Сайт рекомендован для аудитории 16+

Бронетранспортер БТР-50



«Краткая справка: Советский бронетранспортер БТР-50 на базе плавающего танка ПТ-76. История создания, особенности конструкции и эксплуатации»

Бронетранспортер БТР-50, вид сбоку

Бронетранспортер БТР-50, вид сбоку

История создания бронетранспортера БТР-50

Дав задание на проектирование легкого плавающего танка ПТ-76 способного с ходу форсировать водные преграды в 1946 году, правительство СССР не забыло и о паре для этой машины — унифицированном с ним бронетранспортере («объект 750») для перевозки пехоты, БТР-50. Если танк в соответствии с техническим зданием должен был иметь 76-мм пушку и перевозить на броне до 20 пехотинцев в полном снаряжении, БТР должен был быть способен обеспечить переправу 25 человек или одной единицы тяжелого вооружения, такой как 76-мм пушка или 120 мм миномет с расчетом и боекомплектом.

Проектирование бронетранспортера БТР-50

Первоначально разработку новой техники возложили на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород), однако представленные в 1948 г. на испытания опытные образцы ПТ-76 и БТР-50 их не выдержали. В 1949 г.  создание плавающих легкого танка и БТР было поручено конструкторским коллективом ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург) и КБ Челябинского тракторного завода.

Общее руководство работами осуществлял известный советский конструктор бронетанковой техники Ж.Я. Котин (самоходка ИСУ-152), ведущим конструктором проекта стал Н.Ф. Шамшурин, работами челябинского КБ по отработке документации возглавил А.С. Ермолаев.

Создание плавающего бронетранспортера проводилось с учетом конструкторских наработок и широким использованием узлов и механизмов плавающего танка. Специально для БТР проектировались погрузочное устройство и въездная аппарель для тяжелой техники.

Уже к апрелю 1950 г. был изготовлен первый опытный образец плавающего БТР «объект 750». В июле того же года состоялись его заводские испытания. В сентябре 1950 г. два экземпляра БТР были представлены на государственные испытания, и хотя первая попытка была новой машине не засчитана, в августе следующего, 1951 года, БТР полностью прошел их, и в октябре 1952 г. был рекомендован к производству.

Серийное производство БТР-50 было организовано в 1954 году на Сталинградском тракторном заводе и продолжалось до 1969 года. В отличие от прототипа, вооруженного 12,7-мм пулеметом ДШК, серийный образец комплектовался  7,62-мм пулеметом СГМБ. Всего было выпущено более 6300 машин всех модификаций.

Постановлением Совета Министров СССР № 175-89сс от 30 января 1954 года бронетранспортер был принят на вооружение под обозначением БТР-50П («П» — плавающий).



Производство и модификации БТР-50

 

Схематический чертеж бронетранспортера БТР-50

Схематический чертеж бронетранспортера БТР-50

БТР-50П (объект 750) обр.1954 г. – серийный БТР

БТР-50П2 обр.1955 г. – серийный БТР с ЗТПУ-2

БТР-50ПК (объект 750ПК) обр.1958 г. – серийный БТР с закрытым корпусом

БТР-50ПН (объект 905) обр.1958 г. – командно-штабная машина

БТР-50ПУ (объект 750ПУ) обр.1959 г. – командно штабная машина

БТР-50ПУМ (объект 750ПУМ) – модернизированная командно-штабная машина

БТР-50ПУМ1 (объект 750ПУМ1) обр.1972 г. – модернизированная командно-штабная машина.

БТР-50ПА (объект 750М) вып.1956 г. – опытный БТР с установкой КПВТ на турельной установке

БТР-50П4 вып.1955 г. – опытный БТР с установкой ЗТПУ-4

ОТ-62 «Topaz» — модернизация БТР-50 заводом им. Малышева в 2010 году.Предусматривает установку одного из двух вариантов боевого модуля в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1 или 2А72, 7,62-мм пулемёта КТ-7,62 или ПКТ, противотанкового ракетного комплекса «Конкурс» и автоматического гранатомёта АГС-17. Силовая установка с двигателем В-6 заменяется силовой установкой с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. либо многотопливным дизелем ЗТД-2 мощностью 350 л.с. в комплекте с пятиступенчатой коробкой передач с планетарными механизмами поворота и доработкой узлов ходовой части. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч.

TOPAS-2АР – БТР для польской армии с комплексом вооружения от БТР ОТ-64 (Чехословакия/Польша)

БТР-50ПУМ 1985 г. – командно-штабная машина с аппаратурой аналогичной установленной в КШМ Р-145БМ (Финляндия)

БТР-50ПУМ 1988 г. – командно-штабная машина с усиленным бронированием (Финляндия)

Пингвин («объект 209») — антарктический вездеход;

БТР-50ПКМ — белорусский проект модернизации БТР-50. Установлен новый дизельный двигатель повышенной мощности и трансмиссия, объединённые в силовой блок. При этом максимальная скорость увеличилась до 60 км/ч, а запас хода — до 450 км. Также улучшены эргономические характеристики.

БТР-50S (2005) — сербская модернизация БТР-50ПК предназначенная на экспорт. На машине установлена башня M91E от БМП M80, c 30-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулемётом, двумя пусковыми установками ПТРК 9М14М «Малютка», и четырьмя дымовыми гранатомётами.

БТР-50ПМ — индонезийская модернизация с двигателем мощностью 270 л.с. В результате скорость по шоссе увеличилась до 50 км/ч, а запас хода составляет 400 км. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

PAL-AFV — индонезийская модернизация БТР-50ПМ. На машине установлен новый двигатель мощностью 300 л.с. Изменена носовая часть и МТО. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч, а запас хода составляет 480 км. Масса возросла до 14 700 кг. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

Характеристики бронетранспортера БТР-50

Бронетранспортер БТР-50
Страна: СССР
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1954 г.
Длинна: 7070 мм
Ширина: 3140 мм
Высота: 2030 мм
Броня, лоб: 6 -13 мм
Броня, борт: 6 -13 мм
Броня, башня: 6 -13 мм
Экипаж: 2 человека + 10 десантников (+ ещё 10 на броне)
Двигатель: 1х В6В, мощностью 240 л.с.
Дальность хода: 260/360 км (БТР-50П/БТР-50ПК)
Максимальная скорость: 45 км/ч (10 км/ч на плаву)
Масса:13,9/14,2 тонн (БТР-50П/БТР-50ПК)
Вооружение:1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет