Сайт рекомендован для аудитории 16+

Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14



«Краткая справка: Водоплавающий вариант трудяги-вертолета Ми-8. История создания, особенности конструкции, устройство и модификации вертолета-амфибии Ми-14»

Ми-14 в полете. С этого ракурса вертолет-амфибия выглядит как самый обычный Ми-8.

Ми-14Э в полете. С этого ракурса вертолет-амфибия выглядит как самый обычный Ми-8.

История создания многоцелевого вертолета Ми-14

С самого начала разработки вертолёта Ми-8 конструкторы ОКБ-329 М.Л.Миля предусматривали возможность создания на его базе противолодочной модификации. В 1958 году в бригаде общих видов были проработаны 2 варианта: один с сохранение планёра Ми-8, другой — с заменой нижней части фюзеляжа лодкой с боковыми поплавками.

Вариант амфибии должен был повысить безопасность полётов над морем. Кроме того, считалось, что применение поискового оборудования в режиме приводнения будет более экономичной, чем в режиме висения. Разрабатываемый в то время в ОКБ Н.И.Камова противолодочный вертолёт Ка-25 имел ограниченные возможности приводнения, а его весовые характеристики не позволяли разместить на борту весь комплекс противолодочного оборудования. Поэтому руководство ВМФ заинтересовалось противолодочной модификацией более грузоподъёмного Ми-8.

В ноябре 1959 года председатель Госкомитета по авиационной технике П.В.Дементьев утвердил задание на разработку проекта вертолета В-8Г («Г» — гидро). Поисково-ударный комплекс должен был состоять из двух вертолётов: поискового и ударного, причём поисковый должен был быть легко переоборудован в ударный и наоборот. Предварительное проектирование началось в 1962 году, сразу после постройки двухдвигательного В-8А. Ведущим конструктором был назначен Л.Н.Бабушкин. На согласование с заказчиком, оптимизацию комплекса вооружения, макетирование оборудования ушло несколько лет.

И только 30 апреля 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке базового противолодочного вертолёта-амфибии В-14 в поисковом и ударном вариантах.

Характеристики Ми-14

Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14
Страна: СССР
Тип: Многоцелевой вертолет
Год выпуска: 1967 г.
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 2х ТВ3-117М, мощностью по 1950 л.с.
Максимальная скорость: 250 км/ч
Практический потолок: 4000 м (практический потолок), 1600 м (статический потолок)
Дальность полета: 800 км (тактический радиус 200 км).
Масса пустого: 8,9 тонн
Максимальная взлетная масса: 14,5 тонн (нормальная взлетная 13,4 т., масса полезного груза 2 т.).
Размах крыльев: Диаметр несущего винта: 21,29 м
Длина: По фюзеляжу: 18,38 м., с винтами: 25,24 м
Высота: По рулевому винту: 6,93 м
Площадь крыла: Нет
Вооружение:1х торпеда АТ-1 (АТ-2, Т-67 "Стриж", позже УМГТ-1 "Орлан", "Колибри"), либо 12х 50-кг противолодочных бомб, либо 8х 250-кг бомб, находящихся в герметичном бомбоотсеке.

Постройка и эксплуатация многоцелевого вертолета Ми-14

В качестве силовой установки будущего вертолета Ми-14 было решено применить новые двигатели ТВ3-117 ОКБ С.П.Изотова, имевшие большую мощность по сравнению с ТВ2-117. Новая силовая установка позволяла создать один поисково-ударный вертолёт вместо комплекса из двух.

В сентябре 1966 года руководству ВМФ были предъявлены 2 аванпроекта В-14: с ТВ2-117 в ударном и поисковом вариантах и с ТВ3-117 в едином поисково-ударном варианте. Предпочтение было отдано последнему. Его эскизный проект был утверждён в октябре и конструкторы преступили к рабочему проектированию. Была усилена трансмиссия и с помощью ОКБ Изотова создан новый главный редуктор ВР-14. Шасси впервые в отечественном вертолётостроении было выполнено убирающимся.

В декабре 1966 года на казанском филиале ОКБ был построен макет, состоявший из фюзеляжа серийного Ми-8 и металлического макета лодки. В 1967 году началось изготовление прототипа. Из-за задержек с доводкой двигателей на нём было решено установить старые ТВ2-117. 1 августа 1967 года лётчик-испытатель Ю.С.Швачко впервые поднял В-14 в небо. В 1968 году начались совместные Государственные испытания, которые проходили в Подмосковье и Феодосии.



Чертеж вертолета-амфибии Ми-14

Чертеж вертолета-амфибии Ми-14

Для ускорения испытаний решением МО СССР для переоборудования в амфибии были переданы ещё 2 Ми-8. На них впервые был установлен поисково-прицельный комплекс «Кальмар». Один из них вскоре потерпел аварию и вместо него в В-14 был переоборудован четвёртый Ми-8. На нём в 1969 году отрабатывался комплекс вооружения. В конце 1969 года на первом прототипе установили двигатели ТВ3-117М. В 1971 году в Казани были переоборудованы в В-14 ещё 2 Ми-8 и оснащены двигателями ТВ3-117М, редуктором ВР-14, ВСУ АИ-9В, усиленной трансмиссией. Из-за работ, связанных с доводкой главного редуктора, испытания затянулись до декабря 1974 года.

Серийное производство Ми-14 было организовано в конце 1973 года на заводе №387 в Казани. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 мая 1976 года вертолёт принят на вооружение под обозначением противолодочный вертолет Ми-14ПЛ (соответсвующий приказ МО СССР подписан 25 июня 1976 года). За создание Ми-14 группе работников МВЗ присуждена Государственная премия СССР.

Военный вертолет-амфибия Ми-14 с противолодочным оборудованием

Военный вертолет-амфибия Ми-14 с противолодочным оборудованием

В 1973-1986 годах изготовлено 273 вертолёта Ми-14 различных модификаций. С 1977 года поставлялся на экспорт в Болгарию, Вьетнам, ГДР, КНДР, Кубу, Ливию, Польшу, Сирию и Югославию. После распада СССР часть вертолётов досталась Украине. В 1995 году все Ми-14 исключены из состава флота России и выведены в резерв. Прототип В-14 хранится в музее Казанского вертолётного завода, серийный Ми-14 — в музее авиации в Киеве.

В настоящее время, есть сведения, что производство модернизированных Ми-14 будет возобновлено в ближайшее время. Подтверждений этих слухов на данный момент нет.

Конструкция многоцелевого вертолета Ми-14

Вертолет Ми-14 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами (на вертолётах позднего выпуска применены тянущие винты противоположного вращения как на Ми-8МТ).

Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Лодка выполнена из трёхслойных панелей с сотовым заполнителем. По бокам лодки установлены поплавки в форме крыльев, обеспечивающие поперечную устойчивость при волнении до 4 баллов. Для улучшения путевой устойчивости вертолёта на поплавках установлены вертикальные кили.

Шасси четырёхопорное, убирающееся. Для защиты рулевого винта под хвостовой балкой установлена дополнительная опора с поплавком. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117М с редуктором ВР-14. Для запуска двигателей за главным редуктором установлена ВСУ АИ-9В.

Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14 во второй родной стихии.

Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14 во второй родной стихии.

В грузовой кабине оборудовано рабочее месте штурмана-оператора и размещены блоки поисково-прицельной системы 7071 «Кальмар» (на Ми-14ПЛМ — «Осьминог»), включающей прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», аппаратуру передачи данных «Снегирь», ОГАС «Ока-2», РЛС «Инициатива-2М». В передней части кабины установлен теплопеленгатор «Сура». В задней части фюзеляжа находились кассеты с 36 сбрасываемыми гидроакустическими буями «Поплавок» или «Координата», ориентационные бомбы. Снаружи в задней части фюзеляжа установлен опускаемый магнетометр АПМ-60 «Орша».

Для обеспечения неподвижного висения вертолёта над точкой в состав оборудования включена система автоматического управления САУ-14. Под хвостовой балкой установлен доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-15.

Модификации вертолёта:

  • В-14 (В-8Г) — прототип с двигателями ТВ2-117 (позже заменены на ТВ3-117М). В 1967-1971 годах изготовлено 6 вертолётов (переоборудованы из серийных Ми-8Т).
  • В-14ПС — прототип поисково-спасательного вертолёта. Переоборудован в 1974 году из серийного Ми-14ПЛ.
  • В-14Р — летающая лаборатория для испытаний ГАС «Рось-В».
  • В-14Э — экспортный вариант. Отличался составом оборудования.
Поисково-спасательный вертолет-амфибия Ми-14 (Польша)

Поисково-спасательный вертолет-амфибия Ми-14 (Польша)

  • Ми-14БТ — буксировщик минных тралов. Отличался отсутствием противолодочного оборудования и вооружения, системой буксировки в задней части грузовой кабины, тралами дистанционного управления, дополнительными иллюминаторами в хвостовой части фюзеляжа. Разработан в 1973 году. Принят на вооружение в 1979 году.
  • Ми-14ГП — грузо-пасажирский вертолет. Разработан в 1981 году. В 1995 переоборудован 1 вертолёт для авиакомпании «Конверсавиа».
  • Ми-14ПЖ «Елиминатор» — пожарный вертолет. Разработан в 1993 году совместно с германской фирмой «Аэротех» на базе Ми-14БТ.
  • Ми-14ПЛ — противолодочный вертолет. Принят на вооружение 11 мая 1976 года.
  • Ми-14ПЛ — опытный носитель противокорабельных ракет. Разработан в конце 70-х годов для Сирии.
  • Ми-14ПЛМ — модернизированный противолодочный вертолет. Отличался поисково-прицельным комплексом «Осьминог». В состав вооружения включены торпеды «Орлан» и «Колибри». Разработан в 1973-1975 годах. Выпускался с 1979 года.
  • Ми-14ПС — поисково-спасательный вертолет. Отличался отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения, составом радиооборудования, наличием боковой лебёдки СЛГ-300 и 20 сбрасываемых спасательных плотов. Принят на вооружение в 1979 году.
Грузо-пассажирский вертолет-амфибия Ми-14ГП

Грузо-пассажирский вертолет-амфибия Ми-14ГП


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет