Сайт рекомендован для аудитории 16+

Канонерская лодка «Гиляк», 1898 г.



«Краткая справка: Российская мореходная канонерская лодка «Гиляк», построенная в начале 20-го века для нужд Дальнего Востока. История создания, характеристики, боевое применение и служба»

Канонерская лодка «Гиляк», 1898 г.

Канонерская лодка «Гиляк», 1898 г., общий вид

Канонерские лодки для Дальнего Востока

Последнее десятилетие XIX века характерно для России активизацией военно-дипломатических усилий в вопросе упрочнения позиций и увеличения влияния страны в дальневосточном регионе.

В успешном решении этих задач не последнюю роль играла военно-морская группировка, представленная кораблями Балтийского флота, сведенных в Тихоокеанскую эскадру и Сибирской флотилии. Значение флота многократно возросло с обретением Россией незамерзающей гавани для базирования боевых кораблей на Квантунском полуострове (г. Порт-Артур, 1897 г.), сданной Китаем в долгосрочную аренду на 99 лет.

Конкуренция с другими европейскими державами за влияние в Китае, появление в дальневосточной акватории довольно мощного японского флота, необходимость охранять и контролировать обширные водные пространства, все эти факторы требовали значительного количественного увеличения корабельной группировки. Особенно остро ощущался дефицит в боевых многоцелевых кораблях 2 ранга, которые в военное время были бы способны выполнять задачи по охране и обороне водных районов и акваторий военно-морских баз, а в мирное время нести стационерную службу, в случае необходимости оказывать огневую поддержку боевых действий сухопутных войск, для чего должны были обладать способностью действовать и в речных акваториях.

По мнению русских военно-морских специалистов предъявляемым требованиям наиболее полно отвечал класс кораблей, называемый в России канонерскими лодками. Для учета специфики дальневосточного театра военных действий было решено начать строительство серии таких кораблей по специально разработанному проекту. В качестве «тактико-технического задания» на проектирование был использован рапорт начальника Тихоокеанской эскадры контр-адмирала П.П. Тыртова, в котором тот предлагал технические характеристики двух типов канонерских лодок: большой мореходной, водоизмещением до 1600 т, и малой речной, водоизмещением около 750 т.

Канонерская лодка «Гиляк» вскоре после постройки. Не такой и маленький военный корабль, как видно по фото.

Канонерская лодка «Гиляк» вскоре после постройки. Не такой и маленький военный корабль, как видно по фото.

История создания канонерской лодки «Гиляк»

Малая канонерская лодка должна была иметь длину не более 52 м, ширину — 9,8 м, осадку не более 2,6 м, что обеспечивало проходимость корабля по мелководным китайским рекам. Вооружение корабля, несмотря на минимальное водоизмещение, должны были составлять четыре 120 мм пушки, четыре 47 мм пушки, четыре 37 мм орудия и одна 63,5 мм десантная пушка системы Барановского, кроме этого, на корабле предусматривалась установка двух торпедных аппаратов.

Рапорт был рассмотрен на заседании Морского технического комитета (МТК) и был передан для реализации проекта малой канонерской лодки старшему кораблестроителю Э.П. Гуляеву. 17 ноября 1892 года начались работы по созданию проекта малой канонерской лодки с общим водоизмещением в 815 т, но с сохранением заявленной осадки в 2,6 м.



В 1894 г. от военно-морского атташе в США капитана 1 ранга Д.Ф. Мертваго поступили сведения о начале строительства серии канонерских лодок типа Альбатрос. К сообщению были приложены подробные чертежи.

Специалисты МТК, внимательно изучив поступивший материал, приняли решение использовать американский проект в качестве прототипа нового корабля. С этого момента работа над созданием проекта «дальневосточной » канонерки начинается практически заново. К концу 1895 года были готовы рабочие и технологические чертежи нового корабля. При общем водоизмещении в 963 т канонерка сохраняла первоначально заданную осадку  — 2,6 м, однако за это пришлось расплатиться дальностью автономного плавания (судно брало при бункеровке 70 т угля вместо 130 т предусмотренных ранее) и мощностью вооружения.

Чертеж-схема канонерской лодки «Гиляк»

Чертеж-схема канонерской лодки «Гиляк»

Теперь  артиллерийский комплект лодки включал в себя лишь одно 120 мм орудие, пять 75 мм, четыре 47 мм пушек и столько же 37 мм орудий, кроме этого предусматривалось комплектование корабля двумя 63,5 мм десантными пушками системы Барановского.

В декабре 1895 г. на малом каменном эллинге Нового адмиралтейства начались подготовительные работы к закладке  корабля. Общее руководство строительством судна было возложено на младшего судостроителя П.Е. Черниговского. Изготовление и монтирование главных и вспомогательных машин, котлов, холодильников, дымовых и вентиляционных труб, валов и бронзовых гребных винтов было возложено  на фирму «В. Крейтон и К° «. В рамках субподряда изготовление котлов было заказано на французском заводе Бельвиля.

Название новой канонерки дали довольно типичное для небольших вспомогательных кораблей: «Гиляк».

Конструкция канонерской лодки «Гиляк» во многом являлась новаторской для своего времени. На ней впервые в истории русского флота была установлена боевая мачта, а кроме того, первым в русском флоте «Гиляк» получил и новое орудие: пулеметы системы Максима.

Корабль полностью соответствовал проекту и отличался не только неплохой мореходностью, но и был способен к плаванию на мелководных реках.

Характеристики канонерской лодки «Гиляк»

Канонерская лодка «Гиляк», 1898 г.
Страна: Россия
Тип: Канонерская лодка
Дата выпуска: 1898 г.
Водоизмещение:Стандартное: 1239 тонн (1300 тонн полное)
Длинна: 63,9 м
Ширина: 11,15 м
Осадка: 3,04 м
Бронирование: Нет
Экипаж: Нет сведений
Силовая установка: 1х паровая установка мощностью 1179,7 л.с. (запас угля: 70 тонн)
Дальность хода: 1760 миль
Максимальная скорость: 11,64 узлов
Вооружение:
  • 1х 120 мм пушка системы Канэ (100 выстрелов)
  • 5х 75 мм пушка системы Канэ (1000 выстрелов)
  • 1х 63,5 мм пушка Барановского (300 выстрелов)
  • 4х 47 мм пушка системы Гочкиса (800 выстрелов)
  • 2х 37 мм пушка системы Гочкиса (400 выстрелов)
  • 2х 7,62 мм пулемет Максима
  • 1х 381 мм торпедный аппарат (2 торпеды)
Авиагруппа:Нет

Боевая служба канонерской лодки «Гиляк»

30 апреля 1896 г. года состоялась официальная закладка канонерской лодки «Гиляк». 22 сентября 1897 г. корабль был спущен на воду и помещен у достроечной стенки. 10 октября того же года лодка была объявлена участником кампании, хотя на ней продолжались достроечные работы. Вплоть до лета 1899 г. на «Гиляке» продолжались достроечные работы и испытания работоспособности систем и механизмов в доке и на ходу. 19 сентября того же года корабль под командованием капитана 2 ранга В.М. Ларионова вышел из акватории военно-морской базы Либава и направился к месту постоянного базирования на дальний восток.

10 мая 1900 года канонерка отшвартовалась у бочки в военной гавани порта Сайгон. С июня по октябрь того же года «Гиляк» принимал участие в боевых действиях международных сил по подавлению боксерского восстания в Китае, в ходе которых получил некоторые повреждения в результате артиллерийского огня противника с фортов г. Тянцзин на реке Пейхо.

Канонерская лодка «Гиляк» в боевой раскраске Тихоокеанской эскадры

Канонерская лодка «Гиляк» в боевой раскраске Тихоокеанской эскадры

За боевые отличия в этой кампании кораблю были вручены серебряные георгиевские рожки. 20 ноября 1900 г. «Гиляк» прибывает в Порт-Артур. Вплоть до начала русско-японской войны лодка несет стационерную службу в портах Китая и Кореи, участвует в походах Тихоокеанской эскадры.

На исходе 26 января 1904 г. японские корабли атаковали русскую эскадру на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война, в ходе которой «Гиляк» используется для охраны и обороны акватории базы, а с началом осады Порт-Артура поддерживает артиллерийским огнем части и подразделения гарнизона крепости.

31 октября 1904 г., учитывая крайнюю изношенность машин корабля, принимается решение, о разоружении «Гиляка», большая часть команды при этом списывалась в десант. 25 ноября разоруженная лодка получает не менее пяти попаданий 280 мм снарядов японской осадной батареи и ложится на грунт. Команда покидает судно. 19 декабря, после сдачи крепости, «Гиляк » подрывают с помощью четырех сфероконических мин. Серебряные георгиевские рожки в числе регалий и знамен эскадры и гарнизона были вывезены на миноносце «Статный» в порт Чифу.

В 1906 г. лодка была поднята японцами и разделана на металлолом.

Модель канонерской лодки «Гиляк»

Модель канонерской лодки «Гиляк»

Наименование «Гиляк» унаследовала новая канонерская лодка постройки 1906 г., участница Первой Мировой войны на Балтике.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет