Содержание Характеристики БМП-1 |
|
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Боевая машина пехоты |
Дата выпуска: | 1966 г. |
Длинна: | 6740 мм |
Ширина: | 2940 мм |
Высота: | 1924 мм |
Броня, лоб: | 6-26 мм |
Броня, борт: | 6-26 мм |
Броня, башня: | 6-26 мм |
Экипаж: | 3 человека (+ 8 десантников) |
Двигатель: | УДТ-20, 300 л.с. |
Дальность хода: | 550 км |
Максимальная скорость: | 65 км/ч, по воде: 8 км/ч |
Масса: | 12,6 -13,4 тонн в зависимости от модификации |
Вооружение: | 73-мм пушка 2А28, 3х 7,62-мм пулемета ПКТ, 1х ПТУР 9К11. Боекомплект: 40, 2000, 4. |
К середине 50-х годов назрела необходимость в неком промежуточном элементе связки мотострелки-танки. Бронетранспортеры по большей части наступательным оружием не являлись предназначаясь все же для перевозки личного состава и его поддержки пулеметным огнем. А нужна была некая комбинация бронетранспортера и танка — хорошо бронированная, способная не только перевозить солдат, но и эффективно бороться с бронетехникой противника.
Исходя из этой концепции сотрудниками Научно-технического комитета Главного бронетанкового управления, НИИ Бронетанковой техники и Военной Академии Бронетанковых войск в начале 60-х годов было разработано техническое задание на проектирование машины для мотострелковых войск, или боевой машины пехоты.
Проектирование БМП-1
В конкурсе на разработку машины приняли участие КБ ЧТЗ (главный конструктор П.П. Исаков), КБ ВТЗ (И.В. Гавалов), а также алтайского, брянского и курганского машиностроительных завода.
Проектирование комплекса вооружения шло отдельно и было поручено КБ завода «Приборостроение» (г. Тула). Туляки создали по истине уникальную установку: 73-мм орудием 2А28 «Гром» спроектированное на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9, спаренное с 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой противотанкового ракетного комплекса 9К11 «Малютка».
Уже в 1961 г. разработчики представили конкурсные образцы боевой машины. Победителем конкурса был признан проект КБ Челябинского тракторного завода под названием «объект 764«. После устранения недостатков и доработки боевая машина пехоты под обозначением «объект 765» была рекомендована к войсковым испытаниям.
В 1966 г. доработанный по итогам войсковых испытаний «объект» был принят на вооружением под названием: боевая машина пехоты БМП-1. В том же году было организовано серийное производство машины на Курганском машиностроительном заводе «Курганмашзавод», которое для отдельных модификаций продолжалось до 1983г.
Вооружение БМП-1
Вооружение БМП-1 на момент появления этой машины, делало её грозным соперником для бронированных машин и танков военного блока НАТО. Практически любая техника поражалась её огневыми средствами с весьма приличных дистанций, однако как показала практика — подчеркнуто «противотанковое» вооружение бля боевой машины пехоты было избыточным.
В реальной боевой обстановке БМП-1 пришлось действовать не против танков, а против легкобронированных целей или живой силы противника. Бронебойные снаряды пушки или «длиннорукая» ракета здесь помогали мало, и фактически единственным средством в этих условиях был обычный 7,62 мм пулемет. Не так уж много для достаточно тяжелой боевой машины! Однако даже пулемет не слишком помогал в условиях действий в горной местности (например, в Афганистане) из-за малого угла возвышения пушки с которой он был спарен.
Именно эти причины легли в основу достаточно быстрой замены БМП-1 в войсках, на более приспособленную к реальным боевым действиям БМП-2.
73-мм пушка «Гром» (2А28)
Основным вооружением БМП-1 является 73-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А28 «Гром». Питание орудия осуществляется из укладки на 40 выстрелов, расположенной кольцом вокруг башни.
Скорострельность пушки 2А28 «Гром» составляет от 8-10 выстрелов в минуту. Автоматика орудия работает на принципе отдачи ствола. В конце наката происходит выбрасывание стреляной гильзы из каморы орудия. При выходе из строя полуавтоматики, орудие можно перезаряжать вручную. Фугасные боеприпасы, появившиеся в 1974 году, могут быть заряжены только вручную.
Гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» использует те же снаряды ПГ-15В, что и станковый противотанковый гранатомёт (безоткатная пушка) СПГ-9, но с меньшим метательным зарядом. Попадание такого снаряда пробивает стальную пластину толщиной до 350 мм (позднее и до 400 мм) — то есть, БМП-1 на момент запуска в серийное производство могла успешно пробить лобовую броню любого танка НАТО (американского М60А1, британского «Чифтена» или немецкого «Леопад-1»). Правда, стоит сделать оговорку — максимальная эффективная дальность стрельбы в условиях боя составляет всего 500 м.
Осколочно-фугасные боеприпасы ОГ-15В для пушки 2А28 «Гром», позволявшие эффективно бороться с пехотой противника, начали выпускаться только с 1974 года.
Пушка 2А28 «Гром» не имеет стабилизатора и соответственно не может вести прицельную стрельбу при движении БМП-1 по пересеченной местности.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ установленный справа от неё. Боекомплект пулемета составляет 2000 патронов.
![Все вооружение БМП-1 на одном фото: 73-мм пушка 2А28 «Гром», ПТРК «Малютка», 7,62-мм пулемет ПКТ](https://armedman.ru/wp-content/uploads/2015/03/bmp-1-malutka.jpg)
Все вооружение БМП-1 на одном фото: 73-мм пушка 2А28 «Гром», ПТРК «Малютка», 7,62-мм пулемет ПКТ
Противотанковые управляемые ракеты «Малютка»
Установленная на кожухе орудия 2А28 «Гром» пусковая установка ПТУР способна вести огонь управляемыми ракетами 9M14 «Малютка», 9M14M «Малютка-М», 9M14П «Малютка-П» (все «малютки» в НАТО имеют обозначение Sagger).
Ракеты предназначены для поражения вражеских танков и других боевых машин на дистанциях от 500 до 3000 м. «Малютка» может пробивать до 400 мм стальной брони, что с запасом превышает толщину лобовой брони всех танков НАТО 1970-ых г.г. Ракета 9M14P имеет ручное наведение и после запуска должна все время пути до цели контролироваться оператором. Ещё одним ограничением, служит возможность стрельбы «Малюткой» только в дневное время — ночной прицел у БМП-1 отсутствует.
БМП-1 стандартно несет четыре ПТУР «Малютка» (две внутри башни и две внутри корпуса), вдобавок к этому, на направляющей рельсе сверх комплекта можно установить и пятую ракету. Ракеты загружаются на пусковую установку через небольшой прямоугольный люк в крыше башни позади пусковой установки. Каждая ракета 9M14M весит 10,9 кг, а 9M14P — 11,4 кг.
ПТУР «Малютка» имеет проводное наведение, иными словами, после запуска ракета идет к цели, а за ней тянется длинный провод, посредством которого оператор и осуществляет наведение на цель. Такой способ имеет как свои минусы:
- большая минимальная дальность стрельбы (минимум 500 м)
- относительно низкая скорость полета
- невозможность загрузки новой ракеты до тех пор, пока предыдущая не достигнет цели
- для стрельбы с ходу нужен опытный оператор
так и плюсы:
- ракета проста в изготовлении, дешева и неприхотлива в обслуживании
- ракету нельзя «ослепить» и отклонить в сторону с помощью помех.
Броневая и противоминная защита БМП-1
БМП-1 имеет сварной броневой корпус с толщиной от 6 мм (крыша корпуса) в верхней части корпуса до 33 мм башня. Первоначально, в требованиях госзаказчика было указано, что бронирование должно обеспечивать защиту от 23-мм бронебойных снарядов в лобовой проекции, выпущенных с дистанции 500 метров и защиту от 7,62-мм бронебойных снарядов в боковой и задней проекции с 75 метров. По большей части, серийная БМП-1 даже превзошла эти требования.
Лобовая броня БМП-1 выдерживает попадания осколков артиллерийских снарядов, огонь стрелкового оружия и крупнокалиберных пулеметов калибра 12,7 мм со всех дистанций (в секторе 60° спереди).
Большой угол наклона лобовой брони корпуса увеличивает вероятность рикошетов, а водоотражательный щиток, которым прикрыт в походном положении нижний наклонный лист, также добавляет некоторую степень защиты экипажу. Лобовая броня БМП-1 также показала стойкость к 20-миллиметровым снарядам автоматических пушек типа «Oerlikon» KAD с дистанции всего 100 метров.
Боковая, задняя и верхняя проекции бронекорпуса защищают БМП-1 от огня 7,62-мм стрелкового оружия с большинства дистанций, а также от осколков артиллерийских снарядов меньшего размера, но не обеспечивают защиту машину от огня крупнокалиберного пулемета калибра 12,7 мм с близкого расстояния или от крупных осколков снарядов.
Опыт Афганистана и Чеченских войн показал, что пустотелые задние двери БМП-1, использующиеся как маршевые топливные баки, будучи заполненными песком, без труда выдержали попадания стандартных 12,7-мм пулеметных пуль. В то же время, сами по себе задние люки (без песка) пробивались бронебойными 7,62-мм пулями, выпущенными из пулеметов с дистанции 30-50 м.
![БМП-1Д с дополнительной навесной защитой (и бронированным днищем)](https://armedman.ru/wp-content/uploads/2015/03/bmp-1-d.jpg)
БМП-1Д с дополнительной навесной защитой (и бронированным днищем)
Настоящей проблемой у БМП-1 была противоминная защита, однако очевидной она стала лишь после начала Афганской войны 1979-1989 г.г. Дело в том, что водитель и командир машины размещались друг за дружкой слева по ходу движения. Если противотанковая мина взрывается под левой гусеницей БМП-1, то взрыв обычно сносит первые 1-3 колеса и серьезно ранит, а то и убивает обоих. Временной мерой борьбы с этой напастью стали мешки с песком укладываемые под рабочие места водителя и командира.
Попыткой решить проблему выхода из строя сразу двух членов экипажа была призвана модель БМП-1Д («афганская» версия) за счет дополнительного бронирования днища машины (за это БМП-1Д расплатилась возможностью плавать), но радикально проблему решили только в варианте БМП-2, перенеся рабочее место командира в башню машины.
Стоит отметить, что БМП-1 не обеспечивает защиту десанта и экипажа от применения противотанковых управляемых ракет, реактивных гранат всех типов или прямых попаданий танковых и сопоставимых с ними артиллерийских снарядов. Впрочем, такой защиты не обеспечивает ни одна БМП или БТР из существующих на данный момент.
У БМП-1 проблема несколько усугубляется размещением снарядов и ракет прямо в боевом отделении машины. При попадании чего-то крупнокалиберного, эти снаряды воспламеняются. взрываются и при таком раскладе выжить у десантников практически нет шансов. По этой причине, десант БМП в зоне боевых действий предпочитает перемещаться не внутри машина, а на корпусе. Впрочем, как опять же показывает практика, это опять же не особенность одной лишь БМП-1 — десант на зарубежных машинах сходного назначения, также предпочитает внешнее размещение.
![Внутри у БМП-1 конечно тесновато](https://armedman.ru/wp-content/uploads/2015/03/bmp-1-1.jpg)
Внутри у БМП-1 конечно тесновато, но в целом, сносно. Плохо приходится только в жару — кондиционеры в 1970-ых не ставили
Дополнительное оборудование БМП-1
БМП-1 в базовой комплектации оснащена оборудованием для постановки дымовой завесы, путем впрыскивания дизельного топлива в выпускной коллектор двигателя с последующей конденсацией испарений в атмосфере в густой белый туман. Позднее БМП-1 стали оснащать дымовым гранатометом 902В «Туча», который может образовывать завесу шириной 80 м и длиной до 300 м перед машиной.
В начале 1980-х годов для БМП-1 был разработан минный трал плужного типа КМТ-10. Он устанавливается в передней части корпуса на одной линии с гусеницами. Сам трал весит 450 кг и может быть присоединен за 30 минут. Аварийное отсоединение занимает около 10 минут. КМТ-10 предназначен для обезвреживания различных типов противотанковых мин и приводится в действие пневматически. Минный трал этого типа очень узкие, всего с двумя зубьями, каждый шириной 300 мм (такой же, как у гусениц БМП-1). Максимальная скорость разминирования составляет 15 км/ч.
БМП-1 оснащены системой защит от оружия массового поражения и обеспечивает защиту экипажа и десанта от химического, биологического оружия и радиоактивных осадков с помощью систем фильтрации воздуха и избыточного давления.
В возимый комплект вооружения БМП-1 входит 1 ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 с 5-ю выстрелами или 1 пусковая установка 9K32 «Стрела-2» или 9K38 «Игла» с двумя запасными ракетами.
Модификации БМП-1
- БМП-1К — машина командира батальона
- БМП-1П — машина с ПТРК 9К113 «Конкурс»
- БМП-1ПГ — с автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»
- БМП-1Д — машина с дополнительным бронированием.
Кроме этого, на базе машины были разработаны, приняты на вооружение и серийно производились:
- БМП-1КШ «Поток-2» — командно-штабная машина
- БРЭМ-2 — бронированная ремонтная эвакуационная машина
- БРМ-1К — боевая разведывательная машина
- ПРП-3, ПРП-4 — подвижные разведывательные пункты.
БМП-1 широко экспортировалась по всему миру: в страны Варшавского договора, а также в Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Камбоджу, Кубу, Китай, Египет, Эфиопию, Финляндию, Грецию, Индию, Иран, Ирак, Ливию, Монголию, Марокко, Мозамбик, Мьянму, Северную Корею, Судан, Сирию, Шри-Ланку, Швецию, Уругвай.
Зарубежные модификации БМП-1:
- BWP-1 (Польша)
- Тип-86 (Китай)
- BVP-1 (Чехословакия)
- MLI-84 (Румыния)
- BMP-1A (Германия).
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет