1 ноября 1911 года произошло событие, наложившее отпечаток на все последующие конфликты. Итальянец лейтенант Гавотти, со своего самолета, сбросил на расположение турецких войск в Ливии, 4 гранаты по 1,5 кг каждая. Это была первая в истории бомбардировка с воздуха.

Авиабомбы начального периода первой мировой войны

Авиабомбы начального периода первой мировой войны

Итало-турецкая, а следом и балканская война, где итальянский опыт переняли уже русские пилоты, наглядно показали преимущества нового оружия. Хотя материальный ущерб от таких бомбардировок был не велик (итальянцы, правда, сбрасывали и 10 кг бомбы, снаряженные шрапнелью), однако психологический эффект воздействия на противника, трудно было переоценить.

Вдобавок, как справедливо отметил в своем докладе С. Щетинин, руководитель русского добровольческого авиаотряда сражавшийся с турками на Балканах, комментируя итоги войны, будь у турков хотя бы один самолет способный нести бомбы, и разбомби они с воздуха мост через реку Марица, через который шло все снабжение, болгарскую армию ожидал бы крах.

Тем не менее, к августу 1914 г.,то есть началу Первой Мировой Войны ни одна страна мира не имела серийных авиационных бомб. Даже в первый год войны применялись в основном самоделки – тогда ещё цилиндрической и сферической формы.

Сперва попытались пойти по пути наименьшего сопротивления. Пытались использовать в качестве авиационных бомб артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. В частности, в России в 1914 г. полковник Печенкин снабдил 122-мм гаубичные снаряды специальной ударной трубкой. Для устойчивости в падении к снарядам прикреплялся стабилизатор. Но эти первые авиационные бомбы не отвечали требованиям воздушного бомбометания. Устойчивость бомбы была недостаточна, очень часто они падали боком, и поэтому взрыватели не действовали.

Знаете ли вы, что...
противотанковая пушка ...германские и советские противотанковые пушки имели взаимозаменяемые снаряды?
В дальнейшем для снаряжения бомб, переделанных из снарядов, был сконструирован специальный взрыватель, действовавший при ударе бомбы о землю любой стороной.  Однако с учетом стоимости артиллерийского снаряда, это было слишком дорогим удовольствием. Исключение представляла ситуация, когда в авиабомбы переделывались снаряды, снятые с артиллерийского вооружения.

Уже первые боевые полеты тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец» в глубокий тыл противника сопровождались сбрасыванием бомб на военные объекты. Эти самолеты в то время брали 15- 20 бомб, в основном пудовых и 25-фунтовых. Возможности бомбометания ограничивало отсутствие авиабомб достаточной мощности и прицелов. Россия располагала разработанными капитаном Толмачевым каплевидными бомбами для сбрасывания с дирижаблей. Но практика бомбометания показала, что для серьезных разрушений они слабоваты. Военное ведомство поставило перед учеными и специалистами задачу создания фугасных, осколочных и зажигательных бомб. К разрешению этой задачи был привлечен и профессор Н. Е. Жуковский. А пока не появились специальные авиабомбы, практики летного дела осуществляли бомбардировки неприятеля с помощью примитивных авиабомб и специальных стальных стрел.

В мастерских авиационных отрядов началось изготовление специальных пуль для поражения кавалерии и пехоты противника. Эти пули применялись наряду с трофейными стальными стрелами. Пули и стрелы размещались в специальных кассетах, которые подвешивались под фюзеляжем самолета, и выбрасывались на цели пачками. Падение пуль и стрел сопровождалось резким свистом, действовавшим на психику противника.



Даже в 1917 г. военное ведомство в массовом количестве заготовляло такие пули. Акционерному обществу «Дека» в начале года было заказано 400 тыс. «пуль для метания с аэропланов» Завод к июлю сдал этот заказ армии.

Впрочем, недооценивать даже самые примитивные бомбы было нельзя. Например, в ноябре 1914 г. Брест-Литовский крепостной и 24-й корпусной авиаотряды сбросили на крепость Перемышль 23 бомбы общей массой 470 кг. По сведениям, полученным штабом 11-й армии путем опроса пленных, выяснено, что бомбы причинили повреждения электрической станции, казармам уланского полка, обозам, попали в орудийный склад, склады снарядов, место расположения сферического аэростата, произвели много пожаров.

Британская авиа- то ли бомба, то ли граната. 1915 год

Британская авиа- то ли бомба, то ли граната. 1915 год

Война показала эффективность зажигательных бомб. Первые зажигательные бомбы изготовлялись с применением белого фосфора, но острый дефицит этого химического элемента заставил искать заменители. Для самолетов «Илья Муромец» изобретатель П. А. Архипенко предложил зажигательный снаряд в виде бочки, наполненной бензином с прибавлением небольшого количества эфира которая, по мысли изобретателя, должна была подвешиваться на специальном тросе под самолетом. Падая вниз, раскалываясь и взрываясь, она должна была иметь опустошительный эффект, сродни напалму… Впрочем, воспламенителем должен был служить все тот же белый фосфор, поэтому от идеи быстро отказались.

Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии в июле 1915 г. обратился к профессору Н. Е. Жуковскому с просьбой изыскать способы изготовления зажигательных авиабомб малого и большого калибров. Для организации опытов1 ГВТУ отпустило в его распоряжение 1500 руб. К решению задачи Н. Е. Жуковский привлек своих учеников Б. Н. Юрьева, Б. С. Стечкина, В. П. Ветчинкина и других. В короткий срок в аэродинамической лаборатории МВТУ были изготовлены и испытаны зажигательные бомбы. 14 сентября 1915 г. Н. Е. Жуковский составил для военного ведомства отчет об этих испытаниях. Два из пяти образцов отличались убийственной эффективностью:

  • Зажигательный снаряд Б. С. Стечкина и Синягина состоял из бычьего пузыря, наполненного паклей, бензином и нефтяными остатками. Воспламенителем служили две стеклянные пробирки, вставленные одна в другую. В одной находилась серная кислота, в другой — вата, осыпанная марганцовокислым калием. При падении пробирки разбивались, и смесь воспламенялась. Бомба работала безотказно, но сам снаряд казался хрупок и мог нанести вред бомбардировщику.
  • Снаряд студента А. А. Микулина относился к бомбам тяжелого типа. Он состоял из жестяного корпуса, наполненного паклей, нефтью и бензином. Бомба в своей верхней части была снабжена четырехлопастным стабилизатором. В нижней части находился ударный воспламенитель с предохранительной чекой и воздушным винтом, заимствованный из взрывателя, разработанного для фугасных авиабомб капитаном Орановским. При ударе снаряда о землю на жало ударника садился патрон с дымным порохом. Вспышка пороха воспламеняла содержание авиабомбы. Именно этот проект (по сути, уже настоящая авиабомба) и был рекомендован к производству.

Проектов «зажигалок» было конечно больше пяти, и многие из них были очень неплохи, но… все упиралось в дефицитный белый фосфор.

Наконец, промышленный комитет Москвы обратился к приват-доценту Московского университета Е. И. Шпитальскому с просьбой изыскать возможность получения белого фосфора из красного. И труды ученых наконец увенчались успехом. Теперь, не было недостатка не только в проектах, но и в материалах для авиабомб. Оставалось довести до совершенства конструкцию.

В начале 1915 г. в штаб верховного главнокомандующего стали поступать сведения о немецких авиабомбах, дающих большое количество осколков. Под давлением фронта ГВТУ приступило к срочной разработке специального типа авиационных бомб фугасного и осколочного действия. К середине 1915 г. капитану Орановскому удалось сконструировать вполне удовлетворительный тип авиационной бомбы, которая была принята на вооружение.

Фугасные бомбы Орановского имели металлический корпус каплевидной формы и начинялись тротилом. Детонатором являлся небольшой заряд тетрила. Бомба снабжалась стабилизатором. Взрыватель донного типа с замедлением 0,13 с. имел ветрянку, которая предохраняла бомбу от преждевременного взрыва. После сброса бомбы ветрянка силою воздушного потока вывертывалась и освобождала ударник. Бомбы с таким взрывателем действовали безотказно.

На фронте корпусные и армейские авиаотряды применяли фугасные бомбы системы Орановского массой 4, 6, 10, 16, 32 кг. Они сбрасывались в основном с самолетов «Вуазен» и «Фарман». Бомбы массой 48, 80, 160, 240 и даже 400 кг поступали в эскадру воздушных кораблей и сбрасывались на важные военные объекты противника. В начале 1916 г. на Балтийском судостроительном заводе были изготовлены авиабомбы массой во все 640 кг, предназначавшиеся для бомбардирования с самолетов «Илья Муромец» германской базы подводных лодок в оккупированной Либаве. Создание бомб такой массы было действительно громадным достижением.

Испытания продолжались все время. Все тот же Н. Е. Жуковский, в ходе исследований, доказал, что с увеличением веса и высоты сброса бомб, их траектория все более выравнивается, исключая различные колебания в полете. Выводы ученого позволили вскоре перейти к производству авиабомб нового типа с уменьшенным стабилизатором.

С. Ф. Дашкевич сконструировал прибор, действовавший по барометрическому принципу, обеспечивая взрыв бомбы на нужной высоте, с большим радиусом разброса шрапнели. Езё один проект «дистанционной аэрошрапнели» был разработан Н. Д. Анощенко.

Бомбы для "Ильи Муромца", поздний этап войны

Бомбы для «Ильи Муромца», поздний этап войны

Благодаря исследованиям Н. Е. Жуковского и его учеников, работам Орановского, Калиновского и других изобретателей отечественная авиация получила на вооружение эффективные и надежные бомбы. Были изобретены также и термитные авиабомбы массой 8 кг и выше. Однако… большая часть всех наработок так и оставалась на бумаге. Промышленность не справлялась с объемами. Например, по данным за 1916 год, «Русское общество по изготовлению снарядов и военных припасов» сдало фронту всего 57 (!) авиабомб:

  • массой 160 кг – 25
  • массой 240 кг – 15
  • массой 400 кг – 15
  • массой 640 кг — 2.

Конечно это ни в коей мере не обеспечивало потребность армии и флота. Военным ведомством были установлены нормы «метательных снарядов с аэропланов». На каждый военный самолет армейского и корпусного типа полагалось 3200 кг бомб на год, на самолет «Илья Муромец» — 8000 кг. Общая потребность в авиабомбах в суммарной массе исчислялась на полтора года, начиная с 1 января 1917 г., в 3300 т. Между тем на складах было только 400 т бомб.

Заводы срывали их поставку в установленные сроки. Все это ставило русские авиационные отряды в неравное положение по сравнению с противником, который не испытывал дефицита в авиабомбах.

Впрочем, если отвлечься от отечественных чаяний завершающего периода Первой Мировой войны, можно констатировать, что за прошедшие года авиабомбы проделали немыслимый путь – от железных стрел и ручных гранат, бросаемых пилотом из кабины, до сеющих смерть стальных снарядов вполне современной формы, весом за полтонны. Трудно даже представить, сколько занял бы процесс этой эволюции в мирное время.