Сайт рекомендован для аудитории 16+

Авианосцы в Первой Мировой войне



«Применение авианосцев в Первой мировой войне на всех театрах военных действий»

Не смотря на то, что авиация, а тем более морская авиация, к началу Первой Мировой войны только сформировалась как класс, летчики все же успели повоевать на морских театрах. Здесь я собрал упоминания о применении первых авианосцев и морской авиации, в порядке возрастания даты.

p.s. Авианосцы это слишком громкое слово, для многих из упомянутых здесь судов, которые правильнее было бы звать “авиатранспортами», но, чтобы не сбивать читателя, пусть они будут зваться авианосцами.

p.p.s. К сожалению, информация присутствует в основном по британскому флоту.

Ангар британского авиатранспорта «Эмпресс»

Ангар британского авиатранспорта «Эмпресс»

1914 год, 24 декабря

С целью уничтожения базы германских дирижаблей в Куксхафене, британцы направили авианосное соединение включавшее три переоборудованных в авианосцы («условные авианосцы») парохода: «Эмпрес», «Энгедайн» и «Ривьера», которое прикрывали 2 легких крейсера, 10 эсминцев и 10 подводных лодок. Соединение вышло в море 24 декабря и на следующей день уже находилось в 12 милях от Гельголанда. Каждый британский авианосец имел на борту по 3 гидросамолета, однако в воздух сумели подняться только 7 машин из 9. Взлет проводился с воды.

Вскоре после вылета самолетов немецкие радиопереговоры усилились, а затем над британским «авианосным» соединением пролетели немецкие самолет и дирижабль. Они сбросили бомбы, но повреждений не нанесли, и были отогнаны огнем зенитных пушек.

Знаете ли вы, что...
танк Т-18 ...фраза «Наш ответ Чемберлену» связана ни с чем иным, как с танками, причем конкретной марки?
Вскоре вернулись 3 гидросамолета, о судьбе остальных 4-х ничего не было известно и авианосный отряд повернул к своим берегам, оставив на месте подводные лодки. Вскоре вернулись ещё 3 гидроплана, и подводники взяв на борт их пилотов, уничтожили самолеты пушечным огнем. Операция проводилась под брюхом у германского дирижабля, который сбросил бомбы и обстреливал лодки из пулеметов. К счастью, пострадавших не было. Седьмой самолет сел на море и его экипаж подобрал голландский траулер.

Налет на Куксхафен закончился ничем – над сушей была низкая облачность, вдобавок англичан встретил зенитный огонь. Отбомбив по портовым постройкам (кстати, также с нулевым результатом), они убрались восвояси не выполнив задание. Впрочем, германские воздушные силы противодействия также действовали не эффективно.



Русский авиатранспорт «Алмаз» с летающей лодкой М-5 готовящейся к спуску на воду

Русский авиатранспорт «Алмаз» с летающей лодкой М-5 готовящейся к спуску на воду

1915 год, март.

Великобритания

Спланированы и предприняты 2 попытки провести рейды гидроавианосцев на германские наземные объекты. В обоих случаях, гидросамолетам так и не удалось подняться в воздух: сперва из-за сильного волнения на море, затем – из-за нелетной погоды.

Россия

Авианосец «Алмаз» с помощью гидросамолета лейтенанта Эссена, а также самолеты с авиатранспорта «Император Николай I» занимались рекогносцировкой побережья, воздушной разведкой и бомбардировкой турецких укреплений.  Также бомбами самолетов с авианосца «Император Николай I» разрушена электростанция и портовые постройки.

1915 год, апрель

Россия

12 апреля 1915 г. линейные корабли Черноморского флота обстреляли укрепления Босфора, наводимые 4 аэропланами конструкции Кертисса и летающей лодкой М-5. 21 апреля авиация бомбила турецкое побережье.

1915 год, февраль-июль.

Авианосец «Арк Ройял» с 8 гидросамолетами на борту прибыл к острову Тенедос, находящемуся в 15 милях от входа в Дарданеллы. 17 февраля, сразу после прибытия один из его гидросамолетов вылетел на разведку турецких позиций для корректирования огня линкоров. Задача выполнена успешно. 5 марта при выполнении аналогичной операции, у самолета на высоте 3000 футов, оторвался винт, самолет удалось посадить на воду, летчики спасены.

В дальнейшем, самолёты «Арк Ройял» активно действовали по турецким позициям, сбрасывали бомбы на лагеря и колонны, корректировали огонь кораблей. Авиаотрядом корабля сделано свыше 700 снимков турецких позиций.

1915 год, август

Вместо тихохода «Арк Рояль» в Эгейское море прибыл гидроавианосец «Бен-Май-Шри». Здесь, лейтенант Артур Лонгмор с его авиаотряда произвел первый в мире запуск 356-мм торпеды с самолета.

11 августа у северных берегов Мраморного моря командир звена Г.К. Эдмондс атаковал на торпедоносце Шорт-184 турецкий транспорт водоизмещением 5000 тонн и успешно поразил цель, утопив пароход. Впрочем, командир британской подводной лодки в тот момент находившейся тут же, доказывает, что транспорт – его победа, т.к. его судно также произвело торпедную атаку. Одно известно наверняка – один из них, либо летчик, либо подводник, в тот день промазал.

17 августа произведена еще одна торпедная атака турецких транспортов в Ак-Баши-Лимане. В этом налете участвовали 2 гидросамолета. Командир звена Эдмондс вновь успешно атаковал противника (гарантированное уничтожение транспорта), второй самолет из-за неполадок отказался от атаки, но намереваясь совершить вынужденную посадку, заметил турецкий буксир и торпедировал его (уничтожение). Без груза самолет смог дотянуть до своих.

В дальнейшем гидросамолеты «Бен-Май-Шри» участвовали в бомбежках на территории Турции и Болгарии, до завершения Дарданелльской операции.

Российский авиатранспорт «Румыния» на фоне линкора «Екатерина Великая»

Российский авиатранспорт «Румыния» на фоне линкора «Екатерина Великая»

1915 год, октябрь

Россия

В октябре 1915 г. русская эскадра в составе четырех линкоров, двух крейсеров, десяти эскадренных миноносцев, трех минных заградителей, одного тральщика, двух авиатранспортов совершила поход к болгарским берегам. Корабли обстреляли портовые сооружения в Варне, Евксинограде. 25 октября обстрел был повторен с предварительным налетом гидросамолетов с авиатранспортов.

1916 год, январь

Россия

24 января летчики 1-го и 2-го корабельных отрядов получили задание атаковать в порту Зунгулдак пароход водоизмещением 7000 т. Запасными целями определены порт, электростанция и железная дорога. Линкор, крейсер и эсминцы прикрывали авиатранспорты. Основной удар наносился с воздуха. Под сильным зенитным огнем самолеты провели бомбометание по намеченным целям. Несколько попаданий в пароход вызвали взрывы и пожары. Также разбомбили электростанцию и железную дорогу. Авианосец «Император Александр I» атакован подводной лодкой, но торпеда прошла в нескольких метрах за его кормой и попала в летающую лодку М-5, к счастью, не взорвавшись.

1916 год, март

Авианосец «Виндекс» провел атаку против Хойера и Тондерна на захваченном немцами побережье Северного моря. В атаке участвовали 5 гидросамолетов. Несмотря на штормовую погоду, все они сумели подняться в воздух, однако на цель так и не вышли, а после, были отогнаны немецкими самолетами.

1916 год, май

Рано утром 4 мая 1916 года авианосцы «Виндекс» и «Энгедайн» вышли в точку взлета самолетов для бомбардировки Тондерна. 11 машин были спущены на воду, но взлетело из-за течения, только 3. Один из стартовавших самолетов врезался в антенну эсминца охранения и разбился. Другой из-за неполадок в моторе уже после нескольких минут полета был вынужден вернуться. Последний гидросамолет долетел до Тондерна, однако ангары были полностью скрыты утренним туманом.

1916 год, «Ютландский Бой»

Авианосец «Энгедайн» вышел в море вместе с линейными крейсерами с острова Мэй на восточном побережье Шотландии. В полдень 31 мая адмирал Битти приказал «Энгедайну» поднять самолет, чтобы проверить, что за дымы видны вдалеке. Приказ пришел в 14.45, и через полчаса Шорт-184 находился в воздухе. Лейтенант звена Ф.Дж. Ратленд и его наблюдатель Дж.Г. Тревин полетели в указанном направлении и обнаружили несколько немецких легких крейсеров и эсминцев. Ратленд передал по радио 3 донесения и продолжал преследовать немецкие корабли, пока в 15.47 разрыв трубки бензопровода не заставил его сесть на воду. Пилот сумел исправить неполадку и вернулся на свой корабль. Это был первый случай, когда разведывательный самолет непосредственно передавал оперативную сводку на судно по радио.

Авиатранспорт «Эмпресс» на якоре

Авиатранспорт «Эмпресс» на якоре

1918 год

Британские гидроавианосцы «Арк Ройял» и «Манксмэн» участвовали в атаках против турецкого линейного крейсера «Гебен» (в то время турецкий «Султан Явуз»). «Гебен» сел на мель и на какое-то время превратился в хорошую мишень для авиации. Всего летчики армии и флота сбросили на него около 15 тонн бомб, но, к слову, урона почти не принесли, из-за толщины брони. Торпедоносцы, планировавшиеся к применению против обездвиженного гиганта, так и не удалось поднять в воздух по погодным условиям.

Источник: компиляция из открытых источников