[snip text=»Краткая справка: Немецкие шестиколесные бронеавтомобили Sd Kfz 231/232/263 (6-Rad) — первенцы третьего рейха. История создания, характеристики и боевое применение»]

Шестиколесный вариант бронеавтомобиля kfs-231

Шестиколесный вариант бронеавтомобиля kfs-231

История создания немецких бронеавтомобилей Sd Kfz 231/232/263

После поражения в Первой мировой войне, Германии было запрещено иметь любую бронетехнику — не только танки, но даже бронеавтомобили. Однако небольшую поблажку все-таки дали: для полицейских целей разрешено было построить 150 броневиков и 105 БТР. Так как начинать приходилось буквально с чистого листа, решено было заняться разработкой колесной боевой техники основательно — для этих целей в 1927 году по заказу рейхсвера начались работы над шестью прототипами экспериментальных 8-и колесных бронеавтомобилей. Новое шасси должно было иметь весьма серьезные преимущества перед «гражданскими» моделями, но… уж больно долго пришлось бы ждать первые броневики.

Решено было продолжить работы над новой техникой, а для удовлетворения текущих потребностей, создать промежуточный вариант — бронеавтомобиль, использующий шасси формулы 6х4 от любого подходящего грузовика хорошо освоенного промышленностью. Схема эта для немцев впоследствии стала стандартом — технику которая нужна «здесь и сейчас» делали из чего придется, в тоже время тщательно «допиливая» более совершенный образец. Этим, кстати, объясняется и наличие у Германии как откровенно плохих машин, самолетов и т.п., так и наличие очень совершенных для своего времени экземпляров.

Таким образом, к новому бронеавтомобилю заказанному рейхсвером в 1929 году, предъявлялись весьма скромные требования — шасси от гражданского грузовика, вооружение и бронирование — буквально любые, способностей к преодолению водных преград своим ходом не предъявлялось совсем.

К конкурсу допустили три фирмы: Daimler-Benz AG с шасси G-3, Buessing-NAG с шасси G-31 и C.D. Magirus с шасси М-206. Все три типа шасси были в значительной степени унифицированы и различались только в деталях. К началу 1932 года все три фирмы более-менее довели свои разработки до рабочих образцов, хотя, идеальным решением не было ни одно из трех.

Чертеж бронеавтомобиля Sd Kfz 231

Чертеж бронеавтомобиля Sd Kfz 231

В итоге, все три машины (с одинаковым двигателем, бронекорпусом и башней производства Deutsche Werke AG) решено было строить одновременно — они практически не отличались внешне (машины Magirus имели 4-ую ось между передним и задними мостами, колеса которой касались земли только при преодолении препятствий) и несущественно отличались по внутреннему устройству.
«Линейные» бронеавтомобили всех производителей свели под общим обозначением Gepanzerten Kraftwagen Kfz 67, а «командирские», то есть радиофицированные машины, под обозначением Gepanzerten Kraftwagen (Fu) Kfz 67a. Вскоре эти обозначения сменились на привычные нам Sd Kfz 231 и Sd Kfz 232 с обязательной приставкой: 6-Rad, т.е. шестиколесные. Вскоре появившиеся машины нового поколения с 8-ю колесами по какой-то причине имели те же обозначения, но уже с приставкой 8-Rad.



Броневики kfs-231 и командирская машина kfs-232

Броневики kfs-231 и командирская машина kfs-232 (все 6-rad, т.е. шестиколесные)

Всего предприятия Германии выпустили 123 бронемашин Schwere Panzer (Schwere  — полицейский) моделей Sd Kfz 231/232 (6-Rad). 36 построили на фирме Daimler-Benz, 12 — на Buessing-NAG, а остальные — на C.D. Magirus Кроме того, было выпущено 28 бронеавтомобилей Panzerfunkwagen Sd Kfz 263 — тех же 232-ых, но с усиленной радиостанцией и измененной формой антенны, крепящейся корпусу и передней части башни. Sd Kfz 263 имели не вращающуюся башню, а все вооружение машины составлял 1х пулемет MG-34 (Sd Kfz 231/232 имели вдобавок к нему ещё и 20-мм автоматическую пушку).

Все немецкие бронеавтомобили-«первенцы» (Sd Kfz 231/232/263 6-rad) были в боевом отношении весьма спорным приобретением. С одной стороны пушка для полицейской машины — вещь излишняя, а с другой, применять тяжелый и оснащенный довольно-таки слабым мотором броневик в качестве армейского где-то в сельской местности, вне хорошей дороги, было нельзя. Хорошей проходимостью Sd Kfz 231/232/263 не отличались.

К началу второй мировой войны, шестиколесные Sd Kfz 231 по большей части были заменены на восьмиколесные варианты с тем же обозначением. Тем не менее, в начальный период войны в Европе, броневики 6-rad успели повоевать, но к 1942 году все оставшиеся машины были выведены из действующей армии и переданы полицейским формированиям.

Завидной проходимостью kfs-231 (6-колесный) не отличался. Съехал с дороги - и вперед за трактором

Завидной проходимостью kfs-231 (6-колесный) не отличался. Съехал с дороги — и вперед за трактором

Модификации бронеавтомобилей Sd Kfz 231/232/263 (6-Rad)

  • Бронеавтомобиль Sd Kfz 231 — базовая модель, вооружение состоит из 20-мм пушки 2 cm ВМК (2 cm KwK 30 L/55), и 7,92-мм пулемета Dreyse MG 13 или Rheinmetall-Borsig MG 34. На ранних моделях пулемет размещался слева от пушки, затем его переставили на правую сторону. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 4 человек, масса машины 5350 кг, максимальная скорость 70 км/ч, запас хода 300 км.
  • Бронеавтомобиль Sd Kfz 232 — конструктивно не отличался от Sd Kfz 231, но был оснащен радиостанцией и имел рамочную антенну размещенную над башней. Крепление антенны позволяло осуществлять круговое вращение башни и наводить пушку и пулемет в вертикальной плоскости.
  • Бронеавтомобиль Sd Kfz 263 — не отличался от Sd Kfz 232, но был оснащен более мощной радиостанцией, антенна крепилась не к центру башни и корпусу, а к корпусу и передней части башни. Башня не вращалась, вооружение состояло только из пулемета MG 34.
Башня модели kfs-232 поворачивалась. Обратите внимание на оригинальное шарнирное крепление антенны к башне

Башня модели kfs-232 поворачивалась. Обратите внимание на оригинальное шарнирное крепление антенны к башне

Описание конструкции бронеавтомобилей Sd Kfz 231/232/263 (6-Rad)

Корпус бронеавтомобилей Sd Kfz 231/232/263 (6-Rad) собирался из гетерогенных бронеплит различной толщины. Для упрощения сборки корпус состоял из трех частей, собираемых с помощью сварки. В качестве основы корпуса служил сварной каркас из тавровых профилей.

В передней части корпуса размещалось моторное отделение, а боевое отделение занимало среднюю и заднюю часть корпуса. В боевом отделении находились два рабочих места водителя — основное и резервное (сзади), а также места для ещё трех членов экипажа: командира, радист и наводчик. Экипаж модификации Sd Kfz 263 насчитывал пять человек — включая ещё одного радиста.

Внутрь боевого отделения можно было попасть через двери в бортах кузова. Обзор с переднего места механика водителя обеспечивали четыре смотровые щели с вкладкой из бронестекла. Заднее водительское место оборудовалось только тремя щелями: две по бокам и одна сзади.  Переднее и заднее место водителя оборудовалось вентиляционными люками, прикрытыми сверху бронеколпаком.

Каркас башни собирался из стальных профилей и обшивался бронелистом толщиной 8 мм. Лобовой лист брони (маска пушки) достигала толщины 14.5 мм. На крыше башни находился двухстворчатый люк, и станок для крепления зенитного пулемета. По бокам башни располагались две смотровые щели. Вращение башни осуществлялось вручную. В башне размещалось вооружение — мелкокалиберная пушка и пулемет (у Sd Kfz 263 — только пулемет). По бокам башни изнутри крепились магазины с боеприпасами. В задней стенке башни был проделан эвакуационный люк.

Командирская модель kfs-232 с рамочной антенной

Радиобронеавтомобиль модель kfs-263. Пушка отсутствует, зато сразу две радиостанции

В верхней и боковых стенках капота броневика находились закрытые крышками люки, обеспечивающие доступ к двигателю. Радиатор закрывали регулируемые бронированные жалюзи. Сзади располагались позиционные огни.
К крыльям прикреплялись металлические контейнеры с запасными частями, на передних крыльях крепились габаритные штыри и фары. В бортах кузова также располагались контейнеры, на наружной стенке бортовых контейнеров устанавливались габаритные огни.

Ходовая часть включала 6 колес (ведущими были две задние оси, со сдвоенными колесами). Шины — резиновые, пневматические, низкого давления. Ступицы колес штампованы из металлического листа и защищены дополнительной броней толщиной 4 мм. Колеса накачивались при помощи ножного насоса, запасное колесо крепилось к корпусу сзади. Некоторое число бронемашин Sd Kfz 231/232 (6-Rad) (производства Magirus) оснащались дополнительными колесами-роликами под днищем, облегчавшим преодоление преград.

Характеристики бронеавтомобилей Sd Kfz 231/232/263 (6-Rad)

Бронеавтомобили Sd Kfz 231/232/263 (6-Rad)
Страна: Германия
Тип: Тяжелый бронеавтомобиль (6х4)
Дата выпуска: 1932 г.
Длинна: 5,57 м
Ширина: 1,82 м
Высота: 2,25 м
Броня, лоб: 8 мм
Броня, борт: 8 мм
Броня, башня: 8 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: Карбюраторный, мощностью 70 л.с.
Дальность хода: 300 км
Максимальная скорость: 70 км/ч
Масса:5350 кг
Вооружение:1х 20-мм пушка 2 cm KwK 30 L/55 (200 выстрелов), 1х 7,92-мм пулемета Dreyse MG 13 или Rheinmetall-Borsig MG 34 (1500 выстрелов, 500 у модификации Sd Kfz 263)

Характеристики приведены для бронеавтомобиля Sd Kfz 231 (6-Rad)

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет