[snip text=»Краткая справка: Знаменитые «летающие лодки» конструктора Д. Григоровича — первый гидропланы российского воздушного флота, применявшиеся в годы Первой мировой войны»]
Гидросамолет (летающая лодка) М-5
Идея применения аэропланов для военных целей родилась едва ли не раньше них самих. В 1903 году первая машина отдаленно напоминающая самолет поднялась в воздух, а уже в 1912 г., в ходе болгаро-турецкой войны, новое оружие, хотя и ещё несовершенное, уже показало свою потрясающую эффективность.
Русское военно-морское министерство в числе первых оценило возможности, которые открывались перед флотом с принятием на вооружение гидросамолетов (летающих лодок), т.е. машин, способных осуществлять взлет и посадку с воды.
Содержание
История создания гидросамолета М-5
Перед самой Первой Мировой войной, флотом закуплено несколько образцов летающих лодок за рубежом, для проведения сравнительных испытаний. Один из первых полетов, летом 1913 году, закончился катастрофой — летчик капитан Д.Н. Александров на балтике, при посадке разбил гидросамолет «Доннэ-Левек» французского производства. Незадачливого летуна обязали чинить дорогущую «лодку» на свои средства, однако сумма в 6500 р., запрошенная русско-балтийским заводом оказалась для него неподъемной. И тут случай свел летчика с Дмитрием Павловичем Григоровичем — управляющим небольшого частного авиазавода Щетинина и Щербакова.
Встреча была судьбоносной не только для офицера, но и для всего воздушного флота России — Григорович убедил начальство помочь Александрову и починить самолет фактически бесплатно… предварительно разобрав до винтика и как следует изучив. Конструкция отремонтированной летающей лодки была Дмитрием Павловичем серьезно доработана и улучшена, а получивший бесценный опыт завод в том же 1913 г. получил от правительства заказ на проектирование собственного гидросамолета.
К июню 1914 г. на испытания был представлен опытный образец самолета конструкции Григоровича М-1 (морской-1). Испытания прошли успешно, но конструктор остался недовольным мореходными качествами опытной модели. На последующих образцах в течении года от добивается устранением недостатков. Мореходные качества опытного самолета М-4 уже были признаны удовлетворительными, а последующего М-5 — просто превосходными.
В 1915 году гидросамолет М-5 (иногда фигурирует как Щ-5) приняли на вооружение. Серийное производство М-5 организовали на авиазаводе Щетинина и Щербакова, где оно продолжалось до 1923 г. Самолет был одним из лучших в мире по комплексу характеристик и по праву считается гордостью российской авиации.
Конструкция гидросамолета М-5 конструкции Григоровича
Гидросамолет М-5 это двухсекционный биплан с крыльями разного размаха (с полотняной обшивкой) и однореданным деревянным корпусом с фанерной обшивкой. Позади редана корпус резко сужался почти до размера киль-балки и поддерживал хвостовое оперение, состоявшее только из киля и руля направления, которые крепились с помощью сложной системы подкосов и расчалок.
Двигатель «Гном-Моносупэйп» с толкающим винтом находился между крыльями. Летчик и наблюдатель размещались рядом в большой кабине перед крыльями, последний управлял пулеметом Виккерс калибра 7,62-мм, установленным на шкворневой балке.
Всего было изготовлено около трехсот самолетов М-5, за рубеж летающая лодка не поставлялась (по некоторым сведениям несколько экземпляров были в 1921 г. переданы Турции).
Характеристики М-5 | |
---|---|
Страна: | Россия |
Тип: | Гидросамолет |
Год выпуска: | 1914 г. |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | |
Максимальная скорость: | 105 км/ч |
Практический потолок: | 3300 м |
Дальность полета: | 420 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 960 кг |
Размах крыльев: | 13,62 м |
Длина: | 8600 мм |
Высота: | 3400 мм |
Площадь крыла: | 37,9 кв.м |
Вооружение: | 1х7,62мм Виккерс, до 160 кг бомб |
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет