В 1935 году, впервые после Первой Мировой Войны, итальянский флот провел полную мобилизацию, в связи с подавлением волнений в Эфиопии. Однако, по всему было видно, что приближается новый большой пожар в Европе – кризис следовал за кризисом, и руководство Италии не решалось отменять боевой готовности. Вторая Мировая война, по этой причине, для итальянского военного флота не была какой-то особой неожиданностью, однако насколько флот был готов к противостоянию на море?

Итальянский линкор "Конте ди Кавур" строился к Первой Мировой Войне, перед Второй Мировой прошел модернизацию

Итальянский линкор «Конте ди Кавур» строился ещё к Первой Мировой Войне, перед Второй Мировой прошел глубокую модернизацию

На самом деле, эта постоянная готовность сыграла злую шутку. С одной стороны, пять лет по законам военного времени – это не шутка. От ожидания войны устали и люди и корабли. С другой – никто не ожидал, что случиться все так скоро – ведь по заверениям итальянского правительства, боевые действия в Европе если и должны были начаться, то только к 1942 году, что подтверждалось подписанием договора стран «Оси» между Италией и Германией.

В итоге, к моменту реального начала боевых действий в 1940 г., в полностью боеспособном состоянии из крупных итальянских кораблей находились только 2 линкора и 19 крейсеров.

Итальянский флот перед началом Второй Мировой Войны (крупные корабли, не считая эсминцев и т.п.)

  • Находятся в строю: линкоры «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре», 19 крейсеров.
  • Находятся на дооснащении: линкоры «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио», «Дориа»
  • Находятся в постройке: линкоры «Рома», «Имперо», 12 крейсеров.

То, что делает итальянскому флоту честь

Итальянцы приспели в налаживании второстепенных служб по степени участия, но не по значимости в вопросах войны. На складах всегда было вдосталь необходимых припасов, а верфи и порты работали исправно. Команды кораблей также исправно несли службу и во многом это компенсировало недостатки подготовки к войне.

На высоте была также службы связи, радиоразведки (не забываем, Маркони проводил свои радио опыты именно на кораблях итальянских ВМФ) и криптографии.

итальянский линкор "Витторио Венето" во всей красе.

итальянский линкор «Витторио Венето» во всей красе.

В начале войны флот имел свою собственную разветвленную и высокоэффективную сеть связи, в которую входили телефон, радио и телеграф. Кроме нее, существовала своя отдельная секретная телефонная сеть, связывавшая все флотские штабы па полуострове и в Сицилии. О её эффективности говорит хотя бы тот факт, что зачастую итальянцы располагали самыми точными и полными сведениями, просто расшифровывая «на лету» радиосообщения англичан.



То, что чести итальянскому флоту не делает

Гораздо хуже обстояли дела с поставками топлива. Муссолини полагал, что война в Европе не может идти больше 3 месяцев. Исходя из этих расчетов, тех 1 800 000 тонн нефти которыми страна располагала к началу войны, хватало с избытком, учитывая, что в месяц флот тратил «всего» 200 000 тонн. Очень скоро итальянцы поплатились за беспечность. Уже к 1943 года флот мог тратить в месяц всего… 24 000 тонны нефти!

Из построенных и ещё только строившихся судов, ни одно не имело радара (экспериментальные установки малой мощности появились к концу войны). Отмечалось плохое взаимодействие судов в ночное время, неудовлетворительность торпедных стрельб. Можно сказать, что итальянский флот немного «опоздал» ко Второй Мировой Войне – даже если бы война и началась в 42-м, двух оставшихся лет вряд ли хватило бы, чтобы из положения, отстающего выйти в лидеры.

Авианосцы - то, чего Италии чрезвычайно не хватало.

Авианосцы — то, чего Италии чрезвычайно не хватало. На снимке — недостроенный корус авианосца «Аквила», вид с носа

Флотская авиация, а вернее отсутствие таковой, было одной из самых больших ошибок Муссолини при подготовке к войне. После Первой Мировой войны флот самостоятельно занимался решением проблем взаимодействия кораблей и самолетов. Но в 1923 году, когда были созданы итальянские ВВС, флоту приказали прекратить все работы в области авиации, провозгласив лозунг «независимая воздушная война по своим собственным законам»!

Тот же "Аквила" с кормы. К выходу Италии из войны, его готовность составляла 80%

Тот же «Аквила» с кормы. К выходу Италии из войны, его готовность составляла 80%, вид с кормы

Муссолини был согласен с новой доктриной — самолеты ВВС, действуя с береговых баз, сами превосходно справятся с любыми задачами морской войны. Авианосцы и прочее – выдумки англичан, ненужные на Средиземном море…

Только 1941 году он переменил мнение и отдал приказ срочно переоборудовать два больших лайнера в авианосцы, однако это решение, как и многие другие, просто опоздало.


Источник: компиляция по книге Марка-Антонио Брагадина, Битва за Средиземное море.  Взгляд побежденных