[snip text=»Краткая справка: Российские полугусеничные броневики Первой Мировой Войны конструкции Николая Гулькевича. Описание конструкции и применения бронетракторов»]
Характеристики бронетрактора Гулькевича |
|
---|---|
Страна: | Российская империя |
Тип: | Бронетрактор |
Дата выпуска: | 1916 г. |
Длинна: | Нет сведений |
Ширина: | Нет сведений |
Высота: | Нет сведений |
Броня, лоб: | 6,5 мм |
Броня, борт: | 6,5 мм |
Броня, башня: | 6,5 мм |
Экипаж: | 7 человек |
Двигатель: | Allis Chalmers, 68 л.с. |
Дальность хода: | Нет сведений |
Максимальная скорость: | До 15 км/ч |
Масса: | 12 тонн |
Вооружение: | 1 х 76-мм пушка, 2 х 7,62 мм пулемета "максим" |
В июле 1915 г. полковник императорской армии Н. Гулькевич подал начальнику Главного артиллерийского управления рапорт, в котором обосновал необходимость создания бронированной гусеничной вездеходной машины.
В нем он, в частности, писал: «…Бронированные автомобили, которыми до сих пор единственно пользовались для установки пулеметов, имеют тот недостаток, что не могут проходить по всяким дорогам и тем более проходить через проволочные заграждения и их уничтожать; между тем имеется… «гусеничный трактор», который специально предназначен для передвижения по всякому грунту, даже по вспаханным полям. Его специальная конструкция… соответствует еще одному важному предназначению: разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения».
В своем рапорте Н. Гулькевич не только обосновал целесообразность создания гусеничной боевой машины, но указал также условия, необходимые для успешного применения ее на фронте, а также предусмотрел организационные формы. Предлагаемую боевую машину изобретатель называл «самодвигатель».
Рекомендуя начать необходимые опытные работы, он писал: «Если опыты дадут вполне блестящие результаты, необходимо приступить немедленно к массовому производству предложенных мною бронированных и вооруженных самодвигателей по расчету не менее 40 экземпляров на корпус, дабы ни под каким видом не выпускать в действующую армию один или два аппарата, так как противник может воспользоваться и изготовить их еще в большем числе и размере, чем мы».
Понимая, что возможности отечественной промышленности чрезвычайно низки, Н. Гулькевич предлагал ограничиться не постройкой специальных гусеничных шасси, а бронировкой уже существующих американских тракторов «Холт» и «Алис-Чалмерс».
В 1916-17 гг. под руководством изобретателя были модифицированы, забронированы и вооружены два шасси тракторов «Алис-Чалмерс Мотор трак». Они были дополнены приводом на передние колеса, постом управления для движения задним ходом.
На трактор был установлен бронированный корпус из катаных листов толщиной 6,5 мм, в котором размещалось довольно сильное вооружение из 76-мм противоштурмовой пушки (как на броневике «Гарфорд-Путиловец») в кормовой части корпуса и 2 пулеметов «максим» во вращающейся башне.
Всего по проекту Н. Гулькевича было изготовлено два бронированных трактора, которые получили название «Илья Муромец» и «Ахтырец» (или «Красный Петербург»).
Надо сказать, что получившиеся бронетракторы по характеристикам ничем не уступали любым танкам этого времени и были признаны очень удачным экспериментом.
Источник: компиляция по книге М.Свирина «История советского танка»