Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель танков «Ягдтигр» (Jagdtiger Sd.Kfz.186)



Характеристики истребителя танков «Ягдтигр»

Истребитель танков «Ягдтигр» (Jagdtiger Sd.Kfz.186)
Страна: Германия
Тип: Истребитель танков (САУ)
Дата выпуска: 1944 г.
Длинна: 7,8 м (по корпусу) 10,65 м (с пушкой) по модели Хеншеля
Ширина: 3,63 м
Высота: 2,95 м
Броня, лоб: 250 мм
Броня, борт: 80 мм
Броня, башня: Нет башни
Экипаж: 6 человек
Двигатель: бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель, 700 л.с.
Дальность хода: 170 км (по шоссе)
Максимальная скорость: 38 км/ч
Масса:75,2 тонн
Вооружение:128-мм нарезное орудие KwK 44 с длиной ствола 55 калибров (40 выстрелов) , 1× 7,92-мм пулемет MG-34, 1х 92-мм гранатомёт.

История создания «Ягдтигра»

Почти одновременно с началом проектирования тяжелого танка «Тигр II», по личному распоряжению Гитлера была начата разработка мощного САУ — истребителя танков, вооруженного 128-мм орудием высокой баллистики. Шасси самоходки не мудрствуя лукаво взяли от того же «Тигра II».

20 октября 1943 года деревянный макет нового штурмового орудия был представлен Гитлеру и привел его в полный восторг. Сразу же, еще до сооружения прототипа и испытаний, последовал заказ на 100 машин этого типа, получивших название «Ягдпанцер VI», а впоследствии — «Панцерягер Тигр» или коротко: «Ягдтигр».

Как было принято в «тигриной семье», «Ягдтигр» делали одновременно «Хеншель» и «Порше», прототипы которых использовали один корпус, но разную конструкцию ходовой части. Вопреки обыкновению, вперед вырвался «Порше», выкативший самоходку раньше чем конкурент (февраль 1944 г.), к тому же более легкую и простую в производстве. Однако «Хеншель» использовал все связи и… в серию пошел именно их вариант истребителя танков, наследовавший все недостатки ещё весьма «сырого» «Тигра II».

Чертеж истребителя танков "Ягдтигр"

Чертеж истребителя танков «Ягдтигр»

Производство «Ягдтигра» должно было начаться практически сразу за приемкой машины, однако заводы «Хеншель» и «Нибелунгенверк» были перегружены текущими заказами, к тому же находились под постоянной бомбежкой. Не смотря на это, к концу февраля 1944 года было изготовлено 12 «Ягдтигров». Как выяснилось позже, это был практически максимум возможностей немецкой промышленности — всего до конца войны (то есть чуть больше года) удалось выпустить всего 70 «Ягдтигров» с подвеской Хеншеля и ещё 11 с подвеской Порше.

Боевое использование «Ягдтигра»

В марте 1944 г. «Ягдтигры» поступили на вооружение 512-го батальона тяжелых самоходных орудий майора Шерфа. 1-я рота батальона был направлен на Западный фронт и приняла первый бой 10 марта у Ремагенского моста, нанеся тяжелый урон союзникам и произведя ошеломляющий эффект — немецкие САУ подвигали танки противника с дистанции 2,5 км!

«Ягдтигров» было мало, поэтому напрасно ими не рисковали — огонь истребители танков вели почти всегда с замаскированных позиций, а перемещения осуществлялись только по ночам. Тем не менее, оказать какое-то серьезное влияние на ход боевых действий САУ уже не могла — в апреле 1945 года остатки 512-го батальона сдались американским войскам.

На восточном фронте «Ягдтигр» участвовал в обороне Вены, а также боях в южной Германии. Как и на западе, машины показали себя как весьма грозное оружие, но строго оборонительное — для наступления «Ягдтигр» был совершенно не приспособлен, был малоподвижен (что несколько сглаживалось тяжелой броней), почти не транспортабелен, и капризен в обслуживании и ремонте.



Истребитель танков "Ягдтигр"

Истребитель танков «Ягдтигр»

Особенности конструкции «Ягдтигра»

Конструктивно «Ягдтигр» мало отличался от «Тигра II». По сравнению с ним экипаж был увеличен до 6 человек экипаж (+1 заряжающий). Посадка экипажа осуществлялась через два люка над отделением управления, через люк в крыше боевой рубки и бронедверцу в ее задней стенке. Корпус машины удлинен на 25 см по сравнению с базовой машиной. В центре его размещалась бронированная надстройка, объединенная с поверхности борта.

Истребитель танков "Ягдтигр"

Истребитель танков «Ягдтигр», вид с правого борта

Верхняя лобовая деталь корпуса имела 150-мм толщину по нормали и склонялась на 45 градусов, борт корпуса и рубки — 80 мм под 25-градусным наклоном. Лобовая броня надстройки 250-мм толщины не пробивалась ни одним из орудий союзников на всех дистанциях боя. Днище и крыша — 40-мм толщины. При всей этой толщине, шел уже 1944 год, и стали «благородных» марок катастрофически не хватало, поэтому броня «Ягдтигра» была не самого высокого качества.

128-мм нарезное орудие KwK 44 с длиной ствола 55 калибров, по баллистике идентичное полевому противотанковому орудию РаК 44 (без дульного тормоза). По мощности это была лучшая пушка из выпускавшихся в мире, однако её вес (4 тонны!) и габариты полностью исключали установку в башне танка. Разумеется бронепробиваемость этого орудия позволяла бороться с любой бронированной техникой союзников.

Ходовая часть машин с подвеской «Хеншель» повторяла таковую у «Тигра II». На каждый борт приходилось 18 опорных катков, размещенных попарно в шахматном порядке. Тип подвески — торсионный. Эта ходовая часть обеспечивала высокую плавность хода, но являлась сложной как в изготовлении, так и в ремонте и эксплуатации.

Истребитель танков "Ягдтигр"

Истребитель танков «Ягдтигр»

На машинах, выпущенных «Нибелунгенверке» с подвеской Порше, ходовая часть имела много общего с «Фердинандом»: 8 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами, сгруппированных в 4 тележки, каждая из которых подвешивалась на своем торсионе — не слишком мягкая при езде, она весила в 2 раза меньше, чем у конкурентов.

«Ягдтигр» был оснащен радиостанцией FuG 5, электрогенератором Bosch GTLN 700/12-1500 L1 и двумя подрывными зарядами на случай самоликвидации.


Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет