Сайт рекомендован для аудитории 16+

Царь-танк (танк Лебеденко)



Характеристики Царь-танка

Царь-танк (танк Лебеденко)
Страна: Российская империя
Тип: Прототанк
Дата выпуска: 1915 г.
Длинна: 17,8 м
Ширина: 12 м
Высота: 9 м
Броня, лоб: 10 мм
Броня, борт: 10 мм
Броня, башня: 8 мм (крыша и днище)
Экипаж: 6 человек (по проекту)
Двигатель: 2 х 250 л.с.
Дальность хода: Нет сведений
Максимальная скорость: 17 км/ч (по проекту)
Масса:44 тонны
Вооружение:2 × 76,2-мм орудия и до 10 × 7,92-мм пулеметов Максим

Замысел новой боевой машины для прорыва германского фронта принадлежал начальнику секретной лаборатории Военного министерства Николая Лебеденко. За свои размеры боевая машина Лебеденко получила неофициальное прозвище «Царь-танк», быть может этому способствовало и то, что финансирование проекта одобрил лично император Николай II, которого очень впечатлил действующий макет будущей машины.

Всего на разработку и постройку машины ГВТУ и «Союзом городов» была потрачена огромная для того времени сумма в 210 000 рублей.

Конструкция и устройство царь-танка

Внешне этот прототанк напоминал многократно увеличенный орудийный лафет с двумя большими колесами впереди и одним поворотно-опорным роликом сзади. Каждое из передних колес приводилось в движение от самостоятельного двигателя. В создании машины были задействованы такие ученые, как Н. Жуковский, Б. Стечкин и инженер-моторостроитель А. Микулин.

А. Микулин вспоминал, как однажды его пригласил к себе сам Лебеденко и сказал: «Мне рекомендовал вас профессор Николай Егорович Жуковский как способного конструктора. Согласны ли вы разработать чертежи изобретенной мной машины? При помощи таких машин в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну…»

царь-танк (танк Лебеденко), вид сзади (комп. графика)

царь-танк (танк Лебеденко), вид сзади (комп. графика)

Микулин дал свое согласие. Н. Лебеденко так разъяснил ему свою идею: «Представляете ли вы себе колеса диаметром десять метров? Так вот, мы будем строить машину вроде трехколесного велосипеда с двумя большими, десятиметровыми колесами впереди. При сравнении с экипажем окажется, что если он может переехать через яму в 20 сантиметров, то колесо, имеющее в диаметре десять метров, может перекатиться через любой окоп, а небольшой дом будет раздавлен такими колесами и машиной весом около 60 тонн…»

Н. Жуковский вел расчет колес и привода к ним, а расчет конструкции выполнил профессор Стечкин. Особенность машины была в том, что от двигателя мощностью 200 л. с., снятого со сбитого «цеппелина», вращение передавалось на два автомобильных колеса, плотно прижатых к ведущему колесу машины. Благодаря трению автомобильные колеса с резиновыми шинами приводили во вращение ведущее колесо.

Постройка прототипа и его дальнейшая судьба

Постройка машины велась в глубокой тайне, работы производились сначала на площадке манежа в Хамовниках в Москве, а затем на поляне в лесу близ города Дмитрова (станция Орудьево). Осенью машина была построена. Она имела колеса диаметром 9 метров и массу в 40 тонн. При испытаниях она двинулась вперед, свалила стоявшее перед ней огромное дерево и завязла задним катком в грунте.



А это уже вполне реальный экземпляр "Царь-Танка", единственный, и до наших дней не дошедший

А это уже вполне реальный экземпляр «Царь-Танка», единственный, и до наших дней не дошедший

Стало ясно, что для продолжения испытаний необходимо увеличить диаметр заднего колеса. Однако техническая комиссия, наблюдавшая за постройкой, отказалась отпустить дополнительные средства, тем более, что размеры машины предполагали ее большую уязвимость от артиллерийского огня противника… Меньше чем через год, разразилась Февральская революция, и о проекте «Царь-Танка» пришлось забыть.

Уже построенная машина так и осталась стоять на месте испытаний, в лесу, пока в 1923 году не была разобрана на  металлолом.

Источник: компиляция по книге М.Свирина «История советского танка»