Содержание
Конструкция 50-кг зажигательных бомб ЗАБ-50ТГ
Конструктивно, зажигательная бомба ЗАБ-50ТГ («зажигательная авиабомба весом 50 кг снаряженная твердым горючим (ТГ)«) является увеличенной копией ЗБ-10ТГ, что и неудивительно, для разрабатываемых параллельно боеприпасов. Так они и пошли дальше — испытывались одновременно, приняты на вооружение в одно время, и даже на модернизацию отправились «рука об руку». Единственным серьезным конструктивным отличием (кроме размера, конечно же) бомб был способ их бомбометания. Если для более мелкой ЗАБ-10ТГ допускалось кассетное бомбометание, то более крупная ЗАБ-50ТГ могла применяться только с бомбодержателей самолетов.
Цилиндр передней части корпуса ЗАБ-50ТГ был выполнен из листовой стали толщиной 3 мм, а хвостовая часть – из 2,5-мм жести. У боеприпасов ранних моделей в литой головной части корпуса, выполненной в виде оживала, были предусмотрены четыре газовыводящих отверстия большого диаметра. Однако, будучи заделаны церезином, они не обеспечивали необходимой герметичности боеприпаса при длительном хранении. И хотя этот факт не ухудшал боевых качеств авиабомбы, он не соответствовал требованиям действующих норм. Второй особенностью ЗАБ-50ТГ ранних моделей был четырехперистый стабилизатор (как на ЗАБ-10) с двойными подкосами из тонких стальных планок. Только вот, в отличие от ЗАБ-10, более крупной бомбе такая конструктивная особенность только мешала и была очень удобной при заправке боеприпаса.
При срабатывании взрывателя в передней части авиабомбы последовательно загорались два слоя переходного состава, а затем и основной заряд. Спустя некоторое время огонь доходил до алюминиевой перегородки с элементом ослабления конструкции, которая расплавлялась, и разжиженное горючее ТГ свободно проникало в переднюю часть боеприпаса к газоотводным отверстиям. Там оно, получив доступ кислорода, под действием высокой температуры термита вспыхивало, сгорая на воздухе с интенсивным образованием огненной струи диаметром 0,5 м. Развивая температуру 2000-2500°С, в течение 6 мин содержимое боеприпаса выгорало с образованием пламени высотой до 5 м. По мере выгорания термита интенсивность пламени, образованного составом ТГ, снижалась.
Модернизация 50-кг зажигательных бомб ЗАБ-50ТГ
В 1938 году в ГСКБ-47 НКБ авиабомбу ЗАБ-50ТГ модернизировали, в первую очередь в попытке избавится от не совсем удачных стабилизаторов. У обновленной бомбы лопастной стабилизатор сменили на коробчатый. Кроме того, из конструкции убрали почти все детали из цветных металлов, заменив их жестяными, а также уменьшили диаметр газоотводящих отверстий. Последние теперь расположили на уровне капсюля-воспламенителя головного взрывателя, в самой толстостенной части головки авиабомбы. Выпуск ЗАБ-50ТГ наладили на двух заводах – «Свет шахтера» Наркомата угольной промышленности и № 67 Наркомата боеприпасов.
Любопытно, что итоговая «пробиваемость» бетонных препятствий (например, крыш зданий) у авиабомб калибром 50 кг оказалась в итоге, в полтора раза меньше, чем для авиабомб калибром 10 кг. Этот факт был наглядным свидетельством того, что неправильная экономия (как в плохой рекламе: получи две бомбы по схеме одной!) в этот раз сыграла с конструкторами-оружейниками, дурную шутку.
Зная об этом недостатке ЗАБ-50ТГ, начались попытки улучшить характеристики бомбы, меняя тип воспламеняющего материала.
В 1941 году в ГСКБ-47 в короткие сроки планировали наладить производство зажигательных авиабомб ЗАБ-ИРТШ-50, заменив в штатных авиабомбах ЗАБ-50ТГ отвержденный керосин термитными шарами. Однако в Наркомате боеприпасов посчитали, что ее эффективность будет ниже, чем у штатных образцов, а производство – сложнее, поэтому проект закрыли.
Куда более интересными и ярким (во всех смыслах) примером тут была зажигательная авиабомба огнеметного типа (т.н. «фонтанирующего пламени») ЗАБ-50ФП – разработанная ещё в 1940 году с учетом опыта боевых действий на советско-финском фронте. ЗАБ-50ФП удовлетворяла главное требование военных — сделать зажигательные бомбы боеприпасами не только проникающего, но и рассеивающего типа.
Огнеметная 50-КГ авиабомба ЗАБ-50ФП
Военные ругали все советские зажигательные авиабомбы периода советско-финской войны за «точечное» поражение целей — чтобы гарантировано поджечь цель, бомбу нужно было аккуратно положить точно на неё. Однако и в этом случае не было гарантии, что все здание будет охвачено огнем, т.к. многочисленные «ЗАБ» имели стойкую привычку буквально «прожигать» цели насквозь, уничтожая всё непосредственно вокруг себя, однако не вызывая пламени охватывающего все помещение.
В конце 1940 года конструктор ГСКБ-47 А.Ф.Турахин высказал идею создания зажигательной авиабомбы, построенной по принципу многоструйного огнемета. Опытные образцы, выполненные в габаритах крупных авиабомб, испытали на Ногинском полигоне с положительным результатом в 1941 году. На основании решения ГКО № 115 от 12 июля 1941 года УВВС КА заказало разработку подобного боеприпаса в габаритах ФАБ-100.
В период 10-25 июля 1941 года специалисты ГСКБ-47 испытали авиабомбы огнеметного действия под рабочим названием АБОГ-100. И хотя результат оказался отрицательным, по мнению А.Ф.Турахина, это обусловили второстепенные причины – недостаточные надежность действия и дальность разброса струй. Устранить их и довести работу до логического завершения не составило бы большой проблемы. Между тем автор засомневался в эффективности действия своего детища, тем более что конструкция оказалась не столь уж и простой. В ходе испытаний опытный инженер-оружейник сразу обратил внимание на незначительную продолжительность огневого действия, непроизводительный расход зажигательной смеси, в основном сгорающей в воздухе, и низкую точность бомбометания из-за наличия тормозного парашюта.
Однако в 1942 году работы в ГСКБ-47 НКБ по огнеметной авиабомбе возобновились. Для снижения себестоимости боеприпаса использовали корпуса штатных ЗАБ-50ТГ и отказались от штурмового парашюта «в пользу» проникающего действия авиабомбы. Для этого ее оснастили специальной модификацией донного взрывателя АД-Б, только что разработанного для противотанковых авиабомб. Это и была наша «знакомая» ЗАБ-50ФП. Впрочем, боеприпас можно было применять к с дистанционной трубкой АГДТ-Б в донном снаряжении. В этом случае лопасти ее крыльчатки требовалось отогнуть в противоположную сторону (на завинчивание встречным воздушным потоком), а высоту бомбометания выбирать с таким расчетом, чтобы бомба начинала действовать на подлете к цели.
Головную часть авиабомбы ЗАБ-50ФП снаряжали «термитным составом» из сплава пиролюизита, алюминиевой пудры и серы, способным гореть без доступа кислорода. Хвостовую – смесью гудрона с парафином. Именно последняя при загорании термитного состава быстро расплавлялась и закипала, образуя горючие пары и развивая температуру до 2000°С. Сквозь газоотводящие отверстия (теперь уже в хвостовой части корпуса боеприпаса) интенсивно горящая гудроно-парафиновая смесь в течение 2-3 минут вырывалась в виде языков пламени длиной 1,5-2,5 м. Причем весь процесс сопровождался громким шипением и воем. На этом действие авиабомбы не заканчивалось.
Догорающий термитный состав раскалял жестяной корпус герметичной петарды, установленной за головным очком и снаряженной 140 дымного ружейного пороха. Ее взрывом разрушало более тонкостенный корпус хвостовой части боеприпаса, и термитные шлаки, пропитанные жидким горючим, разбрасывало на площади радиусом 15-20 м, создавая дополнительные очаги пожара.
При попадании внутрь закрытых хранилищ ГСМ именно этот «заключительный аккорд» обеспечивал подрыв и разрушение всей емкости с разбросом горящего содержимого на большой площади.
Авиабомба ЗАБ-50ФП также надежно воспламеняла любые здания и сооружения городского и сельского типа. Причем бомбометание можно было осуществлять во всем боевом диапазоне высот, ограниченном снизу лишь высотой разлета фрагментов уничтоженных целей.
Источник: armedman.ru, Автор: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.