В эпоху парусников, никто в целом и занимался всерьез вопросами маскировки своих судов. В лучшем случае их окраска способствовала различению кораблей на расстоянии по принципу «свой-чужой». Малая скорость хода, несовершенство прицельных приспособлений и недальнобойность морских орудий делали маскировку в общем-то делом ненужным. В крайнем случае, для ночных рейдов закрашивали паруса, однако все это было эпизодически, редко и никакой системности не имело.
Содержание
Развитие защитной окраски кораблей
Во времена Крымской войны, в 1854 г., в целях достижения скрытности русских канонерских лодок на Балтийском море, их стали красить в серо-голубой цвет, приближающийся к цвету шхер. Это был первый известный случай организованной маскировки кораблей. Вскоре этот метод переняли и англичане.
Маскировочная окраска применялась на русском флоте и во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Действовавшие против турок миноноски «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Сухум-Кале» были окрашены светло-зеленой краской под цвет морской воды. Однако полученному в результате этих войн опыту по маскировке кораблей значения придано не было, и он вскоре был забыт.
Только этим можно объяснить, что во время русско-японской войны 1904— 1905 гг. русские корабли были окрашены в черный цвет и имели высокие желтые трубы. Такая окраска прекрасно различалась на большом расстоянии и, бесспорно, сыграла отрицательную роль в Цусимском сражении. Японцы же, отлично учитывая фактор видимости, окрасили свой корабли в тёмно-серый цвет, близкий к цвету морской воды в тех районах.
До наших дней сохранились приказы адмирала Степана Осиповича Макарова, в которых он отмечает роль окраски кораблей и требует их маскировки. Когда японцы заняли Высокую гору в Порт-Артуре и получили возможность наблюдать внутренний рейд, то именно благодаря влиянию адмирала Макарова корабли, стоявшие на рейде, были окрашены в зеленовато-серый цвет. В то же время во владивостокском отряде крейсера еще раньше были окрашены в темный зеленовато-серый цвет, а миноносцы — под цвет песчаного побережья, возле которого они стояли.
Русскому флоту принадлежит также приоритет в применении неравномерной защитной окраски кораблей — более темной окраски корпуса и более светлой надстроек и труб. Этот способ применяется теперь на всех флотах для окраски кораблей в мирное время. В русском флоте такая окраска была введена еще в 1912 г. циркуляром штаба командующего Балтийским флотом.
В иностранных флотах также постепенно стали переходить на защитную окраску кораблей, — в германском флоте в конце XIX века, во французском, итальянском и австрийском в период 1908—1910 гг. Английские корабли вплоть до 1914 г. сохраняли окраску корпусов в черный цвет, а надстроек в коричневатый, и только в 1914 г. англичане перекрасили крейсера и линейные корабли в тёмно-серый цвет, а остальные корабли — в черный.
Таким образом, к Первой Мировой войне 1914—1918 гг. на всех флотах мира установилась окраска боевых кораблей в серые тона. Такая окраска преследовала цель уменьшить видимость кораблей при ведении артиллерийского боя.
Камуфляж кораблей
Следующим крупным шагом в морской маскировке было введение камуфляжа кораблей. Причиной его появления явилось применение подводных лодок, способных незаметно подойти на близкое расстояние к кораблю для нанесения торпедного удара. Следовательно, надо было искать способы затруднить противнику ведение торпедных атак.
Идея камуфляжа заключалась уже не в уменьшении видимости кораблей, что не дало бы результатов на малых дистанциях боевых столкновений, а в искажении вида корабля и элементов его движения (курсового угла, скорости, дистанции до него), знание которых необходимо для расчета торпедной атаки.
Весной 1915 г. севастопольский художник Шпажинский предложил русскому морскому ведомству особую раскраску кораблей, которую он назвал «иллюзорной». По идее Шпажинского такая окраска должна была затруднить оценку дистанции корабля. Тогда же по его методу были окрашены старый броненосец Черноморского флота «Синоп» и несколько позднее, на Балтийском флоте, крейсера «Кондор» и «Беркут». Окраска имела характер правильных чередующихся в шахматном порядке светлых и темных пятен, прямых полос, треугольников и т. д.
Поставленной задачи, «камуфляж Шпажинского» не решал — правильность чередования пятен, как показала практика, совершенно не затрудняла наблюдения и флот её не принял.
В 1916 г. к методу Шпажинского возвращались несколько раз, но особых результатов добиться не удавалось, в результате чего всю войну русский флот камуфляжа не имел.
В 1917 г. в Англии под влиянием развернутой немцами неограниченной подводной войны были начаты работы по камуфляжу кораблей. Новые предложения были довольно примитивны. Например, на корабле накрашивались линии, имитирующей морские Волны.
Во второй половине 1917 г. нашли широкое применение предложения лейтенанта морского резерва художника Нормана Вилькинсона, который поставил целью своих окрасок искажение курсового угла. Резкие контрасты и сильно искажающие пятна этих окрасок были хорошо видны на далеком расстоянии, но крайне затрудняли определение курса корабля, и вскоре камуфляж по системе Вилькинсона был распространен на весь торговый флот, а затем и на английские боевые корабли.
К сожалению, эффект камуфляжа Вилкинсона был обоюдоострым — хотя курс корабля определить было действительно проблематично, однако заметить расцвеченное яркими полосами судно не составляло теперь никакого труда.
К концу Первой мировой родился компромисс — на кораблях стали применять краски защитных тонов, но узор наносили так, что при наблюдении за ним, контуры надстроек корпуса, орудийных башен и всего силуэта искажались. Эту схему корабельной маскировки приняли повсеместно и с той или иной вариацией, продолжают использовать до наших дней.
В межвоенный период с 1918 по 1937 г.г. интерес к камуфляжу понизился, корабли были вновь окрашены одноцветной серой краской, и создавалось впечатление, что с окончанием войны камуфляжем кораблей более не занимаются. Однако на самом деле почти во всех флотах велась дальнейшая разработка вопросов морской маскировки. В нашей стране в период 1930—1940 гг. работа по исследованию маскировочного окрашивания проводилась в Научно-исследовательском институте вычислительных комплексов (НИИВК), где существовала специальная маскировочная группа, и одновременно с этим велись опыты на флоте.
Результаты работы над вопросами маскировки дали себя знать с началом второй мировой войны. В 1939 г. камуфляж был сразу же введен на флотах всех воюющих стран. Более того, методы его были серьезно изменены и приобрели характер универсального решения задачи искажения элементов движения корабля и понижения его видимости на дальнем расстоянии.
Мощный толчок вопросы корабельной маскировки получили с началом Второй мировой войны. В Советском Союзе, например, к вопросам изучения маскировке кораблей привлекли огромное количество специалистов из смежных областей — художников, светотехников, оптиков. Все это дало результаты, позволившие вывести морской камуфляж на новый уровень.
Строго говоря, к началу Второй Мировой войны, корабельная маскировка итак была уже довольно хорошо изучена, кроме того, имелся и богатый фактический материал. Но дальнейшее развитие цветовой и световой маскировки было необходимо, главным образом, уже скорее не изобретением каких-то принципиально новых схем и расцветок, а нахождением оптимальных пропорций среди уже имеющихся наработок.
Учитывая, что мы до сих пор пользуемся плодами научных изысканий тех лет, можно с уверенностью утверждать, что свою задачу ученые выполнили.
Другие методы маскировки кораблей
Кроме маскировки кораблей окрашиванием, уже в войну 1914—1918 гг. делались попытки маскировать их и другими техническими средствами, среди которых большое распространение получила декоративная маскировка кораблей. К ее приемам относились: установка на кораблях фальшивых труб и мачт, изменение силуэта корабля с помощью фальшбортов и ложных надстроек и т. д.
В Великой Отечественной и второй мировой войнах декоративной маскировкой пользовались для укрытия кораблей, стоящих у берега.
Первое применение дымовой маскировки кораблей относится ещё к гражданской войне 1862 г. в Америке. Для получения дымовых завес в корабельных топках жгли содержащее много смолы дерево, от неполного сгорания которого получалась черная дымовая завеса. Под прикрытием таких завес флоту южан удавалось прорывать блокаду и отрываться от противника.
Использование дымовых завес для маскировки кораблей привлекло внимание флотов различных стран. В войне 1914—1918 гг. этот вид маскировки применялся уже достаточно широко посредством созданной специальной дымовой аппаратуры. Исследования показали, что черные дымовые завесы за счет неполного сгорания топлива имеют недостаточные маскирующие свойства и недостаточную стабильность. Это заставило перейти к применению белого тумана, образуемого взаимодействием хлорсульфоновой кислоты и серного ангидрида с влагой воздуха.
После окончания первой мировой войны на всех флотах продолжалась серьезная работа по усовершенствованию дымообразующих веществ и дымовой аппаратуры. В частности, велись работы по применению дымовых завес морской авиацией с целью прикрытия кораблей.
• Справочник ВМФ •
Источник: Компиляция по книге «Видимость и маскировка кораблей».1949 (Левитин И. Б), а также материалам открытых источников сети интернет