Сайт рекомендован для аудитории 16+

Стратегические ракетные подводные крейсеры проекта 667A «Навага» и 667AУ «Налим» (НАТО: «Yankee»)



«Совесткие стратегические ракетные подводные крейсеры проекта 667A «Навага» и 667AУ «Налим» (НАТО: «Yankee»). История службы, вооружение и модификации.»

Характеристики стратегических ракетных подводных крейсеров проекта 667A «Навага» и 667AУ «Налим» (НАТО: «Yankee»)

Характеристики стратегических ракетных подводных крейсеров проекта 667A «Навага» и 667AУ «Налим»
Страна: СССР
Тип: Ракетный подводный крейсер стратегического назначения
Дата выпуска: 1964 г.
Водоизмещение: Надводное — 7760 тонн, подводное — 11500 тонн
Длина: 128 м
Ширина: 11,7 м
Осадка: 7,9 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 119 человек (из них 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов)
Силовая установка:
  • 2х водо-водяных реактора ВМ-2-4
  • 2х паротурбинных установки ОК-700
  • 2х турбозубчатых агрегата ТЗА-635
  • 2х турбогенератора
  • 2х дизель-генератора ДГ-460 (вспомогательные)
  • 2х группы аккумуляторных батарей по 112 элементов 48-СМ (вспомогательные)
  • 2х гребных электро-двигателя ПГ-153 по 225 КВ (вспомогательные)
Дальность хода: Автономность — 90 суток.
Максимальная скорость: Надводная — 18 узлов, подводная — 28 узлов. Нормальная глубина погружения — 320 м, предельная — 450 м.
Вооружение:
  • 4x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды)
  • 16х пусковых установок баллистических ракет Р-27 (комплекс Д-5)
Авиагруппа: Нет

История атомных подводных лодок проектов 667A «Навага» и 667AУ «Налим»

В 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора Абрама Самуиловича Кассациера начались работы по созданию подводного атомного ракетоносца 2-го поколения, обозначавшегося как проект 667.

«Проект 667» должен был нести на борту восемь ракет комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (или Д-6), размещенных в поворотных пусковых установках СМ-95, создаваемых ЦКБ-34. Сдвоенные пусковые установки располагались вне прочного корпуса, по его бокам, и перед пуском поворачивались на 90 градусов устанавливаясь вертикально. В качестве типоразмеров пусковых шахт как для Д-4, так и для Д-6 была задана шахта ракеты Р-13 комплекса Д-2.

Подводная лодка для ракет, или ракеты для подводной лодки?

Разработка эскизного и технического проектов подводного ракетоносца проекта 667 была завершена в 1960 году. Однако практическая реализация разработки затруднялась из-за высокой сложности поворотных устройств пусковых установок, которые должны была работать в подводном положении при движении лодки. Апофеозом этого, стала демонстрация модели механизма поворота самому Секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву. В самый неподходящий момент установку заклинило и Хрущев сказал фразу перечеркнувшую всю работу: «если у вас сломалась даже эта игрушка, то чего можно ожидать на настоящей подводной лодке?».

Подводный атомный ракетный крейсер проекта 667a, К-219

Подводный атомный ракетный крейсер проекта 667a, К-219

По этой причине в 1961 году была начата разработка новой компоновки, при которой ракеты Д-4 или Д-6 должны были размещаться в вертикальных шахтах. Однако вскоре у этих дух ракетных комплексов появилась хорошая альтернатива — малогабаритная «универсальная» одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-27, работы по которой в инициативном порядке были начаты в СКБ-385 под руководством В.П.Макеева.

Работы шли успешно, и 24 апреля 1962 г. последовало правительственное постановление о создании ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид, а в качестве горючего — гептил.

За счет ряда оригинальных технических решений новую ракету удалось «втиснуть» в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21 (комплекса Д-4). При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска. Революционным новшеством в ракетостроении стала и разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей ампулизацией на заводе-изготовителе.



Проект 667a (шифр «Навага»)

Таким образом, вместо изначально запланированных 8 баллистических ракет «по бокам», лодки проекта 667 получили 16 ракет, размещенных в вертикальных шахтах, в два ряда «на спине» подводного судна. Новый проект окрестили проект 667a и присвоили шифр «Навага». Главным конструктором «Наваги» был назначен Сергей Никитич Ковалев — человек, которого в скором будущем по праву будут называть отцом советского флота атомных подводных крейсеров стратегического назначения.

Чертеж подводного атомного ракетного крейсера проекта 667a

Чертеж подводного атомного ракетного крейсера проекта 667a

При создании лодки проекта 667a значительное внимание уделялось ее гидродинамическому совершенству. К разработке формы корабля привлекались специалисты отраслевых научных центров, а также гидродинамики ЦАГИ.

Увеличение ракетного боекомплекта потребовало решения ряда новых задач. В первую очередь было необходимо резко повысить темп стрельбы, чтобы успеть вовремя произвести ракетный залп и покинуть район пуска до того, как в него прибудут противолодочные силы противника.

Сделать это можно было только за счет одновременной предстартовой подготовки ракет, соответственно требовалась полная автоматизация всех предпусковых операций. В соответствии с этими требованиями для кораблей проекта 667a под руководством главного конструктора Р.Р.Бельского развернулись работы по созданию первой отечественной автоматизированной информационно-управляющей системы “Туча”. Впервые данные для стрельбы должны были вырабатываться специализированной ЭВМ.

Испытания и постройка атомных подводных крейсеров типа Проект 667a (шифр «Навага»)

Строительство лодок проекта 667a началось в Северодвинске в конце 1964 года и велось необычайно быстрыми темпами. Первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-137 был заложен на Северном машиностроительном предприятии 9 ноября 1964 г. Спуск корабля на воду состоялся 28 августа 1966 г. 1 сентября в 14 часов на К-137 был впервые поднят военно-морской флаг и начались сдаточные испытания.

В тот же день, в присутствии на борту корабля главного конструктора, на максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, на 3,3 узла превысившая заданную. Таким образом, по своим динамическим характеристикам новый ракетоносец фактически сравнялся со своими основными потенциальными противниками — американскими противолодочными атомоходами типа «Трешер» и «Стерджен».

5 ноября 1967 г., накануне празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, К-137 вступила в строй. Кораблю было присвоено имя “Ленинец”. 11 декабря новый ракетоносец под командованием капитана 1-го ранга В.Л. Березовского прибыл в состав 31-й дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная, а 24 ноября лодка была передана в новую 19-ю дивизию, став ее первым кораблем. 13 марта 1968 г. на вооружение ВМФ был принят и ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27.

Подводный атомный ракетный крейсер проекта 667a

Подводный атомный ракетный крейсер проекта 667a. на заднем плане АПЛ проекта 941 «Акула»

Северный флот начал быстро пополняться «Северодвинскими» ракетоносцами 2-го поколения (Проект 667a):

  • K-137 («Ленинец»), заводской номер: 420, заложена 04.11.1964 г., спущена на воду 11.09.66 г., введена в строй 06.11.67 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • К-140, заводской номер: 421, заложена 19.09.65 г., спущена на воду 23.08.67 г., введена в строй 30.12.67 г. Модернизирована по пр.667aМ.
  • K-26, заводской номер: 422, заложена 30.12.65 г., спущена на воду 23.12.67 г., введена в строй 03.09.68 г. Модернизирована по пр.667aТ
  • K-32, заводской номер: 423 , заложена 23.04.66 г., спущена на воду 25.04.68 г., введена в строй 26.10.68 г., с 21.06.86 г. числится как КС-32.
  • K-216, заводской номер: 424, заложена 28.06.66 г., спущена на воду 06.08.68 г., введена в строй 27.12.68 г.
  • K-207, заводской номер: 400, заложена 04.11.66 г., спущена на воду 20.09.68 г., введена в строй 30.12.68 г. с 27.08.81 г. числится как КС-207.
  • K-210, заводской номер: 401, заложена 16.12.66 г., спущена на воду 29.12.68 г., введена в строй 06.08.69 г. с 15.11.84 г. числится как КС-210.
  • K-249, заводской номер: 402, заложена 18.03.67 г., спущена на воду 30.03.69 г., введена в строй 27.09.69 г. с 15.11.84 г. числится как КС-249.
  • K-253, заводской номер: 414, заложена 26.06.67 г., спущена на воду 05.06.69 г., введена в строй 27.09.69 г. Модернизирована по пр.667aТ.
  • K-395, заводской номер: 415, заложена 08.09.67 г., спущена на воду 28.07.69 г., введена в строй 05.12.69 г. Модернизирована по пр.667aТ.
  • K-408, заводской номер: 416, заложена 20.01.68 г., спущена на воду 10.09.69 г., введена в строй 25.12.69 г. Модернизирована по пр.667aТ.
  • K-411, заводской номер: 430, заложена 25.05.68 г., спущена на воду 16.01.70 г, введена в строй 31.08.70 г. с 29.04.82 г. числится как КС-411. Модернизирована по пр.09774.
  • K-418, заводской номер: 431, заложена 29.06.68 г., спущена на воду 14.03.70 г, введена в строй 22.09.70 г.
  • K-420, заводской номер: 432, заложена 12.10.68 г., спущена на воду 25.04.70 г., введена в строй 29.10.70 г. Модернизирована по пр.667М.
  • K-423, заводской номер: 440, заложена 13.01.69 г., спущена на воду 04.07.70 г., введена в строй 13.11.70 г. Модернизирована по пр.667aТ.
  • K-426, заводской номер: 441, заложена 17.04.69 г., спущена на воду 28.08.70 г., введена в строй 22.12.70 г.
  • K-415, заводской номер: 442, заложена 04.07.69 г., спущена на воду 26.09.70 г., введена в строй 30.12.70 г. с 13.05.87 г. числится как КС-415.
  • K-403, заводской номер: 450, заложена 18.08.69 г., спущена на воду 25.03.71 г., введена в строй 12.08.71 г. с 14.03.81 г. числится как КС-403.
  • K-245, заводской номер: 451, заложена 16.10.69 г., спущена на воду 09.08.71 г., введена в строй 16.12.71 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-214, заводской номер: 452, заложена 19.02.70 г., спущена на воду 01.09.71 г., введена в строй 31.12.71 г. с 17.03.89 г. числится как КС-214. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-219, заводской номер: 460, заложена 28.05.70 г., спущена на воду 08.10.71 г., введена в строй 31.12.71 г. Погибла 06.01.86 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-228, заводской номер: 461, заложена 04.09.70 г., спущена на воду 03.05.72 г., введена в строй 30.09.72 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-241, заводской номер: 462, заложена 24.12.70 г., спущена на воду 09.06.72 г., введена в строй 23.10.72 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-444, заводской номер: 470, заложена 08.04.71 г., спущена на воду 01.08.72 г., введена в строй 09.12.72 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.

Подводные лодки Проекта 667a построенные в Комсомольске-на-Амуре:

  • K-399 заводской номер: 151, заложена 23.02.68 г., спущена на воду 23.06.69 г., введена в строй 24.12.69 г. Модернизирована по пр.667aТ.
  • K-434, заводской номер: 152, заложена 23.02.69 г., спущена на воду 29.05.70 г., введена в строй 30.11.70 г.
  • K-236, заводской номер: 153, заложена 06.11.69 г., спущена на воду 04.08.70 г., введена в строй 27.12.70 г.
  • K-389, заводской номер: 154, заложена 26.07.70 г., спущена на воду 27.06.61 г., введена в строй 25.11.71 г.
  • K-252, заводской номер: 155, заложена 25.12.70 г., спущена на воду 12.09.71 г., введена в строй 31.12.71 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-258, заводской номер: 156, заложена 30.03.71 г., спущена на воду 26.05.72 г., введена в строй 30.09.72 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-446, заводской номер: 157, заложена 07.11.71 г., спущена на воду 08.08.72 г., введена в строй 30.12.72 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-451, заводской номер: 158, заложена 23.02.72 г., спущена на воду 29.04.73 г., введена в строй 07.09.73 г.
  • K-436, заводской номер: 159, заложена 07.11.72 г., спущена на воду 25.07.73 г., введена в строй 05.12.73 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.
  • K-430, заводской номер: 160, заложена 27.07.73 г., спущена на воду 28.07.74 г., введена в строй 25.12.74 г. Модернизирована по пр.667aУ с ракетным комплексом Д-5У.

 

Конструкция атомных подводных крейсеров типа Проект 667a (шифр «Навага»)

Атомная подводная лодка проекта 667a, как и атомоходы первого поколения, относилась к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имела овальную форму Кормовая оконечность была выполнена веретенообразной.

Передние горизонтальные рули располагались на ограждении рубки. Такое решение, заимствованное у американских АПЛ, создавало возможность бездифферентного перехода на большую глубину при малых скоростях лодки, а также упрощало удержание корабля на заданной глубине при ракетном залпе. Кормовое оперение было выполнено крестообразным.

Атомная подводная лодка проекта 667a, хорошо видны крышки ракетных шахт за рубкой

Атомная подводная лодка проекта 667a, хорошо видны крышки ракетных шахт за рубкой

Прочный корпус с наружными шпангоутами имел цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, достигающий 9,4 м. Прочный корпус изготавливался, в основном, из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками (выдерживающими давление 10 кгс/см2) на 10 отсеков:

  • 1-й — торпедный отсек;
  • 2-й — аккумуляторный и жилой (с офицерскими каютами) отсек;
  • 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
  • 4-й — ракетный отсек;
  • 5-й — ракетный отсек;
  • 6-й — дизель-генераторный отсек;
  • 7-й — реакторный отсек;
  • 8-й — турбинный отсек;
  • 9-й — турбинный отсек;
  • 10-й — электродвигатели.

На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей.Шпангоуты прочного корпуса были выполнены из симметричных сварных тавровых профилей, межотсечные переборки — из стали АК-29 толщиной 12 мм. Легкий корпус изготавливался из стали ЮЗ.

Для снижения электрического поля корабля впервые была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой “винт-корпус”.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 52.000 л. с. включала два автономных блока левого и правого бортов. Каждый блок состоял из водоводяного реактора ВМ-2-4 (89,2 мВт), паротурбинной установки ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635 и турбогенератора с автономным приводом.

Имелась вспомогательная энергетическая установка, служащая для пуска и расхолаживания ГЭУ, снабжающая лодку электроэнергией при авариях, а также обеспечивающая, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. В состав вспомогательной энергетической установки входили два дизель-генератора постоянного тока ДГ-460, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей (по 112 элементов 48-СМ в каждой) и два гребных реверсивных электродвигателя “подкрадывания” ПГ-153 (по 225 кВт).

Два гребных винта имели пониженный уровень шумности. Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а на легкий корпус наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие.

На лодке пр.667a была применена электроэнергетическая система переменного тока (напряжение — 380 В), питающаяся только от автономных электрогенераторов. Это повышало надежность электроэнергетической системы, увеличивало продолжительность работы без ремонта и обслуживания, а также давало возможность трансформировать напряжение для обеспечения различных корабельных потребителей.

Подводный крейсер получил боевую информационно-управляющую систему (БИУС) “Туча” — первую отечественную многоцелевую автоматизированную корабельную систему, обеспечивающую применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, “Туча” осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач.

Для предотвращения провалов на большую глубину на лодках проекта 667a впервые была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине.

В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования воздуха. Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках, также имелась офицерская кают-компания. Впервые на подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла быстро трансформироваться в спортивный зал или кинозал. Все коммуникации в жилых помещениях были убраны под специальные съемные панели. Вообще, все что было связано с вопросами комфорта экипажа, по сравнению с подводными кораблями прошлых серий, на «Навагах» претерпело серьезные изменения в лучшую сторону.

Атомная подводная лодка проекта 667a «Навага»

Атомная подводная лодка проекта 667a «Навага»

Навигационное и радиооборудование атомных подводных лодок 667a (шифр «Навага»)

Основным информационным средством лодки в подводном положении являлась гидроакустическая система “Керчь”, служащая для освещения подводной обстановки, выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Станция имела дальность обнаружения 1-20 км.

С 1972 года на корабли начал устанавливаться навигационный комплекс “Тобол” (до этого “Сигма”), в состав которого входили инерциальная навигационная система (впервые в СССР), абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал уверенное плавание в арктических водах, а также возможность пуска ракет на широтах вплоть до 85°. Аппаратура позволяла определять и сохранять курс, осуществлять измерение скорости лодки относительно воды, производила счисление географических координат и выдавала необходимые данные в корабельные системы.

На лодках наиболее поздней постройки навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой “Циклон”.

Средства связи подводных лодок проекта 667a включали радиостанции среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. На кораблях более поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи “Молния” (1970 г.) или “Молния-Л” (1974 г.).

В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство “Базальт”, обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство “Скумбрия”, позволяющее осуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона. Лодки оснащались выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа “Параван”, позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м. Важным новшеством являлось и применение (впервые в мире на подводных лодках) аппаратуры засекречивания связи, обеспечивающей автоматическое шифрование сообщений, передаваемых по линии “Интеграл”.

В состав радиоэлектронного вооружения входили ответчик РЛС “свой-чужой” “Хром-КМ” (впервые установленный на подводной лодке), РЛС “Альбатрос” и поисковая РЛС “Залив-П”.

Вооружение атомных подводных лодок 667a (шифр «Навага»)

Атомная подводная лодка проекта 667a несла 16 одноступенчатых жидкостных баллистических ракет Р-27 (4К10, РСМ-25, западное обозначение — SS-N-6 Serb) с максимальной дальностью 2500 км, установленных в вертикальных шахтах в два ряда позади ограждения рубки.

Стартовая масса каждой ракеты составляла 14,2 т, длина — 9,65 м, диаметр корпуса — 1,5м. Масса головной части ракеты 650 кг, мощность 1 Мт, круговое вероятное отклонение — 1,3 км.

Ракетные шахты высотой 10,1 м, и диаметром 1,7 м, выполненные равнопрочными с корпусом лодки, располагались в 4-ом и 5-ом отсеках. Для предотвращения аварий при поступлении компонентов жидкого топлива в шахту при разгерметизации ракеты имелись автоматизированные системы орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах.

Атомная подводная лодка К-420 на отстое, перед транспортировкой на разделку

Атомная подводная лодка К-420 на отстое, перед транспортировкой на разделку

Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты, в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов.

Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными 4-х ракетными залпами с «техническим» интервалом в 8 с. Однако, так как после каждого залпа лодка немного всплывала, кроме этих 8 секунд, требовалось ещё приблизительно три минуты для того, чтобы вернуть корабль на исходную глубину. Кроме того, между вторым и третьим залпами был необходим 20-35-минутный интервал для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля.

Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого залпа сразу 8-ю ракетами. Впервые в мире такой залп был выполнен 19 декабря 1969 г.

Величина сектора обстрела подводного крейсера проекта 667a составляла 20°, широта точки старта не должна была превышать 85°.

Торпедное вооружение подводных лодок проекта 667a состояло из 4-х носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, обеспечивающих максимальную глубину стрельбы до 100 м, а также двух носовых 400-мм ТА с предельной глубиной стрельбы 250 м. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления.

Лодки проекта 667a стали первыми ракетоносцами, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплекса типа “Стрела”, предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.

Эксплуатация атомных подводных лодок 667a (шифр «Навага»)

В отличие от подводных лодок предыдущих серий, корабли проекта 667a впервые стали именоваться не «подводными лодками», а «ракетными крейсерами», а если точнее: ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН), что и неудивительно при их по-истине гигантских размерах и боевых возможностях.

В составе Северного Флота корабли проекта 667a поступили в состав 19-й и 31-й дивизий. Служба новых атомоходов началась не совсем гладко: сказывались вполне естественные для столь сложного комплекса многочисленные «детские болезни». Но постепенно, по мере «доводки» техники и освоения ее личным составом, надежность подводных лодок значительно возросла, и они смогли полностью реализовать уникальные для своего времени возможности.

Осенью 1969 года К-140 впервые в мире выполнила восьмиракетный залп. Два ракетоносца 31-й дивизии — К-253 и К-395 — в апреле-мае 1970 г. приняли участие в крупнейших военно-морских маневрах “Океан”, также произведя ракетные пуски.

Атомная подводная лодка Проекта 667aТ «Груша», разменявшая баллистические ракеты на крылатые

Атомная подводная лодка Проекта 667aТ «Груша», разменявшая баллистические ракеты на крылатые

8 января — 19 марта 1971 г. К-408 под командованием капитана 1 ранга В.В. Привалова совершила сложнейший переход с Северного на Тихоокеанский флот без всплытия в надводное положение. Поход, во время которого 3-9 марта было выполнено боевое патрулирование у берегов США, возглавлял контр-адмирал В.Н. Чернавин.

В 1972 году успешный переход на Камчатку подо льдами Арктики выполнила К-415.

Первоначально РПКСН, так же, как и их предшественники — лодки 658-го проекта, несли боевое дежурство у восточного побережья Северной Америки, что делало их все более уязвимыми от набирающих силу противолодочных средств США, включающих гидроакустическую систему подводного наблюдения, специализированные АПЛ, надводные корабли, а также самолеты и вертолеты корабельного и берегового базирования. Постепенно, с ростом численности кораблей 667-го проекта, началось их патрулирование и у тихоокеанского побережья США.

В конце 1972 года 31-я дивизия получила первую подводную лодку проекта 667aУ — К-245, оснащенную ракетным комплексом Д-5У в состав которого входили ракеты Р-27У, обладающими дальностью до 3000 км. Все 16 пусков с борта К-245 прошли удачно, причем последние два пуска были произведены из района боевого патрулирования.

Высокая активность Советских и американских флотов в период “холодной войны” не раз приводила к столкновению лодок, находящихся в подводном положении и осуществлявших скрытое слежение друг за другом. В мае 1974 г. вблизи базы ВМФ в Петропавловске одна из подводных лодок проекта 667a, находившаяся на глубине 65 м, столкнулась с американским торпедным атомоходом “Пинтадо” (SSN-672). В результате Советская и американская лодки получили незначительные повреждения.

3 октября 1986 г. лодка К-219 под командованием капитана 2-го ранга И.Британова, находившаяся на боевой службе у восточного побережья США, в результате утечки и последующего взрыва ракетного топлива одной из ракет, после 15-часовой героической борьбы за живучесть, затонула в 600 милях от Бермудских островов. По одной из версий, разрушение ракеты было вызвано столкновением с зарубежной АПЛ, осуществлявшей слежение за Советским атомоходом.

За весь период эксплуатации лодки проектов 667a и 667aУ выполнили 590 боевых патрулировании.

Атомная подводная лодка Проекта 667a «Навага»

Атомная подводная лодка Проекта 667a «Навага»

Первой подводной лодкой 667-го проекта, выведенной из состава стратегических ядерных сил в результате советско-американских договоренностей в области сокращения вооружений, стала К-411. В январе-апреле 1978 г. у этого, еще сравнительно “молодого”, корабля “ампутировали” ракетные отсеки, которые впоследствии были утилизированы, а сам РПКСН переоборудовали в атомную подводную лодку специального назначения (проект 09774). В лодку “спецназа” (проект 09780) был трансформирован и ракетоносец К-403.

К-420 была модернизирована для испытаний стратегических высокоскоростных крылатых ракет “Метеорит”. Еще пять лодок проекта 667a в 1982-91 гг. переоборудовали в носители малогабаритных дозвуковых крылатых ракет “Гранат”.

В конце 1970-х годов было решено трансформировать часть лодок проекта 667a в большие атомные торпедные подводные лодки (проект 667aТ). Модернизацию прошли К-253, К-395 и К-423.

В 1979 году на консервацию (с вырезанием ракетного отсека) были выведены две первые лодки проекта 667a, в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 90-х годов в составе советского флота не осталось ни одного ракетоносца проектов 667a и 667aУ.

Атомная подводная лодка Проекта 667aК «Аксон-2» - по сравнению с «Навагой» хорошо заметен сильно поднятая носовая часть корабля

Атомная подводная лодка Проекта 667aК «Аксон-2» — по сравнению с «Навагой» хорошо заметен сильно поднятая носовая часть корабля

Модификации атомных подводных лодок 667a (шифр «Навага»)

  • Проект 627 — нереализованный проект предполагавший создание атомно подводной лодки вооруженной 8-ю баллистическими ракетами в комплексах Д-4 или Д-6, размещенными попарно с бортов подводного крейсера.
  • Проект 627А «Навага» — исходный проект подводного ракетного крейсера с 16 баллистическими ракетами в комплексе Д-5. Дальность поражения до 2400 км.
  • Проект 667aУ «Налим» — лодки 627А усовершенствованные заменой ракетного комплекса Д-5 на Д-5У (увеличенная до 3000 км дальность поражения целей), модернизации подверглось 9 лодок.
  • Проект 667aМ «Навага-М» — модернизация подводного крейсера К-140 для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31, модернизации подверглась 1 лодка.
  • Проект 667М «Андромеда» — модернизация подводного крейсера К-420 для проведения испытаний стратегических сверхзвуковых (М=2,5-3,0) ракет «Метеорит-М» с дальностью более 5000 км.
  • Проект 667aТ «Груша» — модернизация подводных крейсеров К-253, К-395, К-423 для использования в качестве носителей дозвуковых стратегических крылатых ракет C-10 «Гранат», запускаемых из торпедного аппарата. По этому проекту планировалась, но не была проведена модернизация кораблей: К-408, К-236, К-399.
  • Проект 09774 (667aН) — модернизация подводного крейсера К-411 в носитель сверхмалых подводных лодок, с установкой аппаратуры для проведения научных исследований.
  • Проект 667aК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2» — последовательные модернизации подводного крейсера К-403 «Казань» для испытания гидроакустических комплексом подводных лодок 3-го и 4-го поколения соответственно.

 


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии