Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель J2M3 «Raiden» (Япония)



«Краткая справка: Японский истребитель-перехватчик J2M3 «Raiden» образца 1942 года. Боевое применение, характеристики и конструкция самолета»

Японский истребитель-перехватчик времен Второй Мировой войны, «Рейден» J2M3.

Японский истребитель-перехватчик времен Второй Мировой войны, «Рейден» J2M3.

История создания истребителя-перехватчика J2M1 «Raiden»

J2M1- Перехватчик для японских ВВС

Японские ВВС перед Второй Мировой войной делали ставку на высокоманевренные истребители, способные совершать глубокие рейды, и наносить поражения противнику на его территории. Однако Дзиро Хорикоши — известный японский авиаконструктор (в том числе конструктор истребителя «A6M Зеро») придерживался точки зрения, что неплохо было бы иметь на вооружении и самолет другого типа — скоростной и скороподъемный. Перехватчик, другими словами.

Однако одержимой идеей войны на чужой территории японской военной знати, перехватчик был не нужен. Тем не менее, хотя и поздно, но требования к такому самолету были выданы, произошло это в сентябре 1939 г.

Техзадание 14-Си предусматривало создание самолета с максимальной скоростью 600 км/ч на высоте 6000 м и временем набора высоты 5000 м за 5,5 мин. При этом посадочная скорость ограничивалась 130 км/ч, а взлетная дистанция без встречного ветра 300 метрами. Продолжительность полета на полном газу должна была быть не менее 45 мин. Вооружение планировалось по образцу истребителя А6М2, и впервые флот потребовал установку бронеспинки в кабине пилота. Спецификации вообще не упоминали о маневренности, а выбор двигателя оставался на усмотрение Хорикоши.

Прототип «Рейдена», один из первых японских истребителей-перехватчиков типа J2

Прототип «Рейдена», один из первых японских истребителей-перехватчиков типа J2

В воздух будущий J2 «Raiden» (под обозначением J2M1) поднялся 20 марта 1942 г под управлением пилота-испытателя Мицубиси Кацузо Симо, но испытания не удались из-за проблем со стойками шасси. Позже, список проблем только расширился, пилоты ругали плохой обзор из-под низкого фонаря кабины, механизм изменения шага винта был ненадежным, скорость и скороподъемность оказались ниже задания, а обзор был признан недостаточным.



Дзиро Хорикоши было над чем задуматься.

Рождение истребителя J2M2 «Raiden»

Четвертый прототип перехватчика J2M1 был подвергнут радикальной переработке. Хорикоши решил буквально начать с нуля и выбрал в качестве силовой установки двигатель воздушного охлаждения Мицубиси «Касей 13» мощностью 1430 л.с. «Касей» был не только мощным, но и весьма габаритным двигателем, из-за чего у самолета получался весьма крупный «нос» и плохой обзор вперед. Эту проблему удалось решить за счет винта приводящегося в движение через длинный вал, что позволило сократить сечение капота, однако потребовало установки специального вентилятора для охлаждения двигателя.

Крыло получило тонкий ламинарный профиль и боевые закрылки, улучшившие маневренность. Для снижения лобового сопротивления кабина пилота получила приземистый фонарь с широким плоским лобовым стеклом.

Прототип «Рейдена» J2M3 - наиболее массового из выпущенных вариантов истребителя-перехватчика

Прототип «Рейдена» J2M3 — наиболее массового из выпущенных вариантов истребителя-перехватчика

Из-за проблем с охлаждением двигателя (и тем, что приоритет в производстве был отдан истребителю А6М), доводка J2M1 затянулась до февраля 1942 г. В итоге от «Касей 13» (вместе с длинным валом) удалось отказаться в пользу «Касей 23А» MK4R-A, специально приспособленного для охлаждения с помощью вентилятора, лобовое остекление кабины получило броневставку, а длину носовой части самолета удалось сократить, значительно улучшив обзор пилота.

В октябре 1942 г., морской истребитель-перехватчик J2M2 «Raiden» («Гром») был принят флотской комиссией и запущен в серийное производство, получив одновременно с этим и армейское наименование «модель 11«.

Производство и эксплуатация истребителя-перехватчика J2M2 «Raiden»

Производство истребителя-перехватчика J2M2 «Raiden» шло медленно и с трудом. Двигатель «Касей 23А» был первым среди японских двигателей, оснащенный системой впрыска водно-метаноловой смеси. Если густой выхлоп дыма на максимальном газе удалось устранить введением системы непосредственного впрыска топлива и водно-спиртовой смеси, то с вибрацией мотора на некоторых режимах работы, сперва не удавалось справится никаким средствами. В конечном итоге проблема была решена одновременной установкой демпферов на мотораму и доработкой винта, однако, эти недоработки были далеко не единственными в длинном ряду «доделок», пришедшихся на долю «Рейдена».

Японские пилоты за обсуждение полетного задания, рядом с одним из перехватчиков «Рейден» J2M3.

Японские пилоты за обсуждение полетного задания, рядом с одним из перехватчиков «Рейден» J2M3

В итоге, за шесть месяцев серийного производства было выпущено всего… 14 самолетов, и это включая три опытных J2M1! Однако и этот тоненький «ручеек» иссяк после того, как в июне-июле 1943 г., одна за другой произошли 2 аварии»рейденов». В первом случае самолет полностью разрушился, но во втором, пилоту удалось посадить неисправную машину и таинственная неисправность была обнаружена — хвостовое колесо после уборки выворачивало подкос и зажимало проводку управления.

Органы управления самолетом были тут же доработаны, и только теперь поставки истребителей-перехватчиков J2M2 начались в войска.

Производство и эксплуатация истребителя-перехватчика J2M3 «Raiden»

Худо-бедно, но к 1944 году 141 «Рейден» J2M2 все-таки сошел с конвейера. Следующий самолет этого типа вышел с уже измененным индексом J2M3. От предшественника обновленный «Рейден» отличался усиленным крылом с четырьмя 20-мм пушками «тип 99» (2 из них с уменьшенным темпом стрельбы), полностью вписанными в профиль крыла. При этом фюзеляжные пулеметы были сняты вовсе.

Модель J2M3 первоначально выпускалась параллельно с J2M2, а вскоре стал основной серийной моделью «Рейдена».

К сожалению, даже после почти полутора сотен выпущенных самолетов, «Рейден» так и не избавился от многочисленных детских болезней, в частности — плохой обзор из кабины в модификации J2M3 не только не улучшился, но даже ухудшился.

В результате в июне 1944 г флот решил основным перехватчиком избрать более скоростной «Сиден» Каваниси, а «Рейден», хотя и оставить в производстве, но только до того, как начнется серийный выпуск истребителя «Реппу» от фирмы Мицубиси.

Чертеж японского истребиля-перехватчика «Рейден» J2M3.

Чертеж японского истребиля-перехватчика «Рейден» J2M3

Дальнейшие работы по истребителю-перехватчику J2M «Raiden»

В попытке сделать из неудачливого самолета хоть что-то стоящее, Дзиро Хорикоши сфокусировался на создании высотного перехватчика.

Наиболее интересной моделью которого стал «J2M4 модель 34» с турбокомпрессором для двигателя «Касей» 23с MK4R-C. Турбокомпрессор монтировался за кабиной, большой воздухозаборник был слева на капоте. С турбокомпрессором мощность на высоте 9200 м достигала 1420 лс, тогда как на обычном Касей 23а такая мощность достигалась только на высоте 4800 м. Место в фюзеляже при этом осталось еще и для пары 20 мм пушек, установленных под углом к горизонту.

J2M4 мог на высоте 9200 м развивать скорость 660 км/ч. Эта модель могла стать серьезной угрозой для американских В-29, совершавших налеты на Японию практически на потолке полета тогдашних японских истребителей. Hо проблемы с турбокомпрессором позволили выпустить только два опытных самолета.

Второй высотной версией «Рейдена» была «J2M5 модель 33 «, оказавшаяся более удачной. Модель 33 сохранила планер J2M4 с широким фонарем улучшенного обзора, но был оснащен двигателем «Касей» 26а MK4U-A с трехскоростным нагнетателем и оказался самым скоростным из «Рейденов»: на высоте 6800 м скорость достигала 700 км/ч.

К тому времени, когда J2M5, впервые полетевший в мае 1944 г, уже закончил войсковые испытания, военная ситуация изменилась для Японии к худшему: она стала объектом бомбардировок американских В-29. В результате «Рейден» вновь стал популярен, и модель J2M5 запустили в серию на морском авиационном арсенале в Коза, который, правда, выпустил только несколько машин. Сама Мицубиси выпустила 260 «Рейденов» модели 21 и 34 модели 33, доведя производство на головной компании до 476 машин.

Естественно, даже это число машин исправить ситуацию уже никак не могло.

Характеристики истребителя J2M3 «Raiden»

Истребитель J2M3 «Raiden» (Япония)
Страна: Япония
Тип: Истребитель-перехватчик
Год выпуска: 1942 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х Мицубиси MK4R-A «Касей 23а» воздушного охлаждения, мощностью 1410 л.с. (на высоте 4800 м.).
Максимальная скорость: 580 км/ч
Практический потолок: 11 700 м
Дальность полета: 1900 км
Масса пустого: 2,5 тонн
Максимальная взлетная масса: 3,44 тонн
Размах крыльев: 10,8 м
Длина: 9,95 м
Высота: 3,95 м
Площадь крыла: 20,05 кв.м.
Вооружение: 2х 20-мм крыльевые пушки «тип 99» модель 2, 2х 20 мм крыльевые пушки «тип 99» модель 1, доволнительно мог принимать 2х 60 кг бомбы

Характеристики приведены для истреителя-перехватчика модели J2M3 «Raiden»

Боевое использование истребителя-перехватчика J2M «Raiden»

В боевых условиях J2M «Рейдены» в небольшом числе использовались над Филиппинами, а в основном для обороны метрополии. В этой роли истребитель, обладавший мощным вооружением и достаточными летными характеристиками, был признан японскими пилотами наилучшим для перехвата бомбардировщиков.

В частях технического обслуживания «Рейдены» часто дорабатывались, некоторые даже оснащались наклонными 20-мм пушками по образцу J2M4. Hо постоянные технические проблемы и колебания руководства привели к тому, что, к счастью для союзников, Рейдены были слишком немногочисленны и появились поздно.

Hа Мицубиси были также разработаны и выпущены еще несколько модификаций истребителя, впрочем, отличавшихся от серийных моделей лишь незначительно. Так, был выпущен 21 «J2M3А модель 21А», который отличался от J2M3 только заменой 20 мм крыльевых пушек тип 99 модель 1 на тип 99 модель 2 в подкрыльевых обтекателях.

Также был выпущен один «J2M6 модель 31», представлявший собой планер J2M3 с более просторной кабиной и куполообразным фонарем от J2M5. Планировалась и подобная модернизация J2M3a и J2M6a.

Модель истребителя-перехватчика «Рейден» J2M3. Хорошо видно, что «Рейден» - довольно «крупный» истребитель

Модель истребителя-перехватчика «Рейден» J2M3. Хорошо видно, что «Рейден» — довольно «крупный» истребитель.

В планах остался также J2M7 модель 23 планер J2M3, оснащенный двигателем «Касей» 26а, а варианты J2M5a и J2M7a должны были получить новый фонарь кабины и четыре 20 мм пушки модель 2. При этом J2M5a планировалось производить с самого начала, а J2M7a переделывать из планеров J2M3. Правда, до конца войны ни один из них не был выпущен ни в одном экземпляре. Последний планировавшийся вариант должен был получить по настоянию пилотов, все еще жалующихся на плохой обзор, фонарь по образцу «Рейзена» и срезанный за кабиной гаргрот, но, этим планам уже не суждено было сбыться.

«Рейден» до самой капитуляции Японии оставался «подающим надежды», но, к сожалению, так и не раскрывшим свой боевой потенциал истребителем-перехватчиком.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет.