Сайт рекомендован для аудитории 16+

Авиационные зажигательные ампулы АЖ-2 и АЖ-4



Авиационные зажигательные ампулы АЖ-2 и АЖ-4

Зажигательные авиационные ампулы Аж-2 и контейнер для их сброса (на заднем плане)

История создания авиационных зажигательных ампул АЖ-2

В годы Великой Отечественной войны, в советской штурмовой авиации наряду с зажигательными авиабомбами широко применяли зажигательные ампулы АЖ-2 в жестяных корпусах, снаряженные самовоспламеняющейся липкой горючей смесью КС. Ампула представляла собой тонкостенный металлический сосуд сферической формы с отверстием для заправки смеси, которое на заводе герметично закрывали плотно завинчивающейся пробкой с прокладкой. Емкость такой ампулы составляла 1 литр. Существовал также двухлитровый вариант зажигательных ампул диаметром 260 мм, который именовался АЖ-4, однако выпускался он малыми партиями.

При попадании на цель ампулы АЖ-2 разрушались, их содержимое расплескивалось и тотчас самовоспламенялось. При этом создавалась зона сплошного огня и плотная дымовая завеса. Попадая на боевые машины, жидкость КС прилипала к броне или залепляла смотровые щели, стекла, приборы наблюдения, ослепляла дымом экипаж и выжигала все внутри.

Ампулы загружали на штурмовиках Ил-2 в кассеты мелких авиабомб КМБ. На одной машине удавалось разместить до 150 штук АЖ-2 диаметром 125 мм. Дополнительным удобством явилось то, что ампулы, снаряженные жидкостью КС, не требовали никакого взрывателя, а значит выступающие детали не могли повредить тонкостенный корпус шарообразных боеприпасов в момент выброса. Между тем страшно даже представить себе, что происходило с самолетом при случайном попадании пули в небронированные бомбоотсеки крыла, заполненные ампулами!

На вооружение ВВС СССР ампулы АЖ-2 поступили в 1939 году. Тогда их снаряжали незагущенными жидкими огнесмесями. Уже к началу следующего года, по просто ошеломляющим результатам госиспытаний боеприпасов этого типа, Комитет Обороны потребовал от Наркомата боеприпасов расширить на заводе № 67 производство АЖ-2 до полумиллиона штук и довести в течение года до плановой выработки в 750 тысяч штук.

Опытные варианты авиационных зажигательных ампул АЖ-2 и разные типы взрывателей к ним

Опытные варианты авиационных зажигательных ампул АЖ-2 и разные типы взрывателей к ним

Производство и эксплуатация авиационных зажигательных ампул АЖ-2

В условиях военного дефицита тонкой жести, корпуса зажигательных ампул АЖ-2 и АЖ-4 «позаимствовали» из мобилизационных запасов Военно-химического управления «мячики» предназначенные для химических авиабомб, благо, этот ип боеприпасов предпочитали во избежание происшествий, хранить не снаряженным.

В отличие от химических универсальных ампул АУ-125 и АУ-260, в горловины зажигательных АЖ-2 и АЖ-4 пришлось устанавливать не пробки с предохранительным клапаном, а специальные ниппельные заглушки, чтобы при снаряжении боеприпасов самовоспламеняющейся огнесмесью, она не «соприкасалась» с воздухом.

Наиболее широко АЖ-2КС и АЖ-4КС применяли в битве на Курской дуге против танков, бронетранспортеров и автомобилей противника. Попав на капот или бронеплиту надмоторного отсека, горящая смесь вызывала пожар такой силы, что потушить его было невозможно. Легковоспламеняющиеся предметы под действием жидкости КС загорались мгновенно – она горела ярким пламенем с большим количеством белого дыма в течение 1,5-3 мин, развивая температуру 800-1000°С. Попадая на тело, капля горящей жидкости вызывала сильные ожоги.



Кроме того, авиационные ампулы АЖ-2КС без какой-либо модернизации применяли в пехоте как зажигательное средство ближнего боя. Для этого солдат вооружали специальными ампулометами, способными прицельно «забросить» боеприпас на дальность до 250 м. Это оружие весьма эффективно применяли по танкам, дотам, дзотам, блиндажам для «выкуривания» и «выжигания» неприятеля.

Жестяные контейнеры-ампулы для изготовления зажигательных авиационных снарядов Аж-2

Жестяные контейнеры-ампулы для изготовления зажигательных авиационных снарядов Аж-2

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.