[snip text=»Первый крупносерийный советский истребитель И-5. Характеристики, история создания и боевого применения»]
Содержание
История создания истребителя И-5
В 1928 году по ложным обвинениям были арестованы многие ведущие авиационные специалисты СССР. Не обошла эта участь и Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича. Однако, так как других авиаконструкторов такого уровня все равно не было, сложилась довольно абсурдная ситуация — уже осужденным проектировщикам было поручено создание нового боевого самолета!
В таких условиях и был создан знаменитый истребитель И-5, созданный в соавторстве Поликарпова и Григоровича. В 1930 году проектирование истребителя было закончено, и один за другим на испытания поступили три опытных варианта И-5, одинаковыми конструктивно, но отличавшихся двигателями. В дальнейшем, основным рабочим проектом, стал И-5 с мотором М-22.
Испытания прошли гладко и быстро, истребитель И-5 показал отличные летные качества, и заочно, до завершения всех испытаний в НИИ ВВС, был принят на вооружение и запущен в серию.
Строго говоря, обстановка «тюремного КБ» сама по себе не вязалась с образом «самого современного» истребителя, который, по задумке, должен был ещё и превосходить зарубежные аналоги. А если прибавить к этому тотальную нехватку буквально всего (что там говорить про дюралюминий, которого не было, от слова совсем) и состояние экономики СССР конца 1920-х г.г., то, казалось, Григоровичу и Поликарпову не на что было рассчитывать. Однако, самолет получился отличный, если вновь вспомнить об условиях создания, то и вообще — идеальный.
Естественно эта «идеальность» была относительной, недаром, ни на одну «современную» войну, И-5 так и не попал — уже к 1937 году истребитель устарел и использовался больше в качестве учебной машины. Однако, другую важную роль, он все-таки выполнил: именно И-5 стал первым массовым советским серийным истребителем, тем самым фундаментом, на котором впоследствии были построены ВВС.
За время с 1934 г. по 1939 г., было построено 803 истребителя И-5.
Характеристики И-5 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1930 г |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х М-22, мощностью 480 л.с. |
Максимальная скорость: | 278 км/ч |
Практический потолок: | 7300 м |
Дальность полета: | Нет сведений |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 1355 кг (взлетный вес) |
Размах крыльев: | 10,24 м |
Длина: | 6,78 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | 21,25 в.м. |
Вооружение: | 2х 7,62-мм пулемета |
Конструкция истребителя И-5
Истребитель И-5 конструктивно представляет собой одноместный полутораплан смешанной конструкции. Фюзеляж и рама двигателя ферменные, сварные из стальных труб. Планер набран из дюралевых рамок и стрингеров. Истребитель, как и большая часть машин того времени, имел не убирающиеся в полёте шасси и хвостовую опору — С-образный костыль. Шасси, в зимнее время, заменялось на лыжи.
Передняя часть фюзеляжа до середины кабины закрывалась съемными дюралюминиевыми капотами, крепящихся пружинными защелками и стальными булавками. Остальная часть фюзеляжа обшивалась полотном, причем закрепленным не намертво, а пришнурованным к каркасу. При необходимости самолет можно было «переодевать» без особых проблем.
Последний отсек фюзеляжа под хвостовым оперением имел съемные дюралюминиевые обтекатели для осмотра амортизатора костыля. Сиденье пилота с чашкой под парашют были изготовлены из гофрированного дюралюминия. На машинах первых серий отсутствовал гаргрот, а капоты делались отдельно для каждого из цилиндров. Позднее головки цилиндров стали закрывать кольцевым капотом Тауненда, а спереди устанавливали лобовой капот с жалюзи.
Воздушный винт деревянный, концы лопастей оковывались латунью, впоследствии винт заменили на дюралюминиевый.
Модификации истребителя И-5
- И-5 — Серийный истребитель с двигателем М-22.
- И-5 УТИ-1 учебный, кабина пилота сдвинута вперед и за ней установлено второе сидение с управлением для дублера. Был переделан из обычного серийного самолёта в учебный двухместный в 1934 году. Переоборудовано 20 машин.
- И-5 бис, улучшенный вариант И-5. Не прошел испытаний, однако некоторые из предложенных в конструкции улучшений, были внедрены на уже построенных И-5.
Боевое применение истребителя И-5
По иронии судьбы, И-5, не попавший даже на Халкин-Гол и Советско-финскую войну по причине морального устаревания, впервые вступил в бой с настоящим противником уже в совершенно преклонных летах — летом 1941 года. В критические для страны минуты, когда авиационные заводы повсеместно эвакуировались, производство падало, а армия жизненно нуждалась в авиации, о «стариках» вспомнили вновь, и собрав то что осталось (И-5 к тому времени был не только морально, но уже и физически не то, чтоб старевшим, а совсем дряхлым самолетом), кинули их в бой.
Естественно И-5 не мог выполнять функции истребителя — в небе его обгоняли даже тихоходные бомбардировщики. Но в качестве легкого штурмовика, или легкого ночного бомбардировщика, И-5 защищали Москву зимой 1941 г., не шатко не валко, неся огромные потери, но все-таки выполняя поставленные задачи. При первой же возможности старые машины с фронта снимали. Уже весной 1942 г. они находились на вооружении лишь нескольких авиачастей, а к зиме того же 42-го, в действующей армии их не осталось.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет