Содержание
История создания линейных кораблей типа «Ривадавия» («Ривадавия» и «Морено»)
В 1908 году Бразилия заказала в Англии два линейных корабля типа «Минас-Жерайс», заставив заметно понервничать всех ближайших соседей по континенту. В ответ на это, Аргентина также решила значительно усилить и обновить свой флот, утвердив небывалую для Латинской Америки судостроительную программу, включавшую постройку 12 миноносцев, 6 эсминцев и 2-х линейных кораблей (или 3-х, если Бразилия тоже закажет третий корабль).
Линкоры предполагалось построить за границей, поэтому правительством был объявлен конкурс судостроительных фирм Старого и Нового Света, в котором приняли участие 15 фирм из Франции, Германии, Англии, Италии и США.
А довольные аргентинцы взяли и схитрили — подробно изучив все проекты, поохали, развели руками, и воздержались от выдачи заказа любому из претендентов. Вместо этого, ушлые латиноамериканцы подготовили собственный проект — естественно взявший лучшие решения от всех представленных разработок и…объявили новый конкурс!
Победителем стала американская фирма «Fore River», чья цена, 2214 тыс.фн.ст, оказалась на 224 тыс. фн.ст. ниже, чем у
ближайшего конкурента. Контракт на постройку обоих линкоров, которым присвоили имена «Rivadavia» и «Moreno» был подписан 22.1.1910.
Естественно ситуация с двойным конкурсом вызвала недовольство судостроителей, поскольку «откуда растут ноги» у аргентинского проекта было видно даже по рисункам. Уж больно «интернациональными» были контуры аргентинского линкора: концевые башни имели линейно-возвышенную схему размещения (как в США), средние башни — расположены у бортов по диагонали (как в Германии), схема бронирования — подозрительно напоминала английскую, а расположение энергетической установки — итальянскую схему уже опробованную на линкоре «Данте Алигери».
Тем не менее, обвинить Аргентину в краже чужих идей никто не осмелился — «Ривадавия» и «Морено» получились кораблями похожими на «всех сразу», только лишь от вполне разумного желания аргентинских адмиралов иметь лучшие корабли в классе, и потому, впитавшими лучшие и наиболее передовые идеи.
По сравнению с двумя «вероятными противниками» из Бразилии, которые были заложены всего на 2 года раньше, линкоры типа «Ривадавия» были намного более совершенными: быстроходнее, лучше бронированы, лучше скомпонованы, а главное — за счет наличия сразу 12 орудий главного калибра и их рационального размещения в башнях, имели значительно более высокий вес бортового залпа.
Характеристики |
|
---|---|
Страна: | Бразилия |
Тип: | Линейный корабль |
Дата выпуска: | Заложен 25.10.1910 г., спущен на воду 26.08.1911 г., введен в строй в 27.08.1914 г. |
Водоизмещение: | нормальное 28000 т, полное 31000 т |
Длинна: | 178,3 м (по ватерлинии), 181,3 м (полная) |
Ширина: | 8,53 м |
Осадка: | Нет сведений |
Бронирование: | |
Экипаж: | 1050 человек |
Силовая установка: | 3х турбины T3A «Кёртис», 18х котлов «Babcock & Wilcox», общей мщностью 39 000 л.с. |
Дальность хода: | 8500 миль |
Максимальная скорость: | 22,5 узла |
Вооружение: | |
Авиагруппа: | Нет |
Конструкция линейных кораблей типа «Ривадавия»
Схема бронирования аргентинских линкоров типа «Ривадавия» в общих чертах повторяет принятую в английском флоте того времени. Главный броневой пояс высотой 2,4 м (при нормальном водоизмещении он заглублялся ниже ватерлинии на 1 м) закрывал всю ватерлинию, лишь немного не доходя до ахтерштевня.
В средней части корпуса (между концевыми барбетами) броневые плиты имели в сечении форму клина с небольшим (0,6 м) участком по верхней кромке, где и достигали наибольшей толщины (254 мм в районе барбетов линейно-возвышенных башен и 280 мм между ними), а к нижней утончались до 127 мм. В нос и корму от концевых башен плиты имели толщину 127 мм и 102 мм соответственно. Над главным поясом (между главной и верхней палубами) на протяжении примерно 122 м тянулся верхний броневой пояс толщиной 203 — 229 мм. Противоминная артиллерия защищалась 152-мм броней.
Главная броневая палуба толщиной 76 мм располагалась на уровне верхней кромки главного броневого пояса. Не доходя примерно 2,5 м до борта, она под углом 45° опускалась вниз и примыкала к нижней кромке пояса. В нос и корму от концевых башен броневая палуба шла на один уровень ниже и становилась плоской.
Батарейная палуба на протяжении между концевыми барбетами имела толщину 38 мм. Подводная защита аргентинских линкоров состояла из 76-мм противоторпедной переборки, опускающейся от излома главной броневой палубы до двойного дна и отстоящей от борта примерно на 2,5 м. Кроме того, на этих кораблях впервые в мире была предпринята попытка защитить машины и погреба от взрыва под корпусом: палубы (точнее — платформы) этих отсеков покрывались 19-мм броневыми листами.
По расположению энергетическая установка аргентинских линкоров очень напоминала примененную на итальянском линкоре «Dante Alighieri» — котельные отделения разнесены к оконечностям, а машины и башни ГК помещены между ними. Единственным существенным отличием стало то, что на «Rivadavia» и «Moreno» турбинами приводились во вращение три винта, а на итальянском прототипе — четыре.
Как и сами корабли, артиллерия аргентинских линкоров изготавливалась в США. Главный калибр — 305-мм орудия фирмы «Bethlehem» — являлись версией модели Мк.7, разработанной этой же фирмой для американского флота. Как уже упоминалось, установленная в шести двухорудийных башнях артиллерия ГК располагалась по смешанной «американо-европейской» схеме. Средние сдвинутые к бортам башни теоретически могли вести погонный и ретирадный огонь, однако на практике это означало повреждение собственных надстроек пороховыми газами. Сектор обстрела средних башен на противоположный борт составлял 100 градусов.
Противоминная артиллерия аргентинских линкоров на момент вступления в строй была самой многочисленной в мире. Помимо 12x 152-мм/50 орудий в бронированных казематах на батарейной палубе имелись еще 16x 102-мм/50 скорострельных пушек, стоящих где только можно: по две в не бронированных казематах в районе полубака и юта, по две открыто на палубе рядом с концевыми башнями ГК, остальные — парами на крышах башен с №2 по №5.
Дополняли вооружение два бортовых подводных 533-мм торпедных аппарата.
Система управления огнем главного калибра включала два бронированных КДП с 15-футовыми (4,57 м) дальномерами, установленными на носовой и кормовой боевых рубках; еще два 9-футовых (2,74 м) находились на площадках шлюпочных кранов.
Модернизации линейных кораблей типа «Ривадавия»
За время своей 40-летней службы оба аргентинских линкора: «Rivadavia» и «Moreno» прошли всего одну существенную модернизацию.
В 1924 — 1926 гг. в США («Rivadavia» — в Бостоне, «Moreno» — в Филадельфии, затем в Бостоне) их энергетические установки усовершенствовали: заменили турбины, паровые котлы «Babcock & Wilcox», ранее работавшие на смешанном отоплении, перевели на нефть.
В результате мощность машин кораблей возросла до 45 000 л.с. Угольные ямы, вмещавшие до 4000 т угля, частично приспособили для хранения нефти (общий запас возрос с 660 до 3600 т) или включили в структуру ПТЗ. На линкорах смонтировали новую систему управления огнем, включавшую два бронированных пункта упраления с 15-футовыми (4,57 м) дальномерами, размещенными на крышах башен №2 и №5 (концевых возвышенных). Одновременно все 102-мм орудия демонтировали, а на освободившемся месте по бокам от концевых башен ГК установили зенитные 76-мм орудия. Кроме того, легкую грот-мачту заменили на треногую.
Немного позднее корабли предполагалось оснастить бортовой гидроавиацией, для чего в 1928 г. даже закупили шесть английских самолетов Fairey IIIF, однако на линкоры они, по ряду причин,так и не попали.
В конце 1929 г. аргентинский морской министр послал запрос в Германию о возможности составления проекта перевооружения «Rivadavia» и «Moreno» с целью повышения их огневой мощи. В мае 1930 г. был получен ответ, содержащий четыре варианта возможного перевооружения — как с заменой существующей артсистемы на 356-мм или 305-мм орудия (новой модели), так и с разработкой для нее более мощного снаряда. Дальнейшего развития эта тема не получила — вероятно, по финансовым соображениям.
Служба линейных кораблей «Ривадавия» и «Морено»
- «Ривадавия» Головной корабль серии из двух дредноутов для ВМФ Аргентины, заложен 25 мая 1910 г. на верфи «Фор Ривер» в Куинси (США), спущен 28 июня 1911 г., вошёл в состав флота в декабре 1914 года. назван в честь Бернардино Ривадавия — борца за независимость Южной Америки от Испании и первого президента Аргентины.
- «Морено» — систершип «Ривадавии», заложен 9 июля 1910 г. на верфи «Нью-Йорк Шипбилдинг» в Хемпдене (США), спущен на воду 23 сентября 1911 г., вошёл в состав флота в марте 1915 года. Назван в честь Мариано Морено — известного аргентинского политика.
Аргенина не принимала участия в Первой и Второй мировых войнах, поэтому оба крупнейших корабля её флота, «Rivadavia» и «Moreno» использовались только для нанесения визитов соседям и демонстрации флага. Первый поход «Rivadavia» состоялся летом 1918 г., когда линкор доставил в США аргентинского посла, затем в 1920-м он участвовал в юбилейных празднествах по поводу открытия Магелланова пролива и совершил заход в чилийский порт Вальпараисо, а «Морено» в то же время представлял Аргентину на торжествах по случаю открытия Панамского канала.
В 1922 г. линкор «Ривадавия» с сокращенным экипажем вывели в резерв, а годом спустя к нему присоединился «Moreno».
В 1924 — 1926 гг. оба корабля отправили на ремонт в США, причем «Moreno» шел через Тихий океан, по пути посетив ряд портов Чили, и, пройдя Панамским каналом, прибыл в Филадельфию.
После ремонта оба линкора некоторое время не покидали территориальных вод, и только в августе — октябре 1932 г. «Морено» вышел за пределы территориальных вод, в ходе официального визита главы государства, посетив Бразилию и Уругвай. Летом 1934 г. корабль опять побывал в бразильских водах — на этот раз на праздновании Дня Независимости в Рио-де-Жанейро.
Наиболее длительное и далекое плаванье оба аргентинских линкора предприняли в 1937 г. В январе «Ривадавия» посетил чилийские и перуанские воды, с заходом в Вальпараисо и Кальяо, а уже в апреле оба линкора направились в Европу. Там они разделились — «Rivadavia» посетил Брест, a «Moreno» тем временем участвовал в Коронационном ревю на Спитхедском рейде, по случаю восшествия на престол Георга VI. По завершении торжеств «Moreno» также пришел в Брест, после чего оба линкора совершили заходы в ряд германских портов: Вильгельмсхафен, Бремен и Гамбург.
Домой корабли вернулись в конце июня. В следующий международный поход линкоры отправились в конце августа 1939 г. С кадетами морской академии на борту они посетили Рио-де-Жанейро, где их и застало сообщение о начале Второй мировой войны. Чтобы обеспечить безопасность возвращения домой самых крупных кораблей флота, навстречу им были высланы четыре эсминца.
Во время проведения маневров 3 октября 1941 крейсер «Альмиранте Браун» столкнулся с эсминцем «Корриентес», который в результате затонул. «Ривадавия», следовавший за крейсером, не успел отвернуть и навалился на корму последнего. Хотя линкор почти не пострадал, ремонт крейсера затянулся надолго.
До конца войны аргентинские корабли практически не покидали территориальных вод, и лишь в 1946 г. «Rivadavia» совершил свой очередной международный поход, посетив в октябре — декабре Тринидад, Колумбию и Венесуэлу.
С 1948 г. «Rivadavia» в море уже не выходил, в 1952 г. его разоружили, а команду расформировали, но официально корабль исключили из списков флота только 1 февраля 1957 г. 30 мая того же года он был продан на слом итальянской фирме (прибыл на разборку в мае 1959 г.).
«Moreno» встал на прикол в 1949 г. и ряд лет использовался в качестве плавказармы и для размещения различных береговых служб. В 1955 г. во время революции линкор стал плавучей тюрьмой. Исключен из списков флота 1.10.1956; 11.1.1957 продан на слом американской компании, которая перепродала его в Японию (прибыл на разборку в июне 1957 г).
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ Аргентины