Сайт рекомендован для аудитории 16+

122-мм гаубица М-30



Характеристики 122-мм гаубицы М-30

122-мм гаубица М-30
Страна: СССР
Тип: Гаубица
Дата выпуска: 1938 г.
Расчет:8 человек
Калибр:122-мм
Длинна: 5900 мм
Ширина: 1980 мм
Вес: 2,9 тонн
Скорострельность: до 5 выстрелов в минуту
Дистанция стрельбы: 11 720 м
Начальная скорость снаряда: 515 м/с
Боекомплект: 60 выстрелов

К 30-м годам 20-го века основой дивизионной артиллерии РККА составляли орудия созданные ещё до Первой Мировой войны — 76-мм пушка образца 1902 г. и 122-мм гаубицы образца 1909 и 1910 гг., уже устаревшие и не отвечавшие концепции маневренной войны. Их нельзя было буксировать на скорости более 10 км/ч, дальность стрельбы была «дореволюционной», а быстрый маневр огнем, из-за конструкции лафита, был задачей на грани невозможного.

Модернизация имеющихся пушек и гаубиц проведенная в 1930 г. в какой-то мере повысила их тактико-технические характеристики, однако полностью проблему не решила, орудия по-прежнему не были приспособлены к буксировке средствами механизированной тяги, конструкция лафета оставалась прежней.

История создания 122-мм гаубицы М-30

Первая попытка разработать проект 122-мм гаубицы в конце 20-х годов не увенчалась успехом. Вторая попытка была предпринята в 1931-1932 гг. и была связана с развитием сотрудничества Наркомата тяжелой промышленности и немецкой компании «Рейнметалл» в области проектирования и производства артиллерийских систем. В рамках такого сотрудничества в 1930 г. в г. Москве было организованно совместное конструкторское бюро № 2.

К 1932 г. под руководством начальника КБ Л.А. Штимана и немецкого конструктора Фохта была разработана 122-мм гаубица «Лубок», впоследствии принятая на вооружение РККА под названием «122-мм гаубица образца 1934 г.» Однако, лафет «Лубка» был сконструирован по старой однобрусной схеме, на нем отсутствовало подрессоривание боевого хода, и буксирование на мехтяге для него также было невозможно.

Было предпринято ещё несколько попыток, однако 122-мм гаубица конструкторам «не давалась». Дошло до того, что вместо 122-мм калибра, конструкторы предложили 107-мм, мотивируя решение наличием 105-мм гаубиц на вооружении дивизионной артиллерии в армиях почти всех европейских государств. Однако руководство Генерального Штаба РККА твердо стояло на своем — калибр новой гаубицы должен был быть только 122-мм и не миллиметром ниже.

122-мм гаубица М-30

122-мм гаубица М-30

Проект отдельной конструкторской группы КБ завода № 172 (под индексом М-30) поступил для рассмотрения и утверждения в артиллерийское управление РККА в середине декабря 1937 г. и после его рассмотрения, было решено считать его приоритетным. Конструкция ствола и элементов противооткатных устройств М-30 были заимствованы из проекта гаубицы «Лубок», на орудие устанавливался поршневой затвор системы Шнейдера, а конструкция боевого хода была заимствована от дивизионной пушки Ф-22.

Применение и модернизации 122-мм гаубицы М-30

Первый опытный образец гаубицы был представлен на заводские испытания 31 марта 1938 г., однако провалил их. Доработанная М-30 была допущена к государственным испытаниям лишь в начале сентября 1938 г., которые  тоже закончились провалом. Только с четвертой попытки, августе 1939 г. гаубица прошла испытания успешно и 29 сентября того же года принята на вооружение как «122-мм гаубица образца 1938 г.«, ей также был присвоен индекс 53-Г-463.



Серийное производство 122-мм гаубицы образца 1938 г. было организованно в 1940 г. на заводах № 92 и № 9 и продолжалось до 1955 г. Всего было произведено 19250 гаубиц, из них около 1850 — в послевоенное время.

В конце 70-х годов 122-мм гаубица М-30 прошла модернизацию, в ходе которой были установлены пневматические колеса от автомобиля ЗИЛ-131, на щите (справа от ствола) помещен плафон с лампой стоп-сигнала. На основе узлов и механизмов лафета орудия в 1943 г. была создана 152-мм гаубица образца 1943 г. Д-1, а немного измененная качающаяся часть гаубицы устанавливалась на 122-мм самоходной артиллерийской установке СУ-122.

Гаубица М-30 поставлялась в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Алжир, Албанию, Афганистан, Бангладеш, Боливию, Вьетнам, Гвинею-Бисау, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Камбоджу, Конго, КНР, КНДР, Лаос, Ливан, Ливию, Монголию, Танзанию, Югославию, Эфиопию. В Китае производилась под названием «Тип 54». На вооружении некоторых зарубежных стран состоит до сих пор.

Маршал артиллерии Одинцов оценивая систему, произнес: «Лучше ее уже ничего не может быть».

 


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии