Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель И-5 (СССР)



«Первый крупносерийный советский истребитель И-5. Характеристики, история создания и боевого применения»

Второй прототип будущего И-5, «Клим Ворошилов»

Второй прототип будущего истребителя И-5, «Клим Ворошилов»

История создания истребителя И-5

В 1928 году по ложным обвинениям были арестованы многие ведущие авиационные специалисты СССР. Не обошла эта участь и Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича. Однако, так как других авиаконструкторов такого уровня все равно не было, сложилась довольно абсурдная ситуация — уже осужденным проектировщикам было поручено создание нового боевого самолета!

В таких условиях и был создан знаменитый истребитель И-5, созданный в соавторстве Поликарпова и Григоровича. В 1930 году проектирование истребителя было закончено, и один за другим на испытания поступили три опытных варианта И-5, одинаковыми конструктивно, но отличавшихся двигателями. В дальнейшем, основным рабочим проектом, стал И-5 с мотором М-22.

Чертеж истребителя И-5 конструкции Григоровича и Поликарпова

Чертеж истребителя И-5 конструкции Григоровича и Поликарпова

Испытания прошли гладко и быстро, истребитель И-5 показал отличные летные качества, и заочно, до завершения всех испытаний в НИИ ВВС, был принят на вооружение и запущен в серию.

Строго говоря, обстановка «тюремного КБ» сама по себе не вязалась с образом «самого современного» истребителя, который, по задумке, должен был ещё и превосходить зарубежные аналоги. А если прибавить к этому тотальную нехватку буквально всего (что там говорить про дюралюминий, которого не было, от слова совсем) и состояние экономики СССР конца 1920-х г.г., то, казалось, Григоровичу и Поликарпову не на что было рассчитывать. Однако, самолет получился отличный, если вновь вспомнить об условиях создания, то и вообще — идеальный.

Естественно эта «идеальность» была относительной, недаром, ни на одну «современную» войну, И-5 так и не попал — уже к 1937 году истребитель устарел и использовался больше в качестве учебной машины. Однако, другую важную роль, он все-таки выполнил: именно И-5 стал первым массовым советским серийным истребителем, тем самым фундаментом, на котором впоследствии были построены ВВС.

За время с 1934 г. по 1939 г., было построено 803 истребителя И-5.



Характеристики И-5

Истребитель И-5 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1930 г
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х М-22, мощностью 480 л.с.
Максимальная скорость: 278 км/ч
Практический потолок: 7300 м
Дальность полета: Нет сведений
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 1355 кг (взлетный вес)
Размах крыльев: 10,24 м
Длина: 6,78 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: 21,25 в.м.
Вооружение:2х 7,62-мм пулемета

Конструкция истребителя И-5

Истребитель И-5 конструктивно представляет собой одноместный полутораплан смешанной конструкции. Фюзеляж и рама двигателя ферменные, сварные из стальных труб. Планер набран из дюралевых рамок и стрингеров. Истребитель, как и большая часть машин того времени, имел не убирающиеся в полёте шасси и хвостовую опору — С-образный костыль. Шасси, в зимнее время, заменялось на лыжи.

Передняя часть фюзеляжа до середины кабины закрывалась съемными дюралюминиевыми капотами, крепящихся пружинными защелками и стальными булавками. Остальная часть фюзеляжа обшивалась полотном, причем закрепленным не намертво, а пришнурованным к каркасу. При необходимости самолет можно было «переодевать» без особых проблем.

Последний отсек фюзеляжа под хвостовым оперением имел съемные дюралюминиевые обтекатели для осмотра амортизатора костыля. Сиденье пилота с чашкой под парашют были изготовлены из гофрированного дюралюминия. На машинах первых серий отсутствовал гаргрот, а капоты делались отдельно для каждого из цилиндров. Позднее головки цилиндров стали закрывать кольцевым капотом Тауненда, а спереди устанавливали лобовой капот с жалюзи.

Воздушный винт деревянный, концы лопастей оковывались латунью, впоследствии винт заменили на дюралюминиевый.

Истребитель И-5 поздних выпусков - двигатель закрыт кольцевым капотом Тауненда, на шасси аэродинамические поплавки

Истребитель И-5 поздних выпусков — двигатель закрыт кольцевым капотом Тауненда, на шасси аэродинамические поплавки

Модификации истребителя И-5

  • И-5 — Серийный истребитель с двигателем М-22.
  • И-5 УТИ-1 учебный, кабина пилота сдвинута вперед и за ней установлено второе сидение с управлением для дублера. Был переделан из обычного серийного самолёта в учебный двухместный в 1934 году. Переоборудовано 20 машин.
  • И-5 бис, улучшенный вариант И-5. Не прошел испытаний, однако некоторые из предложенных в конструкции улучшений, были внедрены на уже построенных И-5.
Истребитель И-5 ранних выпусков, обратите внимание на капот - каждый цилиндр двигателя имеет собственный капот

Истребитель И-5 ранних выпусков, обратите внимание на капот — каждый цилиндр двигателя имеет собственный капот

Боевое применение истребителя И-5

По иронии судьбы, И-5, не попавший даже на Халкин-Гол и Советско-финскую войну по причине морального устаревания, впервые вступил в бой с настоящим противником уже в совершенно преклонных летах — летом 1941 года. В критические для страны минуты, когда авиационные заводы повсеместно эвакуировались, производство падало, а армия жизненно нуждалась в авиации, о «стариках» вспомнили вновь, и собрав то что осталось (И-5 к тому времени был не только морально, но уже и физически не то, чтоб старевшим, а совсем дряхлым самолетом), кинули их в бой.

Естественно И-5 не мог выполнять функции истребителя — в небе его обгоняли даже тихоходные бомбардировщики. Но в качестве легкого штурмовика, или легкого ночного бомбардировщика, И-5 защищали Москву зимой 1941 г., не шатко не валко, неся огромные потери, но все-таки выполняя поставленные задачи. При первой же возможности старые машины с фронта снимали. Уже весной 1942 г. они находились на вооружении лишь нескольких авиачастей, а к зиме того же 42-го, в действующей армии их не осталось.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет