см. характеристики

Малые ракетные корабли проекта 1234 (1234) шифр «Овод»

Внешний вид МРК проекта 1234 (МРК-Гроза), рисунок Александра Кузенкова

Внешний вид МРК проекта 1234 (МРК-Гроза), рисунок Александра Кузенкова

МРК-З («Буря»)

Заводской номер С-51. Головной корабль проекта 1234. Заложен на стапеле №1 Ленинградского Приморского судостроительного завода под обозначением «МРК-З» 13 янва­ря 1967 г. Спуск корабля на воду состоялся 28 октября 1968 года и 22 июня 1969 го­да на новом МРК был поднят Военно-морской флаг СССР. В 1970 г. завершил государственные испытания в Балтий­ске, потом корабль перешел по внутренним водным путям в Феодосию, а в апреле 1971 года – в Севастополь.

Корабль стал настоящей испытательной лабораторией, произведя столько ракетных пусков, что уже к 1972 году их уже и не отмечали особо. Полный пуск «пакета» из шести ракет был произведен в 1973 году, причем корабль, по некоторым сведениям, чуть было не затонул, серьезно черпнул воды и обесточился, однако успешно поразил все цели.

В 1982 году с новой аппаратурой связи впервые вышел на бо­евую службу в Средиземное море, где выполнял (совместно с МРК «Гром») задачи слежения за надводными кораблями 6-го флота США, нес дозор во время израильского вторжения в Ливан в том же году. В 1987 г. произведена замена двух дизель-генераторов ДГАС-300, а в де­кабре 1990 г. был выведен из действующего состава флота и поставлен в консервацию.

С 11 февраля 1991 г. из-за значительного износа ма­териальной части и отсутствия средств на проведение ре­монта корабль был исключен из боевого состава флота и передан в отдел фондового имущества флота (ОФИ) КЧФ для утилизации на металлолом. Носил бортовые номера: 354,964,602,604,603,608, 624.

МРК-7 («Бриз»)

Заводской номер С-52. Корабль заложен 5 ноября 1967 г. на стапеле Ле­нинградского Приморского ССЗ и 15 июня 1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР. С 9 февраля 1971 года «МРК-7» включен в состав КЧФ и с 20 марта 1970 г. исключен из состава КЧФ (Д-15/085), как «номерной» корабль. Тем же числом МРК включен в состав КЧФ, как получивший наименование «Бриз» (Д-15/0436).

18.11.1977 г. МРК «Бриз» объявлен лучшем надводным кораблем Чер­номорского флота, а экипаж — отличным. В составе отряда боевых кораблей КЧФ принял участие в совместном учении ВМФ Болгарии и СССР. В 1981 г. завоевал приз ГК ВМФ по ра­кетной подготовке в составе КУГ. 1981-1982 г.г. корабль прошел средний ремонт. В 1984 ГОДУ директивой ГК ВМФ был переподчинен в состав Тихоокеанского флота. Вскоре буксиром был проведен через Суэцкий канал, Красное море, Индий­ский океан и 22 июня 1984 прибыл в базу ВМФ СССР Камрань (Вьетнам), где во­шел в состав 119 бригады надводных кораблей ОПЭСК.



В 1985 г. буксиром переведен во Владивосток, в 1987 г. прошел средний ремонт и был переподчинен в состав Камчатской флоти­лии разнородных сил КТОФ. С 29 октября 1992 го­да МРК «Бриз» исключен из состава ВМФ. Разделан на металл в 1998 г. Носил бортовые номера: 356,962,611,602,612,430.

МРК «Вихрь»

Заводской номер С-53. Заложен 21 августа 1967 г. на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, 25 апреля 1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спуск на воду состоялся 22 июля 1970 г., после завершения ходовых испытаний переведен в Феодосию и далее в Севастополь.

В 1974 году МРК «Вихрь» и «Гром» вышли в Среди­земное море и, выполняя задачи БС, впервые применили новый тактический прием из позиции слежения за пере­мещением кораблей 6-го флота способом дрейфа. МРК ложилась в дрейф южнее острова Крит, и вновь возвращаясь через несколько суток в тот же район, повторяли процедуру.

Летом 1977 г. МРК «Вихрь» переведен из Севастопо­ля через Суэцкий канал во Владивосток и 31 августа 1977г. вошел в состав КТОФ. С 4 июля 1987 г. корабль перепод­чинен Камчатской ФлРС КТОФ. С 10 октября 1987г. по 9 августа 1994г. входил в состав 66 дивизиона малых ракет­ных кораблей. 26 июля 1992 г. на корабле был поднят Ан­дреевский флаг. Исключен из состава ВМФ 5 июля 1994 г. Носил бортовые номера: 351,955,425,432.

МРК «Волна»

Заводской номер С-54. Первый корабль проекта 1234 для Северного Флота. Заложен 27 сентября 1968 г. на Ленинград­ском Приморском ССЗ, зачислен в списки кораблей ВМФ 25 апреля 1970 г, спущен на воду 20 июля 1971 г. и 31 декабря 1971 г. вступил в строй. В мае 1974 г. перешел по внутренним водным пу­тям в Белое море.

В 1990 г. выведен из бо­евого состава флота, законсервирован и поставлен на отстой. Исключен из состава ВМФ РФ 30 июня 1993 г. и вскоре разобран на металл. Носил бортовые номера: 528.

МРК «Град»

Заводской номер С-55. Заложен 29 ноября 1967 г. на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ  и зачисленный 20 октября 1970 г. в списки ко­раблей ВМФ. Спущен на воду 30 апреля 1972 г, 30 сен­тября вступил в строй и 31 октября 1972 г. включен в со­став Балтийского флота. Первый корабль проекта 1234 для Балтики. В 1983, 1985 и 1987 г.г. завоевывал приз ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке. С 26 июля 1992 года МРК «Град» под Андреевским флагом. 30 июня 1993 г. был исключен из состава ВМФ. Носил бортовые номера: 506,582,552,

МРК «Гроза»

Заводской номер С-56. Заложен 9 января 1969 г. на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, 20 октября 1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР. 26 декабря 1972 г. корабль вступил в строй и 31 января 1973 г. был включен в состав Балтийского флота. В том же году пере­шел по внутренним водным путям на Черное море и с 4 сентября 1973 г. включен в состав 41-й бригады РКА Черноморского флота.

30 октября 1973 г. МРК «Гроза» впервые вышел на боевую службу в Средиземное море совместно с МРК «Бриз» в обеспечении «ПРТБ-13» и успешно осу­ществлял слежение за авианосцем «Джон Ф. Кеннеди». В 1976 г. корабль вновь несет БС в восточной части Сре­диземного моря вместе с МРК «Зарница» при обеспече­нии «ПРТБ-33». Весной 1975 г. МРК «Гроза» вышел в море для проверки предельных возможностей по авто­номности, дальности плавания и возможности модерни­зации.

Выведен из боевого состава 1 сентя­бря 1990 г. и законсервирован с отстоем в Севастополь. В 1993 г. разобран на металл. Носил бортовые номера:363, 358, 970, 611, 613, 614, 604, 619.

Внешний вид МРК проекта 1234Э (экспортный), рисунок Виталия Костриченко

Внешний вид МРК проекта 1234Э (экспортный), рисунок Виталия Костриченко

МРК «Гром»

Заводской номер С-57. Заложен на стапеле Ленинградского Примор­ского ССЗ 1 октября 1969 г. Спущен на воду 29 октября 1972 г., 28 де­кабря 1972 г. на МРК «Гром» был подписан приемный акт и торжественно поднят Военно-морской флаг. С 31 января 1973 г. корабль переподчинен 166-му Красно­знаменному Новороссийскому дивизиону МРК 41-й бри­гады РКА КЧФ. В период гражданской войны в Ливане (1975-1976 гг.) «Гром» совместно с МРК «Вихрь» несет БС в восточной части Средиземного моря при обеспече­нии с «ПРТБ-33», и наблюдает за американским авианосцем «Форрестол», в 1982 г. также «сопровождал» авианосец «Джон Ф. Кеннеди». Надо сказать, что «сопровождение» в данном контексте, советскими МРК американских авианосцев велось в полной боевой готовности и противокорабельные ракеты «Малахит» были готовы к нанесению удара в любой момент.

1 сентября 1988 г. МРК «Гром» был выве­ден в резерв, законсервирован и оставлен в отстое в Севастополе. Расконсервирован 1 июня 1991 года и нес службу в составе 166-го дивизиона. С 24 мая 1995 года МРК «Гром» из-за значительного износа материальной части и невозможности профинансировать ремонт был исключен из боевого состава флота и разоружен у при­чала Куриной стенки в Севастополе.

В 1996 году затоплен во время учений, где использовался в качестве плавучей мишени.  Носил бортовые номера: 361 ,976, 608, 604, 607, 622.

МРК «Зарница»

Заводской номер С-58. Заложен на Ленинградском Примор­ском заводе 27 июля 1970 года , спущен на воду 28 апреля 1973 года, зачислен в состав ВМФ приказом ГК ВМФ № 0063 от 26 октября 1973 года и включен в 166-й Краснозна­менный Новороссийский дивизион МРК 41-й бригады РКА.

В 1975 г. совместно с МРК «Гром» заходил в порт Тартус Сирийской Арабской республики, в 1976 г. совместно с «Грозой» наблюдал за американским авианосцем «Америка» и его эскортом в 100 ми­лях к юго-востоку от острова Кипр.), затем в парах с другими МРК ходил в Средиземное море для наблюдения за кораблями НАТО в 1977,79,81,83,84 г.г.

Несколько раз (в 1982, в 1984, 1993, 1994 г.г.) тактическая группа в которую входил МРК «Зарница» была объявлена лучшей по ракетной подготовке и стрельбе по морской цели после чего награждена переходящим призом ГКВМФ.

В 2004 году из-за сильного износа корпуса корабль ставят на отстой, а в 2005 году исключают из состава ВМФ.

Носил бортовые номера: 363, 973, 972, 606, 607 ,621.

МРК «Молния»

Заводской номер С-59. Заложен на Ленинградским Приморском ССЗ 30 сентября 1971 года, спущен на воду в августе 1973 года, 7 февраля 1974 года ко­рабль включен в состав Балтийского флота, и в том же году стал «отличником» в классе. С января 1974 года МРК «Молния», «Волна» и «Град» прибыли к новому месту своего постоянного базирования — в Зимнюю га­вань порта Лиепая. В 1983 и 1985 годах МРК «Молния» завоевывал приз ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке. Прошел средний ремонт с 21 октября 1987 года по 4 марта 1988 года на СРЗ-177 в Усть-Двин­ске под Ригой.

С 26 июля 1992 года поднял Андреевский флаг, базировался на Лиепаю вместе с МРК «Град», «Шторм», «Пассат», «Радуга» и «Зыбь». После ухода Балтийского Флота из Прибалтики, корабли дивизиона перешли в Балтийск и были перечислены в состав 36-й Краснознаменной Орде­на Нахимова 1 степени Бригады РКА 12-й ди­визии ракетных кораблей. В 90-х МРК «Молния» исключен из состава ВМФ и разобран на металлолом.

Носил бортовые номера: 558, 595.

МРК «Шквал»

Заводской номер С-60. 17 мая 1972 г. заложен на стапеле Ле­нинградского Приморского ССЗ, 14 июня 1974 года вступил в строй. С 16 июля «Шквал» включен в состав 106-го диви­зиона МРК Балтийского флота.

В ноябре 1975года МРК осуществлял перехват мятежного СКР «Сторожевой», а в ноябре 1981 года участвовал в операции по освобожде­нию советской дизельной субмарины, севшей на мель у входа в шведскую ВМБ Карлскруна.

В 1978 году МРК «Шквал» завоевал приз ГК ВМФ СССР по ракетной под­готовке, прошел 2 средних ремонта (с 26.09.1978 года по 22.02.1980 года и с 12.12.1984 года по 18 .07.1985 года. Выведен из боевого состава флота 1 октября 1988 года и законсервирован в Лиепае. 26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский, однако в строй не вводился и позднее был разобран на металл.

Носил бортовые номера: 551, 567, 565.

МРК «Заря»

Заводской номер С-61. За­ложен на Ленинградском Приморском заводе 18 октяб­ря 1972 г., спущен на воду 18 мая 1974 г., вступил в строй 28 сентября 1974 г. и переведен по Бе­ломоро-Балтийскому каналу на Север, где включен в со­став Северного флота. В 1982 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.

Выведен из боевого состава флота 11 сентября 1986 г., законсервирован и поставлен на отстой. 26 июля 1992 г. сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. Исключен из со­става ВМФ РФ.

МРК «Циклон»

Заводской номер С-1001. Первый «Овод» дальневосточной постройки. Заложен 22 сентября 1973 г. на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на воду 24 мая 1977 г., 31 декабря 1977 г. корабль вступил в строй, а 17 февраля 1978 г. был включен в состав Тихоокеанского флота. В 1979 г. впервые на Ти­хоокеанском флоте выполнил стрельбу главным ракет­ным комплексом на предельную дальность. В период с 27.06.85г. по 15.07.86г. в составе 119 бригады 7 ОПЭСК нес боевую службу в ВМБ Камрань. С 4 июля 1987 г. МРК входил в состав Камчатской флотилии разнород­ных сил в 66-й дивизион МРК.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреев­ский флаг. Был исключен из состава ВМФ 17 января 1995 года, поставлен на отстой, и пострадав от охотников за цветметом, затонул у причала. Поднят в 1998 году и был отбуксирован в Индию для разборки на металл.

Носил бортовые номера: 430,412, 438.

МРК «Тайфун»

Заводской номер С-1002. Заложен во Владивостоке 10 мая 1977 г. , спущен на воду 14 августа 1978 г. 12 янва­ря 1980 г. был включен в состав Тихоокеанского флота. С июня 1985 по май 1986 г.г. выполнял задачи боевого сопровождения в Южно- Китайском море. 26 июля 1992 го­да был поднят Андреевский флаг, 4 августа 1995 г. был исключен из состава ВМФ РФ и в 1998 году разобран на металл.

Носил бортовые номера: 994,427,400.

МРК «Муссон»

Заводской номер С-1003. Третий корабль проекта 1234 построенный во Владивос­токе. Заложен 14 июля 1975 года, 9 февраля 1976 года введен в эксплуатацию.

С 1982 года являлся передовым кораблем соединения, отличник пяти ракетных стрельб, в 1985 году его БЧ-1 признана лучшей в дивизионе. В 1987 году в ходе учений не смог вовремя поразить учебную ракету и попал под её удар. Корабль был обесточен, лишился командира, на борту возник пожар. В результате 39 человек экипажа погибли, а сам «Муссон» затонул неподалеку от острова Аскольд. Жертв могло бы быть меньше, однако из-за угрозы взрыва боекомплекта, командующий учениями (Л. Головко) довольно долго не позволял другим кораблям подойти к терпящему бедствие судну.

МРК «Метель»

Заводской номер С-62. Заложен 19 февраля 1973 года в Ленинграде, зачислен в списки кораблей ВМФ 4 июня 1973 года. После спуска на воду МРК «Метель» был переведен по внутренним водным путям в Белое море, где 23 января 1975 года включен в состав Северного Флота.

В1982 году завоевал приз ГК ВМФ СССП по ракетной подготовке. Прошел средний ремонт с 28.09.1990 по 27.08.1992 г.г., 16 марта 1998 году исключен из состава ВМФ.

Носил бортовые номера: 531

МРК «Шторм»

Заводской номер С-63. Заложен 20 октября 1973 года на Ленинградском Приморском ССЗ. Спущен на воду 3 марта 1975 года, 15 июня 1975 года вступил в строй. Первоначально корабль предназначался для службы на Черноморском флоте, но 21 июля включен в состав Балтийского флота.

Завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке в 1983,1985 и 1987 годах.

26 июля 1992 года поднял Андреевский флаг. Исключен из состава ВМФ РФ 16 марта 1998 года.

Носил бортовые номера: 902,577.

МРК «Радуга»

Заводской номер С-64. 16 января 1974 года заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 20 июня 1975 года, 1 декабря вступил в строй и 26 декабря 1975 года включен в состав Балтийского флота.

В ноябре 1981 года МРК «Радуга» участвовал в обеспечении перехода советской субмарины, снятой с мели у шведской военно-морской базы Карлскруна.

Трижды завоевывал приз ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке — в 1983,1985 и 1987 годах. С 11 октября 1991 года по 1 октября 1993 года проходил средний ремонт в Балтийске.

26 июля 1992 года поднял Андреевский флаг. Исключен из состава ВМФ РФ 5 июля 1994 года.

Носил бортовые номера: 565, 597,564.

Внешний вид МРК проекта 1234.1 (МРК-Штиль), рисунок Виталия Костриченко

Внешний вид МРК проекта 1234.1 (МРК-Штиль), рисунок Виталия Костриченко

Малые ракетные корабли проекта 1234.1 (12341) шифр «Овод-1»

МРК «Бурун»

Заводской номер С-68. Головной корабль улучшенной серии «Оводов» за­ложен в ноябре 1975 года на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ. Спуск на воду состоялся в конце июля 1977 г.,17 февра­ля 1978 г. корабль был включен в состав Северного флота, но 21.04.1978г. по распоряжению Главкома ВМФ, оставлен на Балтике.

В 1978 году МРК «Бурун» завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке. с 9 ноября 1990 года по 3 мар­та 1993 года проходил средний ремонт в Ленинграде, 26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. Списан на слом в марте 2002 года.

Носил бортовые номера: 559, 566.

МРК «Ветер»

Заводской номер С-69. 27 февраля 1976 года заложен на стапеле Примор­ского ССЗ в Ленинграде. Спущен на воду 21 апреля 1978 года, 23 ноября 1978 года включен в состав Северного флота.

В 1980 году завоевал приз ГК ВМФ по ракетной стрельбе по морской цели. С 9 октября 1986 года по 27 февра­ля 1987 года проходил средний ремонт.

1 декабря 1987 года выведен из боево­го состава флота и законсервирован.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг, 4 августа 1995 года исключен из состава ВМФ. Носил бортовые номера: 572,527.

МРК «Штиль» («Комсомолец Мордовии», «Зыбь»)

Заводской номер С-70. Заложен на стапеле Ленинградского Примор­ского завода 28 июня 1976 года и 14 апреля1978 года зачислен в списки кораблей ВМФ СССР под наименованием «Зыбь». Спущен на воду 23 октября 1978 года и был переведен внутренними водными путям на Черное море, где 31 декабря 1978 года вошел в состав 41-й БРКА Черноморского флота. С 13 апреля 1982 года МРК «Зыбь» был переименован в «Комсомолец Мордовии».

В 1984, 1989, 1990, 1991, 1993 и 1996 гг. завоевывал при­зы ГК ВМФ по ракетной подготовке в составе тактичес­кой КУГ.

15 февраля 1992 года кораблю присвоено наименование «Штиль», а 12 июня 1997 года он сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский флаг. В настоящее время МРК «Штиль» находится в составе 166-го Краснознаменного Новороссийского дивизиона МРК 41-й бригады ЧФ РФ.

Носил бортовые номера:608,609,605, 620.

МРК «Айсберг»

Заводской номер С-71. 11 ноября 1976 года заложен на стапеле Ленинградско­го Приморского ССЗ, спущен на воду 20 апреля 1979 года. Переведен по внутренним водным путям с Балтики на Север и с 1 декабря 1979 го­да включен в состав 252-го дивизиона 55-й бригады РКА Северного флота. С 20 сентября 1989 года по 14 ноября 1990 года проходил средний ремонт. 26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

Совместно с МРК «Рассвет» участво­вал в стратегических командно-штабных учениях  «Запад-99» и успешно оттеснил из зоны стрельбы норвежский разведывательный корабль «Марьята».

Носил бортовые номера: 523,511,535.

МРК «Туча»

Заводской номер С-72. 4 мая 1977 го­да заложен на стапеле Приморского СССЗ в Ленинграде. Спущен на воду 29 апреля 1980 года и 31 июля 1980 года МРК вступил в строй. Переведен по внутренним водным путям с Балтики на Север и 24 октября 1980 года включен в состав 252-го дивизиона 55-й бригады РКА Северного флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

В 1995 году корабль завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.

Исключен из состава ВМФ в 2003 году.

Носил бортовые номера: 524, 505.

МРК «Ураган»

Заводской номер С-73. 1 августа 1980 года заложен на стапеле Ленин­градского Приморского ССЗ. Спущен на воду 27 мая 1983 года и 30 сентября 1983 года всту­пил в строй. Переведен по внутренним водным путям с Балтики на Север и 15 декабря 1983 года включен в состав 254-го дивизиона МРК 55-й бригады РКА Северного флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

В 1986 го­ду завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.

Носил бортовые номера: 540, 533

МРК «Прибой»

Заводской номер С-74. 25 ноября 1978 года заложен на стапеле Ленинград­ского Приморского ССЗ, спущен на воду 20 апреля 1984 года и переведен внутренними водными путями с Балтики на Север. Вступил в строй 30 ноября 1984 года и 15 января 1985 года вклю­чен в состав Северного флота.

Завоевал в 1986 году приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

Прошел средний ремонт с 4 февраля по 1 сен­тября 1994 года.

Носил бортовые номера: 540.

МРК «Прилив»

Заводской номер С-75. 29 апреля 1982 года заложен на стапеле Ленинград­ского Приморского ССЗ. Спущен на воду 26 апреля 1985 года и 31 октября вступил в строй. Включен в состав Балтийского флота 7 января 1986 года. Сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский 26 июля 1992 года.

Носил бортовые номера: 599, 562.

МРК «Смерч»

Заводской номер С-1004. Первый корабль проекта 1234.1, построенный Владивос­токским ССЗ. Заложен 20.11. 1982 г, 19 января 1984 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР и 4 марта 1985 года вошел в состав Тихоокеанского флота.

Корабль интересен тем, что строился, опираясь исключительно на возможности судостроения Дальнего Востока и по этой причине имел свою специфику.  У него единственного система охлаждения была собрана из железных (на прочих – красная медь) труб, что приводило к постоянным поломкам в условиях тропиков, также он единственный имел РАК «Титанит», а не «Монолит».

С 1985 по 1988 г.г. занимал первое место в дивизионе и бригаде по ракетным стрельбам, в 1986-1987 г.г. «отличник»  Приморской флотилии.

С 1986г. по июль 1987 г. «Смерч» нес боевую службу в Южно- Китайском море в составе бригады ракетных кораблей 10 ОПЭСК с базиро­ванием на п. Камрань. Переподчинен в состав Камчат­ской флотилии разнородных сил 4 июля 1987 г.

26 июля 1992 года на корабле был поднят Андреевский флаг, в 1997 году прошел средний доковый ремонт. Носил бортовые номера: 415, 418, 450, 405, 423.

МРК «Мираж»

Заводской номер С-77. 30 августа 1983 года заложен на стапеле Ленинградского При­морского ССЗ , 19 августа 1986 г. спущен на воду и в декабре того же года перешел с Балтики на Черное море по внутренним водным путям.

С 24 февраля 1987 г. корабль был включен в состав Черноморского флота. В составе так­тической КУГ МРКгруппы «Мираж» неоднократно завоевывал призы ГК ВМФ по ракетной подготовке (1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1997 и 2004 гг.).

В июне 2004 г. «Мираж» прошел доковый ремонт, в настоящее время входит в состав 166-го Краснознаменного Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады РКА.

Носил бортовые номера: 603,617.

МРК «Иней» («ХХ съезд ВЛКСМ», «Ливень»)

Заводской номер С-1005. 6 июля 1983 г. заложен на стапеле Владивос­токского ССЗ (как «Ливень»), спущен на воду 5 октября 1986 года. Во время достройки на плаву корабль был переименован (14 апреля 1987 г.) в «XX съезд ВЛКСМ» и 19 февраля 1988 г. включен в состав Тихоокеанского флота.

С 15.07.1988 г. корабль на Кам­чатке и входит в состав 66 дивизиона малых ракетных ко­раблей и до 1992 г. осуществлял выполнение задач всех видов боевых дежурств. 15.02.92, вторично переименован («Иней»). Поднял Андреевский флаг и встал на ремонт, с которого едва не отправился на свалку – из-за аварии системы воздуха высокого давления (были повреждены конструкции корабля). Ремонт продлился аж до середины 1993 года, а в период 1994-1998г.г. «Иней» находился на консервации. После непродолжительной эксплуатации вновь ремонт (до 2002 г.), а мае 2003 г. – постановка в док для замены обшивки, в ходе которой на корабле произошел пожар едва не закончившийся гибелью судна и предотвращенный командой «Инея».

С 2005 г. в строю в составе сил постоянной готов­ности.

Носил бортовые номера: 422, 418.

МРК «Метеор»

Заводской номер С-78. «Метеор» заложен 13 ноября 1984 года на ста­пеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на во­ду 16 сентября 1987 года и 19 февраля 1988 года включен в со­став Балтийского флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

С 12 ок­тября 1995года по 20 июня 1996 года прошел средний ремонт на Рижском СРЗ.

Носил бортовые номера: 580, 590.

МРК «Рассвет»

Заводской номер С-79. Заложен 29 сентября 1986 года на стапеле Ленинград­ского Приморского ССЗ, спущен на воду 22 августа 1988 года и переведен по внутренним вод­ным путям из Балтийского моря в Белое, где 1 марта 1989 года зачислен в состав Северного флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

В 1995 году «Рассвет» взял приз ГК ВМФ по ракетной подготовке, участвовал в стратегических учениях «Запад-99» вместе с МРК «Айсберг». Находился в оцеп­лении района подъема АПЛ «Курск», 21 июля 2001 года и оттеснил норвежский разведывательный корабль «Марьята».

Носил бортовые номера: 534, 520.

МРК «Зыбь»

Заводской номер С-80. 26 августа 1986 года на стапеле Ле­нинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 28 февраля 1989 года, 31 октяб­ря 1989 года включен в состав Балтийского флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

Носил бортовые номера: 457, 560.

МРК «Гейзер»

Заводской номер С-81. Заложен 21 декабря 1987 года на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 28 августа 1989 года и 28 февраля 1990 года включен в состав Балтийского флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

Носил бортовые номера: 555.

МРК «Мороз»

Заводской номер С-1006. 16 февраля 1985 года был заложен на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на воду 23 сентября 1989 года, 28 февраля 1990 года корабль включен в состав Камчатской флотилии разнородных кораблей Тихоокеанского флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

В 1992 году «Мо­роз» объявлен лучшим кораблем флота по ракетной стрельбе по морской цели. В 1999 году завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке. 14.09.2001г. ударная группа в составе МРК «Мороз» и МРК «Разлив» приняла участие в очередных состязаниях на приз ГК ВМФ Рос­сии и взяла его.

Носил бортовые номера: 434, 402, 409.

МРК «Пассат»

Заводской номер С-82. 27 мая 1988 года заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на во­ду 13 июня 1990 года, 14 марта 1991 года включен в состав 36-й Краснознаменной ордена Нахимо­ва 1 степени бригады РКА Балтийского флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. Является флагманским кораб­лем дивизиона МРК. Носил бортовые номера: 465 ,570.

МРК «Разлив»

Заводской номер С-1007. Заложен 1 ноября 1986 г. на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на во­ду 28 августа 1991 г, 11 февраля 1992 г. включен в со­став Камчатской флотилии разнородных кораблей Тихоокеанского флота. 26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. Является флагманским кораб­лем дивизиона МРК.

В период по 1994 год выполнял все свойственные и не­свойственные задачи МРК — обеспечивал боевую подготовку подводных лодок, авиации, войск ПВО, решал задачи ох­раны государственной границы. В 1994 г. прошел докование, в 1996 г. произошел навал на гидрографическое судно «ГС-44» с повреждением правого винта.

17.09.1999 го­ду «Разлив» впервые в истории Тихоокеанского флота приз ГК ВМФ по ракетной подготовке в составе ударной группы.

В августе 2000 г. в ма­шинном отделении корабля произошел объемный взрыв. Начав­шийся сильный пожар был подавлен за 11 минут экипажем корабля и аварийными партиями других МРК.

Носил бортовые номера: 450.

МРК «Ливень»

Заводской номер С-83. Заложен 28 сентября 1988 го­да на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и стал последним достроеным кораблем проекта 1234.1. Спущен на воду 8 мая 1990 года, 11 февраля 1992 года включен в состав Балтийского флота.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

Носил бортовые номера: 475, 551.

МРК «Перекат»

Заводской номер С-84. Зачислен в списки ВМФ 20 июня 1988 года и 19 ноября 1988 года был заложен на стапеле Ленинградского При­морского ССЗ. Недостроенным снят со строительства и прямо на стапеле разде­лан на металл в 1992 году.

Внешний вид МРК проекта 1234.7 (МРК-Накат), рисунок Анатолия Верстюка

Внешний вид МРК проекта 1234.7 (МРК-Накат), рисунок Анатолия Верстюка

Малый ракетный корабль проекта 1234.7 (12347)

МРК «Накат»

Заводской номер С-76. Заложен 4 ноября 1982 года был заложен на стапеле Ленинградского При­морского ССЗ, спущен на воду 16 апреля 1987 года. После испытаний, «Накат» перешел по внутренним водным путям из Балтий­ского в Белое море и 30 декабря 1987 года был включен в состав Северного Флота под бортовым №502.
Представлял собой экспериментальный корабль — вместо ПКР П-120 «Малахит» главным оружием «Наката» были более совершенные ПКР «Оникс», визуально корабль отличался от предыдущих «Оводов» характерными «квадратными» шестизарядными пусковыми установками СМ-316 по обоим бортам. Именно на «Накате» «Оникс» проходил испытания, по результатам которых ракета была принята на вооружении ВМФ России.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят Андреевский флаг, на начало 2000-х корабль входил в состав 254-го дивизиона 55-й бригады МРК Кольской флотилии разнородных сил Северного флота.

Носил бортовые номера: 502, 526.

Внешний вид МРК проекта 1234ЭМ, рисунок Виталия Костриченко

Внешний вид МРК проекта 1234ЭМ, рисунок Виталия Костриченко

Малые ракетные корабли проекта 1234Э («Овод-Э») и 1234ЭМ

Экспортный вариант «Овода» отличался от базового проекта 1234 составом вооружения — вместо 6х ПУ ПКР «Ма­лахит» на них имелось 4х ПКР П-15М «Термит».

В апреле 1977 г. вступил в строй МРК «Ураган» (Заводской номер С-65, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-73), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К71 «Vijay Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 30 сентября 2002 года корабль сдан на слом.

В сентябре 1977 г. вступил в строй МРК «Прибой» (Заводской номер С-66, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-74), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К72 «Sindhu Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 24 сентября 2003 года корабль сдан на слом.

В апреле 1978 г. вступил в строй МРК «Прилив» (Заводской номер С-67, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-75), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К73 «Hos Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 5 июня 1999 года корабль сдан на слом.

22 февраля 1978 г. продан построенный для Алжира «МРК-21» (заводской №С-201э), в алжирском ВМФ носил имя «Rais Hamidou» (№801).

21 мая 1981 г. продан построенный для Алжира «МРК-23» (заводской №С-202э), в алжирском ВМФ носил имя «Salah Reis» (№802). В 1999-2000 г.г. корабль прошел модернизацию до уровня 1234ЭМ и получил полностью обновленное оборудование и вооружение. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М. На крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э», в результате чего внешний вид этого МРК претерпел значительные изменения.

8 февраля 1982 г. продан построенный для Алжира «МРК-22» (заводской № С-204э), в алжирском ВМФ носил имя «Rais АН» (№803). В мае 1997 г. корабль проходил ремонт в Кронштадте.

1 мая 1982 г. передан Ливии «МРК-9» (заводской №С-203), в алжирском ВМФ носил имя «Эйн Мара». 25 марта 1986 года в порту Триполи поврежден американской авиацией и отбуксирован в Ленинград для ремонта. В 1991 г. после ремонта переименован в «Тарик ибн Зияд» и снова включен в состав флота. Бортовой №416.

19 января 1983 г. передан Ливии «МРК-24» (заводской №С-205), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн аль Газала». Бортовой №417.

15 марта 1984 г. передан Ливии «МРК-25» (заводской №С-206), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн Зара». Бортовой №418.

В сентябре 1985 г. передан Ливии «МРК-15» (заводской №С-207), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн Закит». Бортовой №419. 25 марта 1986 года потоплен американской авиацией в 20 милях к западу от порта Бенгази.

 


Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет и книги В.В. Костриченко, В.Е.Кузьмичёв «Пистолет у виска империализма», Москва, 2006.