Содержание Характеристики подводных лодок типа «Форель» |
|
---|---|
Страна: | Германия/Россия |
Тип: | Подводная лодка |
Дата выпуска: | 1903 г. |
Водоизмещение: | Надводное 17 тонн, подводное 18 тонн |
Длинна: | 12,5 м |
Ширина: | 1,65 м |
Осадка: | 1,1 м |
Бронирование: | Нет |
Экипаж: | Нет сведений |
Силовая установка: | 1 электродвигатель мощностью 65 л.с. |
Дальность хода: | Надводная 20 миль, подводная 18 миль |
Максимальная скорость: | Надводная 4,5 узла, подводная 3,5 узла |
Вооружение: | 2 торпеды в съемных наружных трубчатых аппаратах Уайтхеда |
Авиагруппа: | Нет |
«Карп» который оказался «Форелью»
Первая подводная лодка Германии была построена в 1903 году на верфи «Krupp Germaniawerft» по проекту испанца Р. Эквилея. Подводная лодка не имела никакого особого индекса или названия и была целиком PR-продуктом Фридриха Круппа, призванным обратить на себя внимание правительства Германии. В последствие, название появилось: типа «Е» (класс «Карп»), или проще: подводная лодка конструкции Р.Эквилея.
На самом деле проект нельзя было назвать супер-удачным, да и подводные лодки в мире уже строили, пусть ещё и не так активно. Если сравнивать немецкую разработку с одногодкой — российской подводной лодкой «Дельфин» (1903 г.), то немецкие 18 миль под водой и 20 над водой, не шли ни в какие сравнения с «дельфиньими» характеристиками: 28 и 200 миль соответственно.
Лодка была однокорпусная, сверху на корпусе размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Она имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. В надводном и подводном положении лодка приводилась в движение электродвигателем, работавшим от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части корпуса была размещена балластная цистерна.
Впрочем, одно очень важное достоинство у первой германской подводной лодки все-же было: небольшие размеры позволяли погрузить её на железнодорожную платформу целиком, без разбора.
Подводная лодка «Форель» на службе в России
Как бы дальше складывалась судьба первенца германского подводного флота неизвестно, но в 1904 г. началась на Дальнем Востоке русско-японская война. Правительство России, уже оценившее к тому времени, какие перспективы открываются перед подводным флотом, предложило фирме Круппа купить первого «Карпа» и построить ещё три (контракт от 24 мая 1904 года) такие же субмарины. Несмотря на несовершенство, русское военное ведомство не скупилось на средства — война уже началась, а собственных полноценных подводных лодок насчитывалось… ровно одна — тот самый «Дельфин».
Подлодку, получившую название «Форель», погрузили на железнодорожную платформу и 7 июня 1904 года под наименованием «передвижной предохранительный буй» отправили из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа. Решающим фактором при покупке «Форели» оказалась именно компактность — быстро доставить судно на Дальний Восток можно было только по железной дороге (как поставляли, например, миноносцы), но в обычных условиях это требовало времени на разборку/сборку корабля. «Форель» же разбирать не требовалось и приступить к службе она могла сразу же после доставки на театр военных действий.
Командиром лодки был назначен лейтенант Т.А. Тиллен. Малые размеры лодки и простота ее конструкции вызвали поначалу недоверие у подводников и только 25 июня, после плавания на лодке капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева, который дал «Форели» высокую оценку, нашлись матросы, желающие служить на ней.
В период до 5 июля лодка выходила в Балтийское море для обучения экипажа, после чего была поднята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов. 26 июля лодка произвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова. 21 августа 1904 г. лодка была зачислена в списки флота под наименованием миноносец «Форель», а 25 августа по железной дороге отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность после транспортировки потребовалось всего два дня.
Подводный флот в качестве психологического оружия
«Форель» так и не встретилась ни разу с врагом, но тем не менее сыграла важную роль — роль «психологического оружия». Контр-адмирал русского флота Витгефт написал в 1908 году следующее: «Не давая еще вполне удовлетворительного результата в боевом отношении, подводная лодка, однако, является уже оружием, производящим сильное нравственное влияние на противника, раз он знает, что такое оружие имеется против него«.
В самом деле — «Форель» и не могла в то время быть полноценным оружием, хотя бы потому, что для неё на Дальнем Востоке просто не было торпед. Лодки отечественной постройки вооружались 38-сантиметровыми торпедами образца 1898 года, а немецкая имела торпедный аппарат калибра 45-мм. Долгожданные «правильные» торпеды прибыли только 29 марта 1905 года — спустя почти полгода!
Знали бы об этом японцы — они были бы намного смелее в своих действиях. К счастью, враг пребывал в полном неведении и относительно количества российских субмарин, и относительно торпедного дефицита. И потому боялся всерьез.
В апреле 1904 года при подрыве у Порт-Артура броненосцев «Яшима» и «Хацусе» вся эскадра долго и ожесточенно стреляла в воду, считая причиной гибели кораблей атаку субмарин. В июле 1905 года японские миноносцы встретили в устье Амура маленький «полуподводный катер» «Кета», переделанный из подлодки Джевецкого 1881 года постройки и тут же повернули назад, да так, что больше и не предпринимали попыток атаковать на этом направлении!
Одна единственная, фактически безоружная подводная лодка стала одним из довольно весомых факторов в той войне.
Дальнейшая судьба подводной лодки «Форель»
С 1 января 1905 года «Форель» состояла в составе Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров и числилась миноносцем. Только в марте 1906 года, согласно изменениям в классификации кораблей она стала именно «подводной лодкой».
В 1908 году после осмотра комиссией «Форель» была отмечена как небоеспособная, и годная только для учебных целей.
17 мая 1910 г. под командованием лейтенанта В.В. Погорецкого «Форель» надводным ходом вышла в бухту Новик. После 6-и часового плавания аккумуляторы лодки разрядились и её взяла на буксир другая подлодка — «Бычок». На судне оставался только рулевой, капитан и два матроса. Вентиляционные люки не были задраены, и когда «Форель» зарылась в волну, под напором воды выбило входной люк.
«Форель» начала стремительно погружаться, её команде, к счастью, удалось вовремя перебраться на «Бычка», однако спасти старый корабль было уже нельзя. Глубина в этом месте составляла 26 метров, поэтому подводную лодку вскоре подняли краном и частично восстановили. Впрочем, как боевая единица она теперь уже не существовала — в 1912 году на одну из заложенных новых подводных лодок типа «Барс» перешло её имя (к слову — новая «Форель» не была достроена), а саму «Форель» исключили из списков флота.
Корпус «Форели» ржавел во Владивостоке по-крайней мере до 1921 года, но о дальнейшей его судьбе ничего не известно — считается, что он был продан Временным Приамурским правительством маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и разобран на металл.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ России/СССР
Источник: компиляция с дополнениями оригинального материала Александра и Дмитрия Лопарёвых.