Сайт рекомендован для аудитории 16+

Противокорабельная ракета «Оникс» («Яхонт») (ЗМ55)



Характеристики Противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)

Противокорабельная ракета «Оникс» («Яхонт») (ЗМ55)
Страна: СССР\Россия
Тип: Противокорабельная ракета
Дата выпуска: 1985 г.
Расчет:Не применимо
Калибр:диаметр корпуса 0,7м, размах крыльев 1,7 м. (ракета), 0,71 м. (стакан)
Длинна: 8 метров (ракета), 8,9 метров (стакан)
Ширина: Не применимо
Вес: 3000 кг ракета + 900 кг пусковой стакан
Скорострельность: Не применимо
Дистанция стрельбы: от 120 км (по низковысотной траектории) до 300 км (по комбинированной траектории).
Начальная скорость снаряда: Не применимо
Боекомплект: Не применимо
«Российская противокорабельная ракета «Оникс» («Яхонт») (ЗМ55). История создания и описание конструкции»

История создания противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)

Ракетный противокорабельный комплекс четвертого поколения «Оникс» начал проектироваться в 1970-х г.г. на НПО Машиностроения под руковод­ством главного конструктора Герберта Ефремова. С самого начала он задумывался, как универсальный по носителям, одинаково пригодный и для от субмарин и для катеров.

Отличительными осо­бенностями новой ракеты должны были стать:

  • полная ав­тономность боевого применения по принципу «выстрелил-забыл»
  • высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полета с набором «низких» и «высоких-низких» траекторий полета
  • загоризонтная дальность стрельбы
  • применение элементов технологий «Стелс» для снижения радиолокационной заметности.

По классификации НАТО, и «Оникс» (ЗМ55) и его экспортный аналог «Яхонт» (ЗМ55Э) получили кодовое обозначение SS-N-26. Российское обозначение собственно ракеты входящей в состав комплекса ЗМ55: «Оникс» П-800.

По сравнению с более ранними ракетами «Оникс» П-800, даже вместе со стартовым контейнером (стаканом) очень компактен, что позволяет разместить на одной и той же пусковой установке в два раза больше ракет — по три в ряд.

Стакан ракеты герметичен, в нем она покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится в арсенале и выдается на корабль-носитель. Это упрощает эксплуатацию, не требует подвода жидкости, газа и создания микроклимата. Техни­ческое состояние ракеты и её систем контролируется че­рез специальный борт-разъем и также не требует извлечения ра­кеты из контейнера. Схема запуска ракеты не требует специаль­ных мер по отводу газов реактивной струи.

Противокорабельная ракета «Оникс» («Яхонт»)

Противокорабельная ракета «Оникс» П-800 («Яхонт»)

Ракеты «Оникс/Яхонт» способны действовать против одиночно­го корабля по принципу «одна ракета — один корабль» или «стаей» против корабельного ордера. Ракеты способ­ны сами провести селекцию целей, классифицировать их по важности, выбрать тактику атаки и план её проведе­ния. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют следующие по важности цели. В бортовой циф­ровой вычислительной машине (БЦВМ) «Оникса» зало­жены электронные портреты всех современных классов кораблей.

Испытания ракет ЗМ55 «Оникс» начались в 1985 году, а бросковые испытания с МРК «Накат» — в 1987 году. Летно-конструкторские испыта­ния (ЛКИ) были завершены в августе 1996 года, а госу­дарственные испытания — в июне 1998 года. Комплекс был принят на МРК «Накат» в опытную эксплуатацию, а по её результатам, постановлением Правительства Рос­сии от 23 сентября 2002 года комплекс «Оникс» принят на вооружение.



Серийное производство экспортного варианта «Оникс», противокорабельной ракеты «Яхонт» ведет ПО «Стрела» в г.Оренбурге, а в Индии с 1998 года ведется её дальнейшая разработка совместным российско-индийским предприятием «БраМос» (аббревиатура по названиям рек Брахмапутры и Москвы).

МРК «Накат» проекта 1234.7 с ракетами Оникс П-800

МРК «Накат» проекта 1234.7 с ракетами Оникс П-800

Конструкция противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)

Силовая ус­тановка ракеты представляет собой маршевый сверхзву­ковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель с интегральным стартовым твердотопливным ус­корителем. Двигатель ракеты, разработанный в НПВО «Пламя», рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20000 м. Тяга двига­теля 4000 кгс, сухая масса камеры сгорания 200 кг. Мас­са стартово-разгонной ступени 500 кг.

Воздухозаборник двигателя — носовой осесимметричный с центральным ко­нусом, имеется система изменения тяги с регулируемым соплом. В центральном конусе воздухозаборника разме­щены блоки системы управления, антенна РЛС самонаве­дения и боевая часть массой 200 кг. Все внутренние объ­емы ракеты использованы под маршевое топливо.

После пуска и выхода ракеты из контейнера, включается твердотоплив­ный разгонный блок, размещенный в камере сгорания маршевого двигателя по принципу «матрешки». За не­сколько секунд ракета разгоняется до скорости 2 М, за­тем «стартовик» выключается и набегающим потоком воздуха выбрасывается из маршевого двигателя. Ракета продолжает полет на скорости 2,6 М (750 м/сек), но у земли скорость снижается до 2 М.

Ракета «Оникс» оснащена комби­нированной системой наведения: на маршевом участке траектории полета — инерциальной и на заключительном этапе полета -активной радиолокационной головки самонаведения. Полет­ное задание формируется автономным источником целеу­казания, а РЛС ГСН способна захватить крупную надвод­ную цель на дистанции до 75 км.

Дальнейшее развитие противокорабельных ракет Оникс/Яхонт, российско-индийская разработка «БраМос»

Дальнейшее развитие противокорабельных ракеты «Яхонт», российско-индийская разработка «БраМос», вместе со стартовым контейнером.

После захвата цели ракета выключает головку самонаведения и снижается до предельно малых высот порядка 5-10 метров (т.е. под нижней границей зоны ПВО). На коротком заключительном участке полета (после выхода ПКР из-за радиогоризонта) РЛС ракеты включается повторно, но сверхзвуковая скорость полета крайне затрудняет поражение ракеты средствами ПВО корабля и постановку радиолокационных помех.

Дальность действия головки самонаведения составляет до 80 км, её масса — 89 кг. Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры корабля- носителя не превышает 4 минут, время готовности головки самонаведения — 2 минуты.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет