[snip text=»Советский средний танк КВ-13 — неудачливый сменщик Т-34 и прототип ИС-1″]

Характеристики среднего танка КВ-13

Средний танк КВ-13 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Средний танк
Дата выпуска: 1942 г.
Длинна: 6,65 м
Ширина: 2,8 м
Высота: 2,5 м
Броня, лоб: 120 мм
Броня, борт: 100 мм
Броня, башня: 85 мм
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения В-2К, мощностью 600 л.с.
Дальность хода: 320 км
Максимальная скорость: 65 км/час
Масса:32,8 т
Вооружение:1х 76,2-мм пушка ЗИС-5 (68 снарядов), 1х 7,62-мм пулемет ДТ (945 патронов)

В 1941 году, уже после начала Великой Отечественной войны, главный конструктор Наркомата танковой промышленности Семен Александрович Гинзбург выступил с весьма радикальным предложением. С целью ускорения и удешевления производства танков, необходимо отказаться от производства среднего танка Т-34 и тяжелого КВ-1, в пользу нового «единого» танка КВ-13 весом не более 32 тонн, с бронированием толщиной 75 мм и 76-мм пушкой в качестве орудия. Скорость «среднего танка тяжелого бронирования» КВ-13 должна была составлять 25-48 км/час, в зависимости от типа местности.

Чертеж прототипа среднего танка КВ-13

Чертеж прототипа среднего танка КВ-13

11 декабря 1941 года на рассмотрение начальника автобронетанкового управления РККА был подан эскизный проект среднего танка КВ-13, или «Объект 233». Группа конструкторов под руководством Сергея Махонина представила воплощение идеи Гинзбурга, причем на бумаге будущий «единый» танк имея подвижность Т-34, серьезно превосходил его по бронированию и даже по стоимости.

«Объект 233» был передан созданному в марте 1942 года Челябинскому Опытному танкомоторному заводу №100. Разработку технической документации курировал лично С. Гинзбург, основные расчеты проводил конструктор Кировского завода Н. Цейц, корпус разрабатывала группа ведущего инженера С. Мицкевича, башню — А. Красников, общую компоновку танка — Г. Москвин.

Каждый из конструкторов на своем участке постарался спроектировать танк «военного времени» — максимально технологичный в изготовлении, в результате общее число деталей сократилось на четверть по сравнению с серийным КВ-1.

КВ-13 «в профиль» - есть что-то и от КВ-1 и от Т-34. Но как и положено «ребенку» от обоих прародителей он взял лучшее

КВ-13 «в профиль» — есть что-то и от КВ-1 и от Т-34. Но как и положено «ребенку» от обоих прародителей он взял лучшее

 

Передняя часть корпуса КВ-13 целиком выполнялась методом литья, что позволило снизить массу при той же защищенности и упростить процесс сборки. Уплотнением компоновки танка удалось снизить его высоту на 20 сантиметров и укоротить длину на 70 сантиметров. За счет рационального перераспределения места и обязанностей членов экипажа, тот сократился до 3-х человек, что в свою очередь позволило уменьшить и габариты башни.



Башня, как и нос корпуса, отливалась одной деталью и имела толщину лобовой части 80-85-мм. По бокам башни и в её корме имелись четыре амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа. Основным вооружением танка КВ-13 была 76-мм пушка и спаренный с ней пулемет ДТ.

На новом танке устанавливался дизель В-2К мощностью 600 л.с., запуск двигателя осуществлялся с помощью стартера или сжатого воздуха. Новая коробка передач (спроектированная специально под КВ-13)  и бортовые редукторы, позволяли машине (теоретически) выйти за пределы заложенной документацией максимальной скорости в 48 км/ч и «выжать» по дороге все 60 км/ч.

Чертеж КВ-13 после доработок

Чертеж КВ-13 после доработок

На 7 июля 1942 года были запланированы заводские испытания готового прототипа среднего танка КВ-13, но 15 июня 1942 года вышло распоряжение комиссариата танковой промышленности приостановить все работы по КВ-13, в связи с возобновившимся наступлением немецких войск под Харьковом и необхоимостью немедленной модернизации тяжелого танка КВ-1, а спустя месяц поступила и следующая директива — в течение течение месяца все мощности переориентировать на выпуск среднего танка Т-34.

Продолжение работ над КВ-13 было сдвинуто на осень 1942 года.

Впрочем, ничего особо плохого в этом не было — машина была ещё «сырой» и некоторые её недостатки, как, например, ограниченный обзор и чрезмерная перегруженность командира танка (ах это навязчивое желание сэкономить на весе), были понятны и без испытаний. В итоге, вместо двухместной, на танк решено было поставить трехместную башню, изменены были и отдельные элементы ходовой части — выявилась её ненадежность в исходном виде, да и двигатель постоянно перегревался, что также требовало новых инженерных решений.

Исправить все выявленные недостатки КВ-13 до сентября 1942 г. не удалось, поэтому после спешных испытаний танк отправился на доработку. Ко всем проблемам прибавилась и ещё одна — броня удачно выдерживающая попадания 76-мм пушки, оказалась недостаточно прочной для немецкого 88-мм орудия.

Утолщенный корпус «исправленного» КВ-13 был готов в начале 1943 года, а трехместная башня с диаметром погона 1540 мм (у первого варианта — 1420 мм) — только к середине февраля того же года. Вес танка увеличился до 38 тонн, но его защищенность явно оставляла позади все имеющиеся в тот момент на вооружении боевые машины.

Средний танк КВ-13 справа и тяжелый ИС-1 слева.

Средний танк КВ-13 справа и тяжелый ИС-1 слева.

Когда новый прототип КВ-13 был практически готов, последовал очередной «звонок» сверху — работы по среднему танку КВ-13 сворачивались, теперь уже окончательно, в пользу продолжения выпуска Т-34.

Нельзя назвать такое решение недальновидным — Т-34 хотя и уступал КВ-13, но, ненамного, особенно учитывая «свежие» модификации с 85-мм орудием. Тем более, что танк уже был хорошо освоен в войсках, и «менять коней на переправе» было поздновато.

Опыт же создания КВ-13 не пропал даром — проект после определенных доработок и «утяжеления», в том же 1943 году был запущен в серию под именем тяжелый танк ИС-1.


Компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет