Несмотря на то, что примеры успешных авиадесантов Второй Мировой войны можно пересчитать по пальцам одной руки (а вот провальных насчитывалось порядочно), после её окончания, в Советском Союзе роль воздушно-десантных войск резко возросла.
Однако мало просто доставить бойцов к заданной точке по воздуху, нужно и обеспечить им соответствующую огневую поддержку и транспортные средства. Чрезвычайно остро встал вопрос о создании боевой машины десанта, мощной в бою и компактной в транспортировке. Идеи доставки легких танков и бронемашин самолетами существовали ещё с 30-х годов, но это были лишь стандартные образцы с минимальными переделками, а вот настоящей БМД – боевой машины десанта, ещё не существовало ни в одной стране мира.
Содержание
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76.
Первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для ВДВ, стала авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Ее проектирование началось в 17 октября 1946 года на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (завод № 40).
Главным конструктором установки назначили Николая Александровича Астрова. Работа велась очень быстрыми темпами: эскизный проект закончили уже в марте 1947 года, технический — в июне, а в декабре изготовили первый опытный образец!
Заводские испытания АСУ76 проводились с января по май, а междуведомственные — в июне — июле 1948 года. И те, и другие — с положительными результатами.
Войсковые испытания четырех опытных образцов проходили в 38-м воздушно-десантном корпусе с 1 июля по 1 сентября 1949 года. Комиссия признала их результаты удовлетворительными. Правда, испытывавшийся параллельно на НИИБТ Полигоне еще один образец АСУ-76 испытаний не выдержал.
17 декабря 1949 года АСУ-76 приняли на вооружение, однако на серийное производство ее не поставили, и как оказалось не зря. Две изготовленных образца машины в ноябре —декабре 1950 года подверглись полигонным испытаниям в объеме гарантийного срока службы, и оба их провалили. Проект был на время отложен в стол и… окончательно забыт по решению министра обороны Н.А. Булганина от 27 августа 1953, тем более, что планер-носитель Ил-32 и его буксировщик к этому времени так и не были построены.
К-73, ещё одна несостоявшаяся БМД
Также «в никуда» отработало и особое конструкторское бюро инженерных войск под руководством А.Ф.Кравцева, разработавшее в 1949 году плавающую авиадесантную самоходную установку К-73.
Неплохая машина по характеристикам, К-73 относилась к типу полузакрытых самоходных установок с передним расположением двигателя. Она имела боевую массу 3,3 т и экипаж из трех человек. Основным вооружением являлась 57мм пушка 451 с щелевым дульным тормозом и эжектором. С пушкой был спарен пулемет СГ-43. В боекомплект, состоявший из 30 выстрелов, входил бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1250 м/с.
Двигатель и коробка передач, заимствованные у грузового автомобиля ГАЗ-51 обеспечивали машине максимальную скорость при движении на суше 54 км/ч, на плаву — 8 км/ч. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта. В ходовой части использовались торсионная подвеска с гидроамортизаторами на крайних задних катках, и гусеница с ОМШ.
Но впечатление портила низкая проходимость по дорогам с глубокой колеей, а также совершенно никуда не годная надежности узлов и агрегатов машины.
Второе рождение АСУ-57
Тем временем, коллектив СКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода под руководством уже знакомого нам по АСУ-76 Н.А. Астрова не терял времени даром и подготовил проект ещё одной артсистемы для десантников. Калибр орудия АСУ был 57-мм, поэтому и на вооружение машину приняли под индексом АСУ-57.
АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением МТО. Боевое отделение, находившееся в кормовой части корпуса, было совмещено с отделением управления. Корпус — из стальных и алюминиевых листов (днище и корма), сварной и частично клепаный.
В боевой рубке на специальной опоре установили 57-мм пушку Ч51 с дульным тормозом щелевого типа. На машинах, выпускавшихся после 1955 года, устанавливалась модернизированная пушка Ч51М с двухкаморным дульным тормозом.
В МТО поперек корпуса самоходки располагался карбюраторный 4цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М20Е мощностью 50 л.с., позволявший самоходке массой 3,35 т развивать максимальную скорость 45 км/ч.
Экипаж машины состоял из трех человек и весь располагался в боевом отделении: сиденье механика водителя находилось впереди у правого борта; заряжающего — позади механика водителя. Сиденье командира, выполнявшего еще обязанности наводчика и радиста, находилось впереди у левого борта.
Установки АСУ-57 поступали на вооружение воздушно-десантных войск в сравнительно небольших количествах. В противотанковую роту каждого парашютно-десантного полка входило девять установок. Для десантирования АСУ-57 первоначально использовались контейнеры П-90 (два таких контейнера подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4) и планеры Як-14. После появления в военно-транспортной авиации самолетов Ан-8 и Ан-12 для десантирования АСУ-57 стали применять платформенные многокупольные парашютные системы.
В сентябре 1951 года на ММЗ начались работы по созданию на базе агрегатов АСУ-57 плавающей авиадесантной самоходной установки АСУ-57П.
В 1952 — 1955 годах были изготовлены четыре опытных образца этой боевой машины. Все они в этот период проходили заводские, войсковые и государственные испытания. Однако на вооружение АСУ-57П не принималась и в серийном производстве не состояла.
Серийное производство АСУ-57 осуществлялось с 1951 по 1962 год.
Стоит отметить, что в 1948 коллектив завода № 115 под руководством Б.Н. Яковлева разработал собственную БМД под индексом АСУ-57, но из-за явной «сырости» проекта, машина в производство не пошла. Обращаю внимание – это были две разные машины, не смотря на одинаковые индексы.