Содержание Характеристики БМП-2 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Боевая машина пехоты |
Дата выпуска: | 1972 г. |
Длинна: | 6735 мм |
Ширина: | 3150 мм |
Высота: | 2250 (с ПТУР) |
Броня, лоб: | 6-26 мм |
Броня, борт: | 6-26 мм |
Броня, башня: | 6-26 мм |
Экипаж: | 3 человека (+ 7 десантников) |
Двигатель: | УДТ-20С1, 300 л.с. |
Дальность хода: | 600 км |
Максимальная скорость: | 65 км/ч, по воде: 7 км/ч |
Масса: | 14 тонн |
Вооружение: | 30-мм пушка 2А42, 3х 7,62-мм пулемета ПКТ, 1х ПТУР 9К14. Боекомплект: 500, 2000, 3. |
Потребность в новой боевой машине пехоты
К началу 1970-х годов комплекс вооружения боевой машины пехоты БМП-1 перестал соответствовать боевым потребностям мотострелковых подразделений, главным образом за счет появления мощных ударных вертолетов — против них БМП-1 была практически бессильна.
По новой концепции, современная боевая машина пехоты должна была решать следующие задачи:
- надежное поражения современных основных боевых танков вероятного противника
- поражение легкобронированных целей (БТР и БМП) из основного оружия;
- поражение пехоты противника, как расположенной открыто, так и за легкими укрытиями полевого типа;
- поражение низколетящих воздушных целей на скоростях до 250 км/ч.
В 1971 г. были объявлены условия конкурсной опытно-конструкторской работы по теме «Бокс», в ходе которой разработчики – конкурсанты должны были создать проект модернизированной БМП с новым комплексом вооружения. В качестве головного разработчика привлекалось СКБ ЧТЗ, в конкурсе принял участие и коллектив СКБ Курганского машиностроительного завода, которому кроме участия в конкурсе по разработке новой машины, было поручено создания комплекса вооружения для нее.
В 1972 г. СКБ ЧТЗ представило проект новой БМП («объект 768«), при создании которого широко использовались узлы и механизмы БМП-1. В состав вооружения машины входили: модернизированная 73-мм гладкоствольная пушка «Зарница» с улучшенными по сравнению с 73-мм орудием «Гром» характеристиками, спаренный с ней 12,7-мм пулемет НСВТ, на крыше башни располагалась пусковая установка ПТУР типа «Фагот».
Для размещения нового вооружения и электромеханического стабилизатора пришлось увеличивать размеры башни, что повлекло значительное увеличения общей массы машины и как следствие, ухудшения характеристик плавучести объекта 768. Попытка компенсировать потери плавучести за счет увеличения водоизмещения привели к укрупнению размеров корпуса и вынудили разработчиков увеличить количество катков гусеницы до семи.
Примерно к этому же времени на «Курганмашзаводе» был создан свой вариант комплекса вооружения новой машины, включавший в себя 30-мм автоматическую пушку 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, комплекс ПТУР «Фагот», стабилизатор вооружения электрогидравлического типа 2Э36-1, комбинированный прицел БПК-1-42, дневной прицел 1ПЗ-3.
Учитывая категорическое требования заказчика использовать на новой машине комплекс разработки СКБ «Курганмашзавода», на ЧТЗ приступили к созданию машины на шасси объекта 768, но с комплексом вооружения курганской разработки. Новый проект получил название «объект 769». Коллектив СКБ «Курганмашзавода» под руководством главного конструктора Б.Н. Яковлева, ко всему, представили оригинальный проект БМП собственной разработки под названием «объект 675». Курганская машина была во многом подобна своей предшественнице – БМП-1 и отличилась от нее главным образом конструкцией боевого отделения.
Конструкция объекта 675 (БМП-2)
«Объект 675» имел двухместную башню новой конструкции, куда перемещалось рабочее место командира машины, что давало ему возможность за счет улучшения обзора более качественно управлять огнем боевой машины и действиями наводчика-оператора, рабочее место которого расположено слева от него.
Рабочее место командира машины было оборудовано радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ, а также двумя приборами наблюдения ТНПО-170А, одним ТНПТ-1, бинокулярным комбинированным (дневным и ночным) смотровым прибором ТКН-3Б и дневным прицелом 1ПЗ-3. На рабочем месте наводчика-оператора имеется переговорное устройство ТПУ, комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-1-42, три прибора наблюдения ТНПО-170А и один ТНПТ-1.
Рабочее место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом танкового переговорного устройства ТПУ, а также органами управления движением машины и контрольно-измерительными приборами. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНПО-170А. Для связи имелся аппарат ТПУ.
Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении использовались аппараты ТПУ.
В правой двери монтировалась радиостанция Р-126. В левой передней части машины было расположено отделение управления, справа от него находится силовое отделение с агрегатами моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение расположено в башне и в подбашенном пространстве средней части корпуса.
В кормовой части машины находилось десантное отделение, где оборудованы места для шести стрелков. По бортам десантного отделения имеются по три амбразуры для ведения огня стрелками из личного оружия. В корме расположены две двери для высадки десанта. Левая дверь снабжена амбразурой. В крыше десантного отделения имеются два люка. Ходовая часть машины в основном аналогична ходовой части БМП-1.
В конструкции новой БМП предусматривалось применение новых сортов брони и стали, что позволило избежать большого увеличения массы машины не теряя при этом прочностных характеристик. Для улучшения проходимости был увеличен дорожный просвет. Для сохранения запаса плавучести на БМП-2 по бортам установили пенозаполненные крылья.
К 1975 г. отработка проекта машины курганского СКБ была завершена и в октябре того же года опытный образец машины был представлен руководству МО СССР. Вместе с объектом 675 представлялась и машина СКБ ЧТЗ – объект 768 с 73-мм пушкой «Зарница». Обе машины были хороши и сперва даже было предложено принять на вооружение оба образца, однако в серию суждено было пойти только «объекту 675» с 30-мм пушкой.
В 1980 г. в течении полугода проводились войсковые испытания десяти предсерийных экземпляров этой машины. Испытания прошли успешно и в том же году машина была принята на вооружение под названием боевая машина пехоты БМП-2.
Серийное производство было организовано на «Курганмашзаводе» и продолжалось до 2008 г. БМП-2 до сих пор состоит на вооружении российской армии.
Модификации БМП-2
- БМП-2К – модификация с дополнительными средствами связи и наблюдательными приборами
- БМП-2 – модификация с автоматическим гранатометом АГС-17
- БМП-2Д – модификация с усиленным бронированием (неплавающая)
- БМП-2МПС – модификация с минным тралом КМТ-10
- На основе узлов и агрегатов БМП-2 была создана и серийно производилась ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4 и некоторые модификации ПРП-4М.
Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Афганистан, Вьетнам, Венесуэлу, Иорданию, Индию, Иран, Ирак, Йемен, Кипр, Кувейт, ОАЭ, Сирию, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Уганду, Финляндию, Югославию, Южную Корею, Шри-Ланка. Производилась по лицензии в Чехословакии и Индии.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет