Про крейсер «Аврора» в нашей стране слышал, наверное, каждый, и хотя бы в общих чертах сможет изложить краткую историю этого легендарного судна — стрелял по Зимнему дворцу (правда не все уже могут назвать причину — зачем стрелял), был превращен сперва в мемориал Революции, а потом и вовсе в музей — достопримечательность Санкт-Петербурга. Однако, на долю этого старого корабля выпала такая интересная и парадоксальная судьба, что на отдельных эпизодах его жизни стоит остановиться подробнее.
Началось все заурядно — спущенный на воду в 1900 году, «Аврора» была замыкающей в серии т.н. «богинь русского флота» — годом ранее уже были почти достроены её «систершипы» — «Паллада» и «Диана». По замыслу, эти крейсеры должны были стать «истребителями торгового флота» в случае войны, однако на деле, были весьма и весьма далеки от идеала. Настолько далеки, что даже шутка родилась, мол, от обычного океанского парохода «Аврора» отличается только низкой скоростью и некоторым количеством шестидюймовых орудий. Кто мог знать тогда, что скромный по всем параметрам крейсер пройдет через три войны, две из которых будут мировыми, и отметит свой столетний юбилей одним из всего лишь двух сохранившихся в мире боевых кораблей своей эпохи!
А может быть и не так плох был проект крейсера? 1905 год был отмечен поворотной точкой для господства России в море — во время русско-японской войны на Дальнем Востоке, в ходе Цусимского Сражения, погибла практически в полном составе 2-ая Тихоокеанская эскадра. В числе немногих судов избежавших гибели был и скромный крейсер «Аврора», ушедший в филлипинский порт Манила. Тогда имя «Авроры» впервые попало на страницы газет — но не благодаря чудесному спасению, а из-за успешного испытания в военно-полевых условиях рентгеновской установки, применение которой спасло несколько жизней раненых.
Снова заговорили о «Авроре» в 1911 году — в феврале, крейсер с мирным визитом, а вернее почетной миссией прибыл в итальянский порт Мессина для получения особую золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий разрушительного землетрясения 1908 года. И надо же было так случиться, что именно в день прихода корабля, в городе случился сильнейший пожар. Естественно авроровцы приняли в его тушении активное участие, и с тех пор в глазах мессинцев русские моряки стали стойко ассоциироваться с ликвидаций стихийных бедствий.
Когда мы говорим о Октябрьской Революции 1917 года, то образ «Авроры» встает из памяти сам собой — ведь именно её выстрел послужил сигналом к началу штурма Зимнего Дворца. Однако, на месте крейсера мог оказаться вообще любой корабль, ведь «Аврора» изначально появилась у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) только для того, чтобы не допустить его захвата силами, верными Временному правительству. Да и то, только по той причине, что оказалась неподалеку и имела осадку, позволявшую ей безопасно пройти по Неве.
Интересно, что за штурвалом крейсера в этот момент находился Николай Адольфович Эриксон — командир корабля и убежденный анти-большевик. Он наотрез отказался командовать судном, но видя неумелые попытки экипажа провести судно по фарватеру, и опасаясь более за любимый корабль, сам встал у штурвала и повел «Аврору».
Тот самый выстрел прогремевший из носового орудия крейсера был холостым, чтобы не говорили любители интриг. А вот то, что после первого выстрела её «шестидюймовки» были заряжены боевыми снарядами и наведены на Зимний Дворец — сущая правда. Окажи охрана Временного Правительства сопротивление пришедшим их арестовывать большевикам, и Зимний дошел бы до наших дней в куда как более плачевном состоянии.
Именно причастность имени «Авроры» к имени Революции спасла корабль и от позорного переименования и от бесславного разбора на металл — как не крути, а 20 лет для крейсера по тем временам, срок уже вполне солидный. Впрочем, к 1939 году ореол славы корабля уже изрядно померк — из «Авроры» сделали плавучую базу для подводных лодок, и она мирно доживала свой век. Вскоре наметился и финал — 16 мая 1941 нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов подписал приказ о присвоении имени»Аврора» одному из новых крейсеров, а это автоматически означало замену старого корабля новым — два судна с одинаковым названием в составе флота существовать не могут. И тут грянула Великая Отечественная война…
Старый крейсер воевал как мог. Его орудия были списаны на берег и образовали батарею «А» (Аврора) защищавшую Ленинград. Сам крейсер был включен в систему ПВО города и ежедневно отражал атаки вражеской авиации. Немцы подошли уже так близко, что теперь их батареи могли бить по «Авроре» — вскоре крейсер лег на грунт, а оставшийся экипаж (кто ранее не был отправлен на фронт) был списан с корабля. Оставалась только боевая вахта — на полузатопленном крейсере, беззащитном и находящемся под обстрелами, они продолжали нести службу. В августе 1943 года немцы артиллерийским огнем сбили на «Авроре» флаг. Немедленно краснофлотец А. И. Волков достал его из воды и вскоре он вновь был поднят на мачте — даже «мертвая» «Аврора» не желала сдаваться врагу. Война для старого крейсера кончилась только со снятием блокады Ленинграда.
В 1946 году «боевая история» крейсера «Аврора» завершилась, причем весьма интересным моментом. Одному легендарному кораблю пришлось сыграть роль другого легендарного корабля — крейсера «Варяг», на съемках одноименного фильма. «Аврору» «загримировали», поставили фальшивую 4-ую трубу, изменили очертания корпуса, а также провели ремонтные работы по удержанию судна на плаву…
В 1984 году «Аврору» поставили на первый крупный ремонт с 1917 года — подводная часть пришла в полную негодность и была срезана подчистую, а на её место поставили «новодел» — сварной корпус. В общем, как принято говорить «Аврора уже не та…», однако, полагаю, никто не станет спорить с тем, что сохранить в первозданном виде нужно, прежде всего, живую память, а не её материальное олицетворение.
Значение имеет сам факт того, что на месте вечной стоянки легендарного крейсера у Петровской набережной я вижу «ту самую Аврору», а не то, что скрыто от любопытных глаз под водой.
источник: компиляция статьи Николая Манвелова с дополнениями