Содержание Характеристики БМП-1 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Боевая машина пехоты |
Дата выпуска: | 1966 г. |
Длинна: | 6740 мм |
Ширина: | 2940 мм |
Высота: | 1924 мм |
Броня, лоб: | 6-26 мм |
Броня, борт: | 6-26 мм |
Броня, башня: | 6-26 мм |
Экипаж: | 3 человека (+ 8 десантников) |
Двигатель: | УДТ-20, 300 л.с. |
Дальность хода: | 550 км |
Максимальная скорость: | 65 км/ч, по воде: 8 км/ч |
Масса: | 12,6 -13,4 тонн в зависимости от модификации |
Вооружение: | 73-мм пушка 2А28, 3х 7,62-мм пулемета ПКТ, 1х ПТУР 9К11. Боекомплект: 40, 2000, 4. |
К середине 50-х годов назрела необходимость в неком промежуточном элементе связки мотострелки-танки. Бронетранспортеры по большей части наступательным оружием не являлись предназначаясь все же для перевозки личного состава и его поддержки пулеметным огнем. А нужна была некая комбинация бронетранспортера и танка — хорошо бронированная, способная не только перевозить солдат, но и эффективно бороться с бронетехникой противника.
Исходя из этой концепции сотрудниками Научно-технического комитета Главного бронетанкового управления, НИИ Бронетанковой техники и Военной Академии Бронетанковых войск в начале 60-х годов было разработано техническое задание на проектирование машины для мотострелковых войск, или боевой машины пехоты.
Проектирование БМП-1
В конкурсе на разработку машины приняли участие КБ ЧТЗ (главный конструктор П.П. Исаков), КБ ВТЗ (И.В. Гавалов), а также алтайского, брянского и курганского машиностроительных завода.
Проектирование комплекса вооружения шло отдельно и было поручено КБ завода «Приборостроение» (г. Тула). Туляки создали по истине уникальную установку: 73-мм орудием 2А28 «Гром» спроектированное на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9, спаренное с 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой противотанкового ракетного комплекса 9К11 «Малютка».
Уже в 1961 г. разработчики представили конкурсные образцы боевой машины. Победителем конкурса был признан проект КБ Челябинского тракторного завода под названием «объект 764«. После устранения недостатков и доработки боевая машина пехоты под обозначением «объект 765» была рекомендована к войсковым испытаниям.
В 1966 г. доработанный по итогам войсковых испытаний «объект» был принят на вооружением под названием: боевая машина пехоты БМП-1. В том же году было организовано серийное производство машины на Курганском машиностроительном заводе «Курганмашзавод», которое для отдельных модификаций продолжалось до 1983г.
Вооружение БМП-1
Вооружение БМП-1 на момент появления этой машины, делало её грозным соперником для бронированных машин и танков военного блока НАТО. Практически любая техника поражалась её огневыми средствами с весьма приличных дистанций, однако как показала практика — подчеркнуто «противотанковое» вооружение бля боевой машины пехоты было избыточным.
В реальной боевой обстановке БМП-1 пришлось действовать не против танков, а против легкобронированных целей или живой силы противника. Бронебойные снаряды пушки или «длиннорукая» ракета здесь помогали мало, и фактически единственным средством в этих условиях был обычный 7,62 мм пулемет. Не так уж много для достаточно тяжелой боевой машины! Однако даже пулемет не слишком помогал в условиях действий в горной местности (например, в Афганистане) из-за малого угла возвышения пушки с которой он был спарен.
Именно эти причины легли в основу достаточно быстрой замены БМП-1 в войсках, на более приспособленную к реальным боевым действиям БМП-2.
73-мм пушка «Гром» (2А28)
Основным вооружением БМП-1 является 73-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А28 «Гром». Питание орудия осуществляется из укладки на 40 выстрелов, расположенной кольцом вокруг башни.
Скорострельность пушки 2А28 «Гром» составляет от 8-10 выстрелов в минуту. Автоматика орудия работает на принципе отдачи ствола. В конце наката происходит выбрасывание стреляной гильзы из каморы орудия. При выходе из строя полуавтоматики, орудие можно перезаряжать вручную. Фугасные боеприпасы, появившиеся в 1974 году, могут быть заряжены только вручную.
Гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» использует те же снаряды ПГ-15В, что и станковый противотанковый гранатомёт (безоткатная пушка) СПГ-9, но с меньшим метательным зарядом. Попадание такого снаряда пробивает стальную пластину толщиной до 350 мм (позднее и до 400 мм) — то есть, БМП-1 на момент запуска в серийное производство могла успешно пробить лобовую броню любого танка НАТО (американского М60А1, британского «Чифтена» или немецкого «Леопад-1»). Правда, стоит сделать оговорку — максимальная эффективная дальность стрельбы в условиях боя составляет всего 500 м.
Осколочно-фугасные боеприпасы ОГ-15В для пушки 2А28 «Гром», позволявшие эффективно бороться с пехотой противника, начали выпускаться только с 1974 года.
Пушка 2А28 «Гром» не имеет стабилизатора и соответственно не может вести прицельную стрельбу при движении БМП-1 по пересеченной местности.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ установленный справа от неё. Боекомплект пулемета составляет 2000 патронов.
Противотанковые управляемые ракеты «Малютка»
Установленная на кожухе орудия 2А28 «Гром» пусковая установка ПТУР способна вести огонь управляемыми ракетами 9M14 «Малютка», 9M14M «Малютка-М», 9M14П «Малютка-П» (все «малютки» в НАТО имеют обозначение Sagger).
Ракеты предназначены для поражения вражеских танков и других боевых машин на дистанциях от 500 до 3000 м. «Малютка» может пробивать до 400 мм стальной брони, что с запасом превышает толщину лобовой брони всех танков НАТО 1970-ых г.г. Ракета 9M14P имеет ручное наведение и после запуска должна все время пути до цели контролироваться оператором. Ещё одним ограничением, служит возможность стрельбы «Малюткой» только в дневное время — ночной прицел у БМП-1 отсутствует.
БМП-1 стандартно несет четыре ПТУР «Малютка» (две внутри башни и две внутри корпуса), вдобавок к этому, на направляющей рельсе сверх комплекта можно установить и пятую ракету. Ракеты загружаются на пусковую установку через небольшой прямоугольный люк в крыше башни позади пусковой установки. Каждая ракета 9M14M весит 10,9 кг, а 9M14P — 11,4 кг.
ПТУР «Малютка» имеет проводное наведение, иными словами, после запуска ракета идет к цели, а за ней тянется длинный провод, посредством которого оператор и осуществляет наведение на цель. Такой способ имеет как свои минусы:
- большая минимальная дальность стрельбы (минимум 500 м)
- относительно низкая скорость полета
- невозможность загрузки новой ракеты до тех пор, пока предыдущая не достигнет цели
- для стрельбы с ходу нужен опытный оператор
так и плюсы:
- ракета проста в изготовлении, дешева и неприхотлива в обслуживании
- ракету нельзя «ослепить» и отклонить в сторону с помощью помех.
Броневая и противоминная защита БМП-1
БМП-1 имеет сварной броневой корпус с толщиной от 6 мм (крыша корпуса) в верхней части корпуса до 33 мм башня. Первоначально, в требованиях госзаказчика было указано, что бронирование должно обеспечивать защиту от 23-мм бронебойных снарядов в лобовой проекции, выпущенных с дистанции 500 метров и защиту от 7,62-мм бронебойных снарядов в боковой и задней проекции с 75 метров. По большей части, серийная БМП-1 даже превзошла эти требования.
Лобовая броня БМП-1 выдерживает попадания осколков артиллерийских снарядов, огонь стрелкового оружия и крупнокалиберных пулеметов калибра 12,7 мм со всех дистанций (в секторе 60° спереди).
Большой угол наклона лобовой брони корпуса увеличивает вероятность рикошетов, а водоотражательный щиток, которым прикрыт в походном положении нижний наклонный лист, также добавляет некоторую степень защиты экипажу. Лобовая броня БМП-1 также показала стойкость к 20-миллиметровым снарядам автоматических пушек типа «Oerlikon» KAD с дистанции всего 100 метров.
Боковая, задняя и верхняя проекции бронекорпуса защищают БМП-1 от огня 7,62-мм стрелкового оружия с большинства дистанций, а также от осколков артиллерийских снарядов меньшего размера, но не обеспечивают защиту машину от огня крупнокалиберного пулемета калибра 12,7 мм с близкого расстояния или от крупных осколков снарядов.
Опыт Афганистана и Чеченских войн показал, что пустотелые задние двери БМП-1, использующиеся как маршевые топливные баки, будучи заполненными песком, без труда выдержали попадания стандартных 12,7-мм пулеметных пуль. В то же время, сами по себе задние люки (без песка) пробивались бронебойными 7,62-мм пулями, выпущенными из пулеметов с дистанции 30-50 м.
Настоящей проблемой у БМП-1 была противоминная защита, однако очевидной она стала лишь после начала Афганской войны 1979-1989 г.г. Дело в том, что водитель и командир машины размещались друг за дружкой слева по ходу движения. Если противотанковая мина взрывается под левой гусеницей БМП-1, то взрыв обычно сносит первые 1-3 колеса и серьезно ранит, а то и убивает обоих. Временной мерой борьбы с этой напастью стали мешки с песком укладываемые под рабочие места водителя и командира.
Попыткой решить проблему выхода из строя сразу двух членов экипажа была призвана модель БМП-1Д («афганская» версия) за счет дополнительного бронирования днища машины (за это БМП-1Д расплатилась возможностью плавать), но радикально проблему решили только в варианте БМП-2, перенеся рабочее место командира в башню машины.
Стоит отметить, что БМП-1 не обеспечивает защиту десанта и экипажа от применения противотанковых управляемых ракет, реактивных гранат всех типов или прямых попаданий танковых и сопоставимых с ними артиллерийских снарядов. Впрочем, такой защиты не обеспечивает ни одна БМП или БТР из существующих на данный момент.
У БМП-1 проблема несколько усугубляется размещением снарядов и ракет прямо в боевом отделении машины. При попадании чего-то крупнокалиберного, эти снаряды воспламеняются. взрываются и при таком раскладе выжить у десантников практически нет шансов. По этой причине, десант БМП в зоне боевых действий предпочитает перемещаться не внутри машина, а на корпусе. Впрочем, как опять же показывает практика, это опять же не особенность одной лишь БМП-1 — десант на зарубежных машинах сходного назначения, также предпочитает внешнее размещение.
Дополнительное оборудование БМП-1
БМП-1 в базовой комплектации оснащена оборудованием для постановки дымовой завесы, путем впрыскивания дизельного топлива в выпускной коллектор двигателя с последующей конденсацией испарений в атмосфере в густой белый туман. Позднее БМП-1 стали оснащать дымовым гранатометом 902В «Туча», который может образовывать завесу шириной 80 м и длиной до 300 м перед машиной.
В начале 1980-х годов для БМП-1 был разработан минный трал плужного типа КМТ-10. Он устанавливается в передней части корпуса на одной линии с гусеницами. Сам трал весит 450 кг и может быть присоединен за 30 минут. Аварийное отсоединение занимает около 10 минут. КМТ-10 предназначен для обезвреживания различных типов противотанковых мин и приводится в действие пневматически. Минный трал этого типа очень узкие, всего с двумя зубьями, каждый шириной 300 мм (такой же, как у гусениц БМП-1). Максимальная скорость разминирования составляет 15 км/ч.
БМП-1 оснащены системой защит от оружия массового поражения и обеспечивает защиту экипажа и десанта от химического, биологического оружия и радиоактивных осадков с помощью систем фильтрации воздуха и избыточного давления.
В возимый комплект вооружения БМП-1 входит 1 ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 с 5-ю выстрелами или 1 пусковая установка 9K32 «Стрела-2» или 9K38 «Игла» с двумя запасными ракетами.
Модификации БМП-1
- БМП-1К — машина командира батальона
- БМП-1П — машина с ПТРК 9К113 «Конкурс»
- БМП-1ПГ — с автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»
- БМП-1Д — машина с дополнительным бронированием.
Кроме этого, на базе машины были разработаны, приняты на вооружение и серийно производились:
- БМП-1КШ «Поток-2» — командно-штабная машина
- БРЭМ-2 — бронированная ремонтная эвакуационная машина
- БРМ-1К — боевая разведывательная машина
- ПРП-3, ПРП-4 — подвижные разведывательные пункты.
БМП-1 широко экспортировалась по всему миру: в страны Варшавского договора, а также в Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Камбоджу, Кубу, Китай, Египет, Эфиопию, Финляндию, Грецию, Индию, Иран, Ирак, Ливию, Монголию, Марокко, Мозамбик, Мьянму, Северную Корею, Судан, Сирию, Шри-Ланку, Швецию, Уругвай.
Зарубежные модификации БМП-1:
- BWP-1 (Польша)
- Тип-86 (Китай)
- BVP-1 (Чехословакия)
- MLI-84 (Румыния)
- BMP-1A (Германия).
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет