Сайт рекомендован для аудитории 16+

Ближний разведчик Кертисс O-52 «Оул» («Сова»)



Характеристики O-52 «Оул» («Сова»)

Ближний разведчик Кертисс O-52 «Оул» («Сова»)
Страна: США
Тип: Разведывательный самолет
Год выпуска: 1941 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х R-1340-51 мощностью 600 л.с.
Максимальная скорость: 354 км\ч
Практический потолок: 6480 м
Дальность полета: 1127 км
Масса пустого: 1919 кг
Максимальная взлетная масса: 2433 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 8,04 м
Длина: 12,42 м
Высота: 3,03 м
Площадь крыла: 19,5 кв.м.
Вооружение:2х 7,62-мм пулемета, один синхронный спереди, один на шкворне в кабине летчика-наблюдателя. При стрельбе, гаргрот опускался вниз, а фонарь кабины сдвигался вперед.
«Краткая справка: Американский ближний разведывательный самолет Кертисс O-52 «Оул». Моральной устаревший к началу войны, но имевший удивительно долгую жизнь. История создания, чертежи, характеристики и боевое применение»

История создания самолета O-52 «Оул»

Ближний разведчик и корректировщик O-52 «Оул» разработан в «Кертисс-Райт корпорейшн» (США) под руководством Д.Берлина в 1940 году. Основной упор был сделан на взлетно-посадочные качества, маневренность, надежность и дешевизну конструкции.
Прототип XO-52 («модель 85») прошёл испытания в феврале 1941 года. В этом же году началось его серийное производство на заводе «Кертисс» в Баффело. Самолет получился самым легким в классе, маневренным, удобным в пилотировании и довольно быстроходным (учитывая маломощный двигатель). Однако, к моменту выпуска, он уже морально устарел — в условиях плотной ПВО и насыщенности неба над ключевыми объектами вражескими истребителями, шансов на успех O-52 «Оул» не имел.
Чертеж разведчика Кертис O-52 «Оул»

Чертеж разведчика Кертис O-52 «Оул»

Назрела необходимость куда-то «пристроить» 203 уже изготовленные «совы». 100 машин решено было отправить по ленд-лизу в СССР, однако советские специалисты от машины открещивались (что и говорить, если для условий советско-германского фронта, её не рекомендовали даже американские спецы!). В итоге американская сторона все-таки отправила 30 самолетов в качестве «довеска» к оговоренным ранее поставкам боевых самолетов, однако невидимыми до СССР добрались только 19 O-52.
В советских частях «совы» обычно звались «Кертис O-52». Все уцелевшие самолеты были приняты на вооружение как корректировщики артиллерии, но на задания вылетали не часто — самолет итак представлял собой отличную мишень и не был бронирован, так ещё и от незнания, огонь по нему открывали зенитчики и с той и с другой стороны. Однако, неказистые «Кертисы  O-52», постоянно спихиваемые из одной авиачасти в другую, прошли всю войну, и 4 из них успешно встретили победу 9 мая 1945 г. К тому времени «совы» уже выполняли более-менее мирную работу — аэрофотосъемку. В том же качестве они остались служить и после окончания войны, последний из них, был списан из гражданской авиации лишь в 1952 году.
В США применялись до конца войны в качестве учебных, а также, ограниченно, по прямому назначению. Сняты с вооружения в 1945 году.
Советский O-52 «Оул» с кабиной "по боевому"

Советский O-52 «Оул» с кабиной «по боевому»

Конструкция самолета O-52 «Оул»

Ближний разведчик O-52 «Оул» представлял собой цельнометаллический подкосный высокоплан с прямым крылом большого удлинения. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки убирались в фюзеляж, как на палубном бомбардировщике RF2C-1 (но с гидроприводом, а не ручной лебедкой).

Кертис O-52 «Оул», сзади

Кертис O-52 «Оул», сзади

Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя R-1340-51 «Уосп» фирмы «Прэтт Уитни». Экипаж из двух человек размещался в закрытой кабине. Управление самолётом было двойным (в кабине летнаба была съёмная ручка и откидные педали).

В состав оборудования входили посадочная фара, радиостанция, СПУ, радиополукомпас. Была предусмотрена установка фотоаппарата и 2 парашютных ракет (для ночных полётов). Часть самолётов оборудовалась кормовой стрелковой установкой, как на разведчике SOC или бомбардировщике SBC.

В аварийной ситуации пилот сбрасывал входную дверь, а стрелок покидал свое место, открыв фонарь.

Кертис O-52 «Оул», вид сбоку

Кертис O-52 «Оул», вид сбоку



Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Самолёты поля боя Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 8. - М.: Либри, 1995