1 ноября 1911 года произошло событие, наложившее отпечаток на все последующие конфликты. Итальянец лейтенант Гавотти, со своего самолета, сбросил на расположение турецких войск в Ливии, 4 гранаты по 1,5 кг каждая. Это была первая в истории бомбардировка с воздуха.
Итало-турецкая, а следом и балканская война, где итальянский опыт переняли уже русские пилоты, наглядно показали преимущества нового оружия. Хотя материальный ущерб от таких бомбардировок был не велик (итальянцы, правда, сбрасывали и 10 кг бомбы, снаряженные шрапнелью), однако психологический эффект воздействия на противника, трудно было переоценить.
Вдобавок, как справедливо отметил в своем докладе С. Щетинин, руководитель русского добровольческого авиаотряда сражавшийся с турками на Балканах, комментируя итоги войны, будь у турков хотя бы один самолет способный нести бомбы, и разбомби они с воздуха мост через реку Марица, через который шло все снабжение, болгарскую армию ожидал бы крах.
Тем не менее, к августу 1914 г.,то есть началу Первой Мировой Войны ни одна страна мира не имела серийных авиационных бомб. Даже в первый год войны применялись в основном самоделки – тогда ещё цилиндрической и сферической формы.
Сперва попытались пойти по пути наименьшего сопротивления. Пытались использовать в качестве авиационных бомб артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. В частности, в России в 1914 г. полковник Печенкин снабдил 122-мм гаубичные снаряды специальной ударной трубкой. Для устойчивости в падении к снарядам прикреплялся стабилизатор. Но эти первые авиационные бомбы не отвечали требованиям воздушного бомбометания. Устойчивость бомбы была недостаточна, очень часто они падали боком, и поэтому взрыватели не действовали.
Уже первые боевые полеты тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец» в глубокий тыл противника сопровождались сбрасыванием бомб на военные объекты. Эти самолеты в то время брали 15- 20 бомб, в основном пудовых и 25-фунтовых. Возможности бомбометания ограничивало отсутствие авиабомб достаточной мощности и прицелов. Россия располагала разработанными капитаном Толмачевым каплевидными бомбами для сбрасывания с дирижаблей. Но практика бомбометания показала, что для серьезных разрушений они слабоваты. Военное ведомство поставило перед учеными и специалистами задачу создания фугасных, осколочных и зажигательных бомб. К разрешению этой задачи был привлечен и профессор Н. Е. Жуковский. А пока не появились специальные авиабомбы, практики летного дела осуществляли бомбардировки неприятеля с помощью примитивных авиабомб и специальных стальных стрел.
В мастерских авиационных отрядов началось изготовление специальных пуль для поражения кавалерии и пехоты противника. Эти пули применялись наряду с трофейными стальными стрелами. Пули и стрелы размещались в специальных кассетах, которые подвешивались под фюзеляжем самолета, и выбрасывались на цели пачками. Падение пуль и стрел сопровождалось резким свистом, действовавшим на психику противника.
Даже в 1917 г. военное ведомство в массовом количестве заготовляло такие пули. Акционерному обществу «Дека» в начале года было заказано 400 тыс. «пуль для метания с аэропланов» Завод к июлю сдал этот заказ армии.
Впрочем, недооценивать даже самые примитивные бомбы было нельзя. Например, в ноябре 1914 г. Брест-Литовский крепостной и 24-й корпусной авиаотряды сбросили на крепость Перемышль 23 бомбы общей массой 470 кг. По сведениям, полученным штабом 11-й армии путем опроса пленных, выяснено, что бомбы причинили повреждения электрической станции, казармам уланского полка, обозам, попали в орудийный склад, склады снарядов, место расположения сферического аэростата, произвели много пожаров.
Война показала эффективность зажигательных бомб. Первые зажигательные бомбы изготовлялись с применением белого фосфора, но острый дефицит этого химического элемента заставил искать заменители. Для самолетов «Илья Муромец» изобретатель П. А. Архипенко предложил зажигательный снаряд в виде бочки, наполненной бензином с прибавлением небольшого количества эфира которая, по мысли изобретателя, должна была подвешиваться на специальном тросе под самолетом. Падая вниз, раскалываясь и взрываясь, она должна была иметь опустошительный эффект, сродни напалму… Впрочем, воспламенителем должен был служить все тот же белый фосфор, поэтому от идеи быстро отказались.
Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии в июле 1915 г. обратился к профессору Н. Е. Жуковскому с просьбой изыскать способы изготовления зажигательных авиабомб малого и большого калибров. Для организации опытов1 ГВТУ отпустило в его распоряжение 1500 руб. К решению задачи Н. Е. Жуковский привлек своих учеников Б. Н. Юрьева, Б. С. Стечкина, В. П. Ветчинкина и других. В короткий срок в аэродинамической лаборатории МВТУ были изготовлены и испытаны зажигательные бомбы. 14 сентября 1915 г. Н. Е. Жуковский составил для военного ведомства отчет об этих испытаниях. Два из пяти образцов отличались убийственной эффективностью:
- Зажигательный снаряд Б. С. Стечкина и Синягина состоял из бычьего пузыря, наполненного паклей, бензином и нефтяными остатками. Воспламенителем служили две стеклянные пробирки, вставленные одна в другую. В одной находилась серная кислота, в другой — вата, осыпанная марганцовокислым калием. При падении пробирки разбивались, и смесь воспламенялась. Бомба работала безотказно, но сам снаряд казался хрупок и мог нанести вред бомбардировщику.
- Снаряд студента А. А. Микулина относился к бомбам тяжелого типа. Он состоял из жестяного корпуса, наполненного паклей, нефтью и бензином. Бомба в своей верхней части была снабжена четырехлопастным стабилизатором. В нижней части находился ударный воспламенитель с предохранительной чекой и воздушным винтом, заимствованный из взрывателя, разработанного для фугасных авиабомб капитаном Орановским. При ударе снаряда о землю на жало ударника садился патрон с дымным порохом. Вспышка пороха воспламеняла содержание авиабомбы. Именно этот проект (по сути, уже настоящая авиабомба) и был рекомендован к производству.
Проектов «зажигалок» было конечно больше пяти, и многие из них были очень неплохи, но… все упиралось в дефицитный белый фосфор.
Наконец, промышленный комитет Москвы обратился к приват-доценту Московского университета Е. И. Шпитальскому с просьбой изыскать возможность получения белого фосфора из красного. И труды ученых наконец увенчались успехом. Теперь, не было недостатка не только в проектах, но и в материалах для авиабомб. Оставалось довести до совершенства конструкцию.
В начале 1915 г. в штаб верховного главнокомандующего стали поступать сведения о немецких авиабомбах, дающих большое количество осколков. Под давлением фронта ГВТУ приступило к срочной разработке специального типа авиационных бомб фугасного и осколочного действия. К середине 1915 г. капитану Орановскому удалось сконструировать вполне удовлетворительный тип авиационной бомбы, которая была принята на вооружение.
Фугасные бомбы Орановского имели металлический корпус каплевидной формы и начинялись тротилом. Детонатором являлся небольшой заряд тетрила. Бомба снабжалась стабилизатором. Взрыватель донного типа с замедлением 0,13 с. имел ветрянку, которая предохраняла бомбу от преждевременного взрыва. После сброса бомбы ветрянка силою воздушного потока вывертывалась и освобождала ударник. Бомбы с таким взрывателем действовали безотказно.
На фронте корпусные и армейские авиаотряды применяли фугасные бомбы системы Орановского массой 4, 6, 10, 16, 32 кг. Они сбрасывались в основном с самолетов «Вуазен» и «Фарман». Бомбы массой 48, 80, 160, 240 и даже 400 кг поступали в эскадру воздушных кораблей и сбрасывались на важные военные объекты противника. В начале 1916 г. на Балтийском судостроительном заводе были изготовлены авиабомбы массой во все 640 кг, предназначавшиеся для бомбардирования с самолетов «Илья Муромец» германской базы подводных лодок в оккупированной Либаве. Создание бомб такой массы было действительно громадным достижением.
Испытания продолжались все время. Все тот же Н. Е. Жуковский, в ходе исследований, доказал, что с увеличением веса и высоты сброса бомб, их траектория все более выравнивается, исключая различные колебания в полете. Выводы ученого позволили вскоре перейти к производству авиабомб нового типа с уменьшенным стабилизатором.
С. Ф. Дашкевич сконструировал прибор, действовавший по барометрическому принципу, обеспечивая взрыв бомбы на нужной высоте, с большим радиусом разброса шрапнели. Езё один проект «дистанционной аэрошрапнели» был разработан Н. Д. Анощенко.
Благодаря исследованиям Н. Е. Жуковского и его учеников, работам Орановского, Калиновского и других изобретателей отечественная авиация получила на вооружение эффективные и надежные бомбы. Были изобретены также и термитные авиабомбы массой 8 кг и выше. Однако… большая часть всех наработок так и оставалась на бумаге. Промышленность не справлялась с объемами. Например, по данным за 1916 год, «Русское общество по изготовлению снарядов и военных припасов» сдало фронту всего 57 (!) авиабомб:
- массой 160 кг – 25
- массой 240 кг – 15
- массой 400 кг – 15
- массой 640 кг — 2.
Конечно это ни в коей мере не обеспечивало потребность армии и флота. Военным ведомством были установлены нормы «метательных снарядов с аэропланов». На каждый военный самолет армейского и корпусного типа полагалось 3200 кг бомб на год, на самолет «Илья Муромец» — 8000 кг. Общая потребность в авиабомбах в суммарной массе исчислялась на полтора года, начиная с 1 января 1917 г., в 3300 т. Между тем на складах было только 400 т бомб.
Заводы срывали их поставку в установленные сроки. Все это ставило русские авиационные отряды в неравное положение по сравнению с противником, который не испытывал дефицита в авиабомбах.
Впрочем, если отвлечься от отечественных чаяний завершающего периода Первой Мировой войны, можно констатировать, что за прошедшие года авиабомбы проделали немыслимый путь – от железных стрел и ручных гранат, бросаемых пилотом из кабины, до сеющих смерть стальных снарядов вполне современной формы, весом за полтонны. Трудно даже представить, сколько занял бы процесс этой эволюции в мирное время.