Содержание
Накануне киевской операции 1941 г.
Киевская оборонительная операция — военная операция войск Юго-Западного фронта, проходившая с 7 июля по 26 сентября 1941 года. Основная цель: отражение наступления немецкой армии на киевском направлении.
30 июня 1941 года войска Юго-Западного фронта (командующий М.П. Кирпонос) в составе 5-ой, 6-ой, 12-ой, 26-ой армий (всего 44 дивизии) начали отход из западной Украины к старой границе СССР, чтобы занять Коростенский, Новоград-Волынский, Шепетовский, Староконстантиновский и Проскуровский укрепрайоны и организовать прочную оборону.
Против них действовала немецкая группа армий «Юг» в составе: 1-ой танковой группы (командующий Эвальд фон Клейст), 6-ой и 17-ой армий, под командованием генерала-фельдмаршала Г. Рундштедта. Всего в составе группы армий «Юг» было 40 дивизий (из них 10 танковых и моторизованных), однако по числу артиллерии и пехоты противник превосходил советские силы в 2 раза, по числу самолетов — в 1,5-2 раза.
Первый удар на Киев
7-8 июля танки противника при поддержке пехоты вклинились в оборону советских войск южнее Новоград-Волынского, захватили г.Бердичев, г.Житомир и 11 июля вышли к р. Ирпень (15–20 км западнее Киева). 5-ая и 6-ая армии контратаковали и наступление противника остановилось, попытка взять город с ходу была сорвана.
Перегруппировавшись, немецкие части сосредоточили основные усилия на ударе по Коростенскому укрепрайону (северо-западнее Киева) оборонявшегося 5-ой армией, оттянувшей на себя почти 1/4 немецких дивизий, однако быстрого результата не удалось добиться и тут.
К началу 20-х чисел июля советская 26-ая армия рядом контрударов вытеснила 1-ую танковую группу немцев на рубеж Фастов — Белая Церковь. Однако на другом участке, 17-ая немецкая армия прорвалась к Первомайску, создав угрозу охвата левого крыла всего Юго-Западного фронта, поэтому с разрешения Ставки ВГК 6-я и 12-я (последняя с 25 июля переведена в состав Южного фронта) отошли на юго-восток.
Второй удар на Киев
30 июля войска 6-й (немецкой) армии возобновили наступление на Киев, нанося главный удар в стык Киевского укрепрайона и позиций 26-й армии, которая под натиском превосходящих сил вынуждены была отойти. Одновременно с этим 1-я танковая группа развернула наступление в южном направлении.
3 августа, к югу от Киева противнику удалось разбить и окружить части ранее отступивших 6-ой и 12-ой армий в районе Умани (отдельные прорывающиеся на восток части сражались до 13 августа), что резко осложнило обстановку на стыке Юго-Западного и Южного фронтов, фактически открыв дорогу на Кировоград и далее на Кременчуг.
7 августа 5-я армия (советская) остановила наступление войск 6-й армии (немецкой) на линии железной дороги Коростень — Киев (к северу от города), а 26-я армия, нанося контрудары, овладела г. Богуслав и плацдармом у Триполья на правому берегу Днепра.
10 августа враг ворвался в юго-западные пригороды Киева, однако оборонявшие город войска 37-й армии (созданной 8 августа) отбросили его и к 15 августа почти полностью восстановили прежнее положение. Вместе с войсками сражалось около 35 000 бойцов народного ополчения, существенную помощь оказала и Пинская военная флотилия.
Угроза окружения
Так как сравнительно успешные действия РККА на севере от Киева сильно смешали военные планы противника, немецкое командование вынуждено было перебросить против Юго-Западного фронта 2-ю полевую армию и 2-ю танковую группу из группы армий «Центр» (командующий — Гейнц Гудериан), которые развернули наступление в сторону Конотопа и Чернигова. В связи с угрозой выхода этой группировки в тыл Юго-Западного фронта, а также уничтожением 6-ой и 12-ой армий, и последующим прорывом 1-й танковой группы, 17-ой и 11-ой полевых армий к Днепру, 19 августа решением ставки войскам Юго-Западного фронта было приказано упорно оборонять рубеж по левому берегу Днепра, от Лоева до Переволочной, удерживая киевский район во что бы то ни стало, и тем самым прикрывая направления на Чернигов, Конотоп, Харьков.
Войска Юго-Западного фронта (кроме 37-й, оборонявшей непосредственно Киев), были отведены за Днепр. На правом крыле фронта была развернута 40-я, а на левом — 38-я армии.
Киевский котел 1941 года
К концу августа положение Юго-Западного фронта из угрожающего стало катастрофическим — резервов не было никаких, большая часть механизированных соединений или была выбита в ходе боев, или не имела ни снарядов ни горючего. То же самое в полной (если не в большей) мере можно сказать и на счет авиации.
Брянский фронт (генерал-лейтентант А. И. Еременко) получил задачу предотвратить прорыв войск противник с севера в тыл Юго-Западного фронта, однако не выполнил ее.
6-ая армия (немецкая) форсировала Днепр севернее Киева и в районе Чернигова сомкнула свой левый фланг с войсками 2-й полевой армии (из группы «Центр»), наступавшей с севера.
В начале сентября войска 1-й танковой группы также форсировали Днепр, захватили плацдарм в районе Кременчуга и, развернули с него наступление на север, 15 сентября 1941 г. обе группировки немецких войск соединились в районе Лохвицы. Части советских 5-ой, 37-ой, 26-ой и 21-ой (передана из состава Брянского фронта) армий оказались в «котле», т.е. в окружении.
13 сентября Главнокомандующий войсками западного направления С.М. Буденный был снят с поста, на его место назначен С.К. Тимошенко.
19 сентября по приказу Ставки Киев был оставлен, все попытки деблокировать окруженные войска малыми силами успеха не имели. Выйти из окружения удалось лишь жалким остаткам 4-х армий, в числе прочих погибли генерал-полковник М. П. Кирпонос (20 сентября), член Военного совета фронта М. А. Бурмистенко, начальник штаба фронта генерал-майор В. И. Тупиков.
К 26 сентября Юго-Западный фронт откатился на оборонительный рубеж Белополье — Шишаки — Красноград, Киевская оборонительная операция 1941 г. завершилась.
Итог операции
Киевская операция завершилась полным провалом, и даже катастрофой — СССР лишился 4-х армий, потерял мощные укрепрайоны и столицу советской Украины — г.Киев. Для немцев была открыта дорога на Харьков, на Донбасс, в Крым. В киевском котле на 1 сентября 1941 года оказались 452 700 человек, свыше 2600 орудий, 1225 минометов и 64 танка, только безвозвратные потери советской стороны в ходе операции, оцениваются в 627 800 человек.
Вместе с тем, задержка в полтора месяца сорвала планы «молниеносной войны» Гитлера, а отвлечение значительных сил с московского направления дало возможность хорошо подготовиться к обороне столицы. Оценка успешности киевской операции неоднозначна даже среди германского командования, тот же Гейнц Гудериан называл её «крупным тактическим успехом», в то же время причиной «стратегической неудачи» под Москвой в декабре 1941 года.
Собственные потери германской армии оцениваются в 128 000 человек, однако, принимая во внимание ожесточенность боев и то, что немецкие данные приходится брать «на веру», в этой цифре можно усомниться.
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. книге Баграмян И. X., Так начиналась война, 2 изд., М., 1977. Ракицкий А., Киевская оборонительная операция, 1976