Сайт рекомендован для аудитории 16+

Гибель авианосца «Лексингтон» 8 мая 1942 года



Японские и американские авианосные соединения накануне сражения в Коралловом море

В конце апреля 1942 года, для участия в операциях по захвату Новой Гвинеи, на японскую базу ВМФ Трук на Каролинских островах прибыли авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» из авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Вместе с легким авианосцем «Сёхо» они должны были обеспечить прикрытие сил вторжения в порт Морсби.

На двух ударных японских авианосцах имелось 42 истребителя «Зеро», 41 пикировщик «Вэл» и 42 торпедоносца «Кейт», а на «Сёхо» — 12 «зеро» и 9 «кейтов». Эти корабли вместе с 7 тяжелыми и 3 легкими крейсерами, гидроавиатранспортом «Камикава-Мару» (8 гидросамолетов типа Е8М2) и 13 эсминцами вышли в море 30 апреля 1942 г., ещё не зная, что их намерения уже известны американцам, сумевшим ранее расшифровать японские секретные коды.

Авианосец «Ленгсингтон» типа «Саратога» в Сан-Диего, октябрь 1941 г.

Авианосец «Ленгсингтон» типа «Саратога» в Сан-Диего, октябрь 1941 г.

По приказу адмирала Честера Нимитца соединение ТР1 во главе с авианосцем «Лексингтон» (флаг контр-адмирала О.Фитч) 1 мая присоединилось у острова Эспириту Санто к соединению ТР17 контр-адмирала Ф.Флетчера, державшего флаг на авианосце «Йорктаун». В ангарах обоих американских авианосцев насчитывалось 42 истребителя, 74 пикирующих бомбардировщика и 25 торпедоносцев. Силы прикрытия состояли из 7 тяжелых крейсеров, 1 легкого крейсера и 13 эсминцев.

Спустя сутки соединения разошлись, осуществляя раздельный поиск противника.

4 мая 1942 г. самолеты с «Йорктауна» нанесли три удара по силам вторжения, сосредоточенным в порту Тулаги, потопив четыре десантные баржи, три тральщика и тяжело повредив минный заградитель и эсминец. На рассвете следующего дня американские соединения снова встретились в 400 милях к югу от Тулаги. Фитч ничего не знал о планах Флетчера и нашел его чисто случайно, сначала наткнувшись на танкер «Неошо», который был прикреплен к соединению ТР17. Более суток корабли производили дозаправку топливом под прикрытием авиации «Лексингтон», посланной в поиск на север и запад. Одна из этих групп, состоявшая из пикировщиков «Дуглас-Донтлесс», утром 6 мая прошла всего в 20 милях от японских ударных авианосцев, но, не имея радара, не смогла их обнаружить.

Только к концу дня благодаря базовым самолетам-разведчикам противники узнали о присутствии друг друга. Японские транспорты получили приказ приостановить продвижение до окончания битвы авианосцев. Охотившийся за ними контр-адмирал Флетчер повел свои объединенные силы на запад, чтобы на рассвете нанести удар. Только танкер «Неошо» в сопровождении эсминца остался далеко позади.

Битва авианосцев

Утром 7 мая 1942 г. посланные на разведку пикирующие бомбардировщики с «Йорктауна» донесли об обнаружении двух авианосцев и четырех тяжелых крейсеров в 260 милях к северо-западу. С обоих авианосцев сразу же поднялись в воздух ударные авиагруппы. Тем временем выяснилось и положение авианосца «Сёхо», действующий отдельно от двух других японских кораблей. Как водится, обнаружили его чисто случайно, в 10.30, когда он, развернувшись против ветра, уже готовил старт своих самолетов.



Прорвав заслон истребителей, первые три пикирующих бомбардировщика SBD-2 с «Лексингтона», ведомые командиром авиагруппы капитаном 2 ранга У.Олтом, добились близкого разрыва бомбы у борта «Сёхо», с палубы которого сбросило в воду сразу пять торпедоносцев. Затем в атаку вышли еще 25 SBD-2, 12 ТВD-1 и 10 F4F-3.

Взлет «Донтлессов» с авианосца «Йорктаун»

Взлет «Донтлессов» с авианосца «Йорктаун»

По японским данным, «Сёхо» в этой атаке повреждений не получил. Но когда спустя 15 минут удар нанесли 23 бомбардировщика и 10 торпедоносцев с «Йорктаун», он после попадания примерно 13 454-кг бомб и 7 торпед в течение десяти минут исчез с поверхности воды. Потери американцев составили всего 3 самолета.

Тем временем самолеты с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» топили танкер «Неошо» и эсминец, приняв их за авианосец и крейсер. Вечером одну из их групп, вылетевшую на поиск «других авианосцев», на обратном пути перехватили американские «уайлдкэты». Ценой гибели двух своих машин они сбили 9 «кейтов» и 1 «вэл».

8 мая начались взаимные атаки, в которых первыми преуспели самолеты с «Йорктаун», поразившие двумя бомбами «Сёкаку», повредив полетную палубу и лишив того возможности выпускать свою авиацию. Авиагруппе «Лексингтон» не повезло — она не смогла обнаружить противника в расчетное время. Поскольку большинство ее пикировщиков, участвовавших утром в разведке, не успели принять полный запас топлива, то число самолетов, продолживших поиск,сократилось с 24 до 4 SBD и с 12 до 11 ТВD, прикрываемых шестью истребителями. Вскоре они обнаружили горящий «Сёкаку» и поразили его одной бомбой, а все торпеды снова прошли мимо.

В 10.55, за две минуты до начала первой атаки «Сёкаку», радар «Лексингтон» обнаружил в 80 милях приближающиеся 33 «вэла», 18 «кейтов» и 18 «зеро». Восемь истребителей воздушного патруля уже испытывали нехватку топлива и не смогли заблаговременно перехватить противника. Однако в воздухе находилось 23 самолета SBD, возвращающихся из противолодочного патруля и разведки. Они и образовали основную ПВО на малых высотах. Оба американских авианосца и корабли сопровождения приготовились к независимому маневрированию.

Горящий «Ленгсингтон» после атаки японских бомбардировщиков и торпедоносцев

Горящий «Ленгсингтон» после атаки японских бомбардировщиков и торпедоносцев

Авианосец «Легсингтон» под атакой

Атака началась в 11.18, «донтлессы» сбили два «кейта» еще до выпуска ими торпед, но затем их сковали боем японские истребители. Из оставшихся торпедоносцев шесть атаковали «Лексингтон» с двух сторон. Здесь и сказались недостаточная маневренность огромного корабля и слабость его зенитных средств. Одна за другой две торпеды попали в его левый борт — в носовую часть и под надстройку. Один «кейт» сбили зенитки. Пользуясь отсутствием на средних высотах американских самолетов и концентрацией огня на торпедоносцах, японские пикировщики вышли в атаку, почти не встречая сопротивления.

Они добились двух прямых попаданий 60-кг бомбами в «Лексингтон»: в кранец готового боезапаса левой носовой 127- мм батареи и дымовую трубу. Несколько близких разрывов у бортов вызвали деформацию и разрушение обшивки подводной части корпуса. В конце атаки «донтлессы» сбили еще два «кейта», несколько самолетов уничтожили истребители, а всего над американским соединением их погибло не менее 20.

После попадания торпед «Лексингтон» получил крен на левый борт в 7 градусов, который вскоре исправили контрзатоплением. Скорость упала до 20 узлов. В трех местах возникли пожары, не представлявшие сначала большой опасности. Но от сильных ударов корпус корабля сильно «повело», из-за чего самолетоподъемники заклинило в верхнем положении, а в цистернах с авиабензином появились течи. В замкнутом пространстве огромного ангара, несмотря на непрерывную работу всех вентиляторов, концентрация паров бензина стала угрожающе расти.

«Лексингтон» был «ранен», причем весьма серьезно.

Несмотря на то, что за живучесть корабля шла яростная битва, спустя полтора часа после начала боя (в 12.47) на корабле произошел взрыв в ангарной палубе, причиной которого стала искра от одного из генераторов.

Это вызвало цепочку взрывов боезапаса и как следствие сильные пожары охватившие громадные пространства внутри корабля. Так как авианосец представляет собой не только плавучий аэродром, но и плавучий склад боеприпасов и топлива, сбить огонь не удавалось. Сыграли свою роль и старые слои краски, которые за 15-летний срок службы ни разу не соскабливались.

Тем не менее гибнущий «Лексингтон» продолжал принимать свои самолеты (между 13.00 и 13.45 на него сели 6 F4F-3, 23 SBD, 10 ТВD) и даже поднял в воздух истребители патруля ПВО. Но в 14.45 последовал новый взрыв паров бензина, и через полчаса авианосец прекратил все взлетно-посадочные работы, запросив «Йорктаун» принять его самолеты.

В районе главного командного поста начались большие пожары, связь с ним прервалась, прекратилась подача электроэнергии, вышла из строя большая часть противопожарного оборудования. Аварийным партиям приходилось протягивать с носа и кормы длинные шланги, в которых с трудом удавалось поддерживать напор воды. Огонь на корабле продолжал распространяться, взрывы участились, полетная палуба местами накалилась докрасна. Сильно нагрелась носовая переборка машинного отделения, из-за чего носовое, а затем и кормовые машинные отделения пришлось покинуть.

Примерно в 16.00 новый взрыв разворотил полетную палубу, и спустя полчаса корабль потерял ход.

Члены команды гибнущего авианосца «Ленгсингтон» прыгают за борт с горящей палубы корабля

Члены команды гибнущего авианосца «Ленгсингтон» прыгают за борт с горящей палубы корабля

Гибель авианосца «Легсингтон»

Все это время командир авианосца находился на мостике, а старший помощник руководил борьбой за живучесть на местах, подбадривая личный состав, работавший уже при свете ручных фонарей. После падения давления в пожарной магистрали к борту «Лексингтон» подошли эсминцы, пытаясь тушить пожары своими маломощными средствами. Но к 17.00, когда пожар распространился уже по всему кораблю, создалась угроза взрыва погребов с бомбами и торпедами. Всех раненых уже эвакуировали, и в 17.07 оставшимся аварийным партиям был отдан приказ оставить корабль. К заходу солнца эсминцы сняли с «Лексингтон» 2735 человек. Потери составКапитан 1 ранга Ф.Шерман покинул корабль последним…

Вскоре в средней части авианосца произошел взрыв погреба с торпедами, но только после 20 часов, получив еще 4 торпеды с эсминца «Фелпс», «Лексингтон» начал медленно погружаться в воду. Тонул он без крена и дифферента. Последний взрыв погребов произошел, когда над палубой уже начали смыкаться волны. Всего с кораблем погибло и пропало без вести 216 человек и 36 самолетов. Девятнадцать самолетов, принятых на палубу «Йорктаун», вместе с другими уцелевшими экипажами авиагруппы СVG-2 пополнили авиагруппу СVG-5 «Йорктауна», которая также потеряла 30 машин.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе по изданию «Авианосцы типа «Лексингтон» С.Сулига, «Морская коллекция» №5 за 1995 г.