Сайт рекомендован для аудитории 16+

Эволюция немецкого танка PzKpfw III



танк PzKpfw III

PzKpfw III, PzIII, «трешка», средний немецкий танк. Появившийся в переходный период, в середины тридцатых годов 20 века, он не был ни лучшим, ни даже просто хорошим танком. Принятая на вооружение только с 4-й модификации, эта машина имела слишком слабые броню и пушку, однако во многом стала своеобразной «полевой лабораторией» на базе которой испытывались и обкатывались многие идеи немецкого танкостроения.

Нулевая серия

Вооружение Pz III Ausf А, состояло из 37-мм пушки KwK L/46,5 и трех пулеметов — причем два спаренных MG-34 располагались в башне, а третий — в корпусе. Конструкция корпуса и башни в целом повторяла другие немецкие танки, то конструкция шасси имела ряд существенных отличий от предыдущих моделей.

танк Pz III Ausf А

Танк Pz III Ausf А первой серии

 

Ходовая часть (по каждому борту) состояла из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра, в передней части корпуса находились литые ведущие колеса, а в задней — направляющие колеса (ленивцы) с механизмом натяжения гусеницы. Сверху гусеница лежала на двух поддерживающих катках.

Двигатель «Майбах» HL 108 TR позволял 15,4-тонному танку развивать скорость до 32 км/ч. Толщина брони не превышала 15 мм (противопульная).

В том же 1936 г. эти танки были переданы на войсковые испытания в 1-ю, 2-ю и 3-ю танковые дивизии, и забракованы как не отвечающие требованиям армии.



Вторая попытка

Вторая опытная партия состояла из 15 единиц и была произведена «Даймлер-Бенц» в 1937 г.

танк Pz III Ausf B

Pz III Ausf B

Эти танки получили обозначение 2/ZW, или PzKpfw III В. Они имели совершенно новую подвеску, состоявшую на сей раз из 8 сдвоенных маленьких опорных катков на борт, сгруппированных по два в тележки, подрессоренные двумя полуэллиптическими рессорами. Число поддерживающих катков увеличилось до трех.

Новая ходовая часть позволила танку развивать большую скорость — до 35 км/ч. Как и танки Ausf А, Ausf Bпрошли испытания в боевых условиях во время вторжения в Польшу, но уже на следующий год, в 1940 г., переданы в учебные части.

Третий блин.

Следующая экспериментальная серия называлась 3/ZW, или PzKpfw III С и также состояла из 15 машин. Здесь конструкторы доработали подвеску, восемь опорных катков которой были сблокированы попарно в четыре тележки, каждая из которых подвешивалась на трех листовых полуэллиптических рессорах. Первая и последняя тележки имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья — одну общую длинную рессору.

танк PzKpfw III С

танк PzKpfw III С

Ещё была изменена конструкция системы выхлопа, и устройства планетарных механизмов поворота, но и эта модель испытаний не прошла, не дождавшись даже близкой войны с Францией.

Кажется у нас начало получаться!

Четвертая экспериментальная партия танков с литерой Ausf D (3b/ZW) состояла уже из 30 единиц и вновь отличалась от предыдущей некоторым улучшением подвески. Малые рессоры первой и последней тележек были установлены с некоторым наклоном, что позволило немного поднять их эффективность при движении по бездорожью, а также несколько увеличить их ресурс.

танк PzKpfw III D

танк PzKpfw III D

На этот раз конструкторы озаботились защитой экипажа, доведя броню корпуса и башни до 30 мм. В 1938 г. эти танки поступили в войска, успели отметится в Польше в 1939 г., но затем в основной массе также перешли из разряда боевых единиц в разряд учебных пособий.

Рождение Pz III

Первой моделью танка PzIII в полной мере претендующего на запуск в серию, стал PzKpfw III E.

Танк PzKpfw III E

Танк PzKpfw III E

Выпущено было 96 боевых машин этой модификации, с более мощным двигателем «Майбах» HI-120 TR и улучшенной конструкцией ходовой
части с шестью обрезиненными опорными катками с торсионной подвеской и новую коробку передач «Вариорекс» SRG 328-145.

Изменилась конструкция шаровой установки курсового пулемета MG-34, а входные люки, расположенные по бортам башни, стали двухстворчатыми. Благодаря этим изменениям боевая масса нового танка достигла 19,5 тонны.

В сентябре 1939 г. после войсковых испытаний танк PzKpfw III был окончательно одобрен и рекомендован в серийное производство. В это же время инспекторам из Управления вооружения сухопутных войск пришлось убедиться, что сомнения Гудериана относительно 37-мм пушки полностью оправдались — это орудие оказалось слишком слабым для борьбы с тяжелыми танками противника.

Пришлось в срочном порядке переходить на оснащение «троек» 50-мм орудиями, пожертвовав третьим пулеметом. Поскольку создание крупнокалиберной танковой пушки потребовало определенного времени, первые танки PzKpfw III Ausf F продолжали оснащаться 37-мм пушками, и лишь последняя сотня из 435 боевых машин оказалась вооружена 50-мм орудиями 5-см KwK 38 L/42.

Танк PzKpfw III Ausf F

Танк PzKpfw III Ausf F

Одновременно с этим, семь крупных танкостроительных предприятий — МАН, «Даймлер-Бенц», «Алькетт», «Хеншель», «Вегманн», МНХ, МИАГ получают правительственный заказ на производство 600 танков уже следующей модификации — PzKpfw III Ausf G.

PzKpfw III Ausf G

PzKpfw III Ausf G

На этих танках толщина кормовой брони достигла 30 мм, а более поздние экземпляры снабжались дополнительной командирской башенкой, однотипной с башенкой среднего танка PzKpfw IV.

PzKpfw III Ausf H

В октябре 1940 г. разворачивается серийное производство Pz III Ausf H. Эти танки имели усовершенствованную конструкцию башни с усиленной броневой защитой, но это привело к увеличению веса танка, что, в свою очередь потребовало внесения изменений в трансмиссию.

Танк Pz III Ausf H

Танк Pz III Ausf H

 

Лобовая броня корпуса и подбашенной коробки танка была дополнительно усилена броневой плитой толщиной 30 мм, что сделало башню практически неуязвимой для вражеских орудий. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снарядов, который в войсках шутливо называли «сундуком Роммеля».

В связи с увеличением боевой массы танка до 21,6 тонны пришлось использовать более широкие гусеницы (400 мм, при том, что на PzKpfw III Ausf E-G ширина гусениц составляла 360 мм), а чтобы уменьшить их провисание, передний поддерживающий каток сместил и немного вперед. Среди других изменений можно отметить дополнительный угловой профиль, установленный у основания башни и защищавший ее от вражеских снарядов.

PzKpfw III Ausf J

Следующим серийным вариантом «тройки» стал танк PzKpfw III Ausf J (SdKfz 141/1). Всего произведено их было 266 штук за период 03.1941 г. по 07.1942 г.

танк PzKpfw III Ausf J

PzKpfw III Ausf J

Первоначально танки этой модификации вооружались орудием KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 г. на них, по личному распоряжению Адольфа Гитлера, стали устанавливать 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Таких усовершенствованных танков было произведено около 100 единиц. Новые «тройки» имели более мощную 50-мм броню, улучшенные системы наблюдения для водителя (смотровое устройство Fahrerschklappc 50 и бинокулярный перископ KFF 2) и новый тип установки башенного пулемета MG-34. Боевая масса нового танка составляла 21,5 тонны.

PzKpfw III Ausf L

Со второй половины 1942 г. начинается производство танков PzKpfw III Ausf L. В период с 06.1942 по 12.1942 было создано 650 этих танков. PzKpfw III Ausf L имел усиленное бронирование лба и корпуса, которые защищались дополнительными 20-мм бронелистами.

Танк PzKpfw III Ausf L

Танк PzKpfw III Ausf L

Кроме того, усилилось бронирование маски 50-мм танкового орудия KwK 39. Все эти изменения существенно отразились на массе танка, утяжелив его еще на 200 кг. Средние танки PzKpfw III Ausf L использовались для комплектования танковых полков мобильных дивизий СС «Адольф Гитлер», «Рейх», «Мертвая голова», а также элитной дивизии «Великая Германия».

PzKpfw III Ausf M

Последней версией Pz IIIс 50-мм пушкой KwK 39 стала Ausf М. Танки этой модели имели незначительные отличия от предыдущей модели и производились с 10.1942 г. по 02.1943 г.

Танк PzKpfw III Ausf M

Танк PzKpfw III Ausf M

Первоначальный заказ на этот танк составил 1000 единиц, но преимущества новых советских Т-34 были уже настолько очевидными, что заказ сократили до 250 единиц. Из этого числа, 100 новых «трешек», произведенных фирмой MIAG, пришлось в спешном порядке передавать под особый заказ заводу «Вегманн» для переделки в огнеметные танки и штурмовые орудия.

PzKpfw III Ausf N

Танки последней серийной модели PzIII получили обозначение штурмовой танк PzKpfw III Ausf N (SdKfz 141/2). Производство этих боевых машин началось в июне 1942 г., но даже подвергнувшись серьезной модернизации, они уже не отвечали требованиям времени. Тяжелый PzIV справлялся с ролью «универсального» танка вермахта лучше, и PzIIIпостепенно стал отходить на второй план, став вспомогательной боевой машиной.

Танк PzKpfw III Ausf N

Танк PzKpfw III Ausf N

PzKpfw III Ausf N был вооружен короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 L/24 (как на танках PzKpfw IV Ausf A-F1). Боевая масса достигла 23 тонн, всего их было выпущено 663 единицы.

Для того, чтоб было проще определиться с какой модификацией Pz III вы имеете дело, воспользуйтесь следующей схемой размещения катков:

катки PzKpfw III

Схема размещения катков ходовой части танков вермахта серии Pz III