Сайт рекомендован для аудитории 16+

500-кг химические авиабомбы (ХАБ-500)



500-кг химическая авиабомба ХАБ-500

500-кг химическая авиабомба ХАБ-500

История создания 500-кг химических авиабомб (ХАБ-500)

Химические авиабомбы ХАБ-500 стали серийно изготавливать в 1937 году на заводе № 67 Наркомата оборонной промышленности СССР. Однако бомба и её боевое применение вызывала у высокого начальства довольно много споров, в результате чего всего за 3 года выпуска, успела несколько раз был принятой на вооружение и снятой с него, параллельно пережив несколько «перефаршировок» с заменой стойких отравляющих веществ на нестойкие, и обратно.

Сварные корпуса ХАБ-500 изготавливали по технологии, полностью соответствующей производству более «легких» ХАБ-200 и из тех же материалов. Максимальное давление, которое выдерживал корпус боеприпаса, – 90 атмосфер. Заправляли эти боеприпасы на заводе № 91 также через боковую горловину, которую затем, в отличие от ХАБ-200, «глушили» стальной пробкой, но с клапаном, которую устанавливали на резьбе с каолиновой замазкой и свинцовой прокладкой.

Снаряженные авиабомбы требовалось хранить в специализированных принудительно вентилируемых помещениях пробкой вверх для стравливания водорода. Правда, у боеприпасов, изготовленных в 1939 году и после, стравливающий клапан упразднили.

Оснащали авиабомбы ХАБ-500 разрывными зарядами летнего и зимнего типа. Последний был более мощным и увеличенным на 1 шашку литого сульфитного тротила. Таким образом, при снаряжении запальных стаканов летним укороченным зарядом требовалось сначала вложить деревянный цилиндр-«пробку» длиной 113 мм.

Разрывной заряд должен был не только вскрыть оболочку корпуса авиабомбы, но и участвовать в испарении низкокипящей жидкости отравляющего вещества для образования облака. Между тем унифицировать оба заряда было невозможно, поскольку нестойкое отравляющее вещество при высокой температуре полностью разлагалось.

Применять ХАБ-500 планировали как с контактными взрывателями для подрыва на поверхности земли, так и с дистанционными трубками для воздушного подрыва. Причем однозначного мнения на этот счет не существовало. Несмотря на снаряжание боеприпаса нестойкими отравляющими веществами, в 1939 году схема его применения предусматривала лишь использование контактных взрывателей. Хотя, когда эти авиабомбы изготавливали в 1937 году, их предусматривали применять исключительно с дистанционными трубками для воздушного подрыва.

При благоприятных условиях и разрыве авиабомбы на поверхности земли образовывалось ядовитое облако, которое на площади в 5 га могло держаться около 2 часов.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.