень любили: её можно назвать самой популярной немецкой самоходкой времён войны.

Впервые САУ «Hummel» использовались в боях на Курской дуге летом 1943 г., в конце 1943 г. «Хуммели» действовали на всех участках фронта. В 1943 г. новые САУ продемонстрировали высокую надёжность и боевую эффективность.

Организация артиллерийских полков панцердивизий регламентировалась штатным расписанием KStN 431 (Kriegsstarkenachweisung), оснащение артиллерийских полков регламентировалось штатным расписанием KAN 431 (Kriegsausrustungsnchweisung), оба расписания датированы 16 января 1943 г.; 1 июня 1944 г. был утвержден новый штат — KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung).

Вид на боевую рубке «Хуммеля» сзади-сверху

Вид на боевую рубке «Хуммеля» сзади-сверху

В соответствии с KStN 431 один из трёх мотопехотных батальонов (чаще всего 1-й) перевооружался самоходно-артиллерийскими установками.

Две из трёх батарей артиллерийского полка танковой дивизии получали САУ «Wespe»; в каждой батарее насчитывалось по шесть САУ и по 1–2 транспортёру боеприпасов Munitionstrager. Третья батарея получала шесть САУ «Hummel» и 1–2 машины Munitionstrager на базе «Хуммеля». Штаб батареи имел на вооружении две машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachlungwagen на базе танков PzKpfw II или PzKpfw III.

В конце войны артиллерийские батареи отдельных панцергренадёрских дивизий тоже получили на вооружение САУ «Hummel» и «Wespe».

Поскольку САУ «Hummel» предназначались для ведения огня с закрытых позиций, расположенных в нескольких километрах от передовой, острой необходимости в особо изощрённом камуфляже не было. На большинстве снимков видно, что самоходки окрашены в базовый тёмно-желтый (Dunkelgelb) цвет, поверх которого распылителем нанесены пятна зелёной (RAL6013) и коричневой (RAL8017) красок. Зимой САУ целиком красили белой краской. Новые камуфляжные окраски появились во второй половине 1944 г.и в 1945 г., в отдельных случаях камуфляж наносился прямо на заводе, причём не только из краскопульта, но и кистью. Точный цвет окраски установить по чёрно-белым фотографиям военного времени практически невозможно.

Общим для всех САУ «Hummel» являлось место нанесения опознавательного знака в виде креста — на борту рубки примерно на один метр позади вентиляционных решеток двигателя.

На бортах САУ вместо трёхзначных номеров, как на танках, наносились как принято в артиллерийских подразделениях буквы от «A» до «F», встречались также машины с буквами «G», «О» и даже «R». Чаще всего буквы наносились на лобовые и кормовые бронелисты рубок. Трёхзначные «танковые» номера встречались на САУ «Hummel» крайне редко, так, в частности, маркировались самоходки артиллерийского полка 2-й танковой дивизии SS «Das Reich» и 116-го артиллерийского полка 5-й танковой дивизии (Pz.Ar.R. 116). Существует фотография машины с бортовым номером «158» из состава 5-й панцердивизии. Номер расшифровывается следующим образом: 1-я рота, 5-й взвод, 8-я машина. Тем не менее, «танковые» номера на машинах артиллерийских полков были большой редкостью.

Во второй половине войны дивизионные эмблемы наносились на германскую бронетехнику очень редко, «Хуммели» здесь исключения не представляют. Собственные имена установок экипажи писали от руки на стволах орудий, самоходки обычно называли именами любимых девушек, жён, известных деятелей.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе «Хуммель. 150-мм германская САУ». Военно-техническая серия.— Киров.: Кировское общество любителей военной техники и моделизма. Оригинальный материал подготовил Александр Питолин.