Сайт рекомендован для аудитории 16+

Эскадренные броненосцы первого класса типа «Фудзи» (Япония)



Японский эскадренный броненосец «Яшима» типа «Фудзи»

Японский эскадренный броненосец «Яшима» типа «Фудзи»

История создания эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Японские эскадренные броненосцы «Фудзи» и «Яшима» строились по программе 1893 г. в Англии: «Фудзи» — на верфи «Темз Айрон Уоркс» в Блэкуолле, «Яшима» — на верфи Армстронг-Уитворт в Эльсвике, а главные механизмы для обоих кораблей изготавливались на заводе Хемфрейса Тенанта и К° (Humphrey Tennant and С°) в Депфорде.

Первоначально оба броненосца первого класса «Фудзи» и «Яшима» создавались как противовес китайским кораблям типа «Чин-Иен», однако не успели принять участия в японо-китайской войне. Они явились для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества страны.

Проект броненосцев был разработан Дж.Макроу на основе британских кораблей типа «Ройял Соверин» и «Ринаун», с учетом всего лучшего в части конструкции корпуса, распределения броневой защиты и вспомогательной артиллерии. Однако по артиллерии главного калибра броненосцы типа «Фудзи» ближе подходили к английским кораблям типа «Маджестик», имея такие же закрытые грушевидной формы барбеты с 305-мм орудиями, но 40-калиберными против 35-калиберных на «Маджестиках».

Броненосецы типа «Фудзи» первым в японском флоте были оснащены сетями противоторпедного заграждения, ставшими в скором времени стандартом «де факто» у всех ведущих морских держав. Эти же два корабля стали первыми японскими эскадренными броненосцами первого класса — «игрушкой», которой в мире могли похвастаться считанные единицы стран.

Японский эскадренный броненосец «Фудзи»

Японский эскадренный броненосец «Фудзи»

Конструкция эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Первоначально на ранней стадии эскизных проработок предполагалось ограничиться водоизмещением броненосцев в 8000 т, но затем оказалось, что построить удовлетворительный корабль при таком малом водоизмещении уже нельзя. После самых тщательных проработок приняли водоизмещение в 12450 т. Броня кораблей имела вес 3000 т (24% нормального водоизмещения) и целиком изготавливалась на заводе Кеммеля и К° по способу Гарвея.

Корпус кораблей набирался из стали, а двойное дно поднималось вдоль бортов до броневого пояса, имея продольные крепления – стрингеры по всей длине корабля. 181 водонепроницаемый отсек обеспечивал его непотопляемость (из них 36 находилось в двойном дне, 70 под броневой палубой, а 18 – над ней в оконечностях, 29 на нижней палубе, 6 – в главной и 22 отсека в цитадели). Для повышения остойчивости на протяжении половины длины броненосца имелись боковые кили шириной 0,76 м. Стальной таран, находясь ниже ватерлинии на 3,96 м, выступал от носового перпендикуляра на 3,81 м. Угольные ямы разместили вдоль бортов так, чтобы они дополняли собой броневую защиту.



При проектировании кораблей, сначала планировались две мачты с двойными боевыми марсами для скорострельной артиллерии, но в итоге боевые марсы остались по одному на каждой мачте. По сравнению с низкобортным китайскими кораблями, броненосцы типа «Фудзи» были вполне мореходными. Интересно, что собранные и спроектированные англичанами, оба «Фудзи» имели выраженный завал борта внутрь корпуса на французский манер, сделанный и для экономии веса в верхней части корпуса и для достижения более плавной качки.

Бронирование «Фудзи» было не сплошным и охватывало только среднюю част корабля. Общая протяженность броневого пояса составляла 69 м, а высота 2,4 м (пояс закрывал машинные, котельные отделения и основания барбетов, оставляя нос и корму без прикрытия). При нормальной осадке, броневой пояс возвышался над ватерлинией на 0,9 м.

Наибольшая толщина пояса была в верхней части, в районе машинного и котельных отделений, и составляла 457 мм, уменьшаясь к низу до 229 мм, а к оконечностям сначала до 406 мм и далее до 356 мм в районе барбетов. Броневые траверзные переборки, соединявшие обе оконечности пояса, имели толщину: носовая – 356 мм, кормовая – 305 мм.

Плоская броневая палуба толщиной 64 мм настилалась непосредственно над главным броневым поясом, прикрывая собой котлы и машины. Отсутствие у нее скосов явилось существенным недостатком, отмеченным современниками. Над главным поясом в средней части находился еще один, толщиной 102 мм, но более короткий, длиной 46,9 м и высотой 2,4 м. От его оконечностей под углом к диаметральной плоскости шли броневые переборки той же толщины. Боевая рубка, помещавшаяся позади носового барбета, защищалась броней в 356 мм.

Чертеж, а также схема бронирования и разрез броненосцев типа «Фудзи»

Чертеж, а также схема бронирования и разрез броненосцев типа «Фудзи»

Размещённые в барбетах орудия главного калибра имели для защиты прислуги вращающиеся броневые купола со стальной броней толщиной в лобовой части – 152, сверху – 76 (по иным данным, тоже 152), а с бортов и тыла – 102 мм. Кроме того, над каждым куполом возвышалось по небольшой защищенной (76-мм броневыми плитами) командирской башенке для управления орудиями главного калибра непосредственно из башен. Под защитой барбетов находились механизмы для поворота и заряжания, подачи снарядов с зарядами, а также гидравлические стопоры, автоматически удерживавшие орудийные платформы от разворота при выстреле из одного орудия (аналогичные описанным на броненосце «Тинг Иен»).

Снарядные и зарядные погреба размещались под броневой палубой. Подача боезапаса осуществлялась по бронированным трубам. Все входы и выходы на броневую палубу цитадели, всякие другие отверстия, а также дымовые и вентиляторные трубы окружались коффердамами высотой 0,9 м, т. е. в итоге возвышались над ватерлинией на 1,8 м, или броневыми гласисами. Помещения для бортовых торпедных аппаратов и хранения зарядных отделений торпед находились ниже ватерлинии, то есть под надежной защитой главного пояса, хотя помещение носового аппарата не бронировалось.

Вооружение «Фудзи», заказанное на заводе Армстронга и К°, состояло из четырех 305-мм сорокакалиберных пушек весом 49,6 т каждая (как на английских «Маджестик»), размещенных попарно в двух грушевидных барбетах, оснащённых гидравлическими приводами для поворота, а также десяти 152-мм сорокакалиберных скорострельных; двадцати 47-мм 40-калиберных и четырех 47-мм 33-калиберных (2,5 фн) скорострельных Готчкисса (по другим данным, 4x 37-мм).

Лишь четыре 152-мм орудия получили казематы шестиугольной формы с броней толщиной 152 мм в лобовых и 51 мм в остальных частях, включая их крыши, расположенные над главным поясом в батарейной (главной) палубе симметрично от миделя (углы обстрела по 120°). Другие шесть установили выше, на верхней палубе открыто, и они имели стальные щиты, укрепленные на орудийных станках. Два из этих орудий располагались на миделе и имели углы обстрела по 120°, а четыре – симметрично относительно носового и кормового мостиков с углами обстрела по 150°. Все 152-мм орудия размещались на спонсонах для получения возможно больших углов обстрела.

В батарейной же палубе вне цитадели, по четыре в каждой оконечности, размещались 8 47-мм орудий. 4 малокалиберных орудия располагались на мостиках, 4 – на надстройке, 4 – на верхней палубе в центре корабля и 4 – на боевых марсах. По другим данным, первоначально батарея малокалиберных орудий размещалась следующим образом: 4 — на главной палубе в оконечностях (что не подтверждается примером последующих кораблей), 12 – на верхней палубе и мостиках, 4 – на шельтердеке (навесной палубе) и 4 – на марсах.

Форма барбетов означала, что орудия броненосцев заряжались только в фиксированном (вдоль диаметральной плоскости корабля) положении. Впрочем, «условное» полное круговое заряжание все-таки было возможным на «Фудзи», благодаря размещению в задних нишах его куполов малого числа снарядов и зарядов вместе с установкой там же вторых гидравлических прибойников. Эти прибойники уже могли заряжать орудия при любом их положении в горизонтальной плоскости до тех пор, пока боекомплект ниш не иссякал, и орудийные платформы приходилось вновь разворачивать в исходное положение вдоль диаметральной плоскости для его пополнения.

Оба снарядных погреба 305-мм орудий размещались непосредственно под барбетами, а зарядные – под ними. Расположение башен с орудиями главного калибра в оконечностях позволяло им иметь секторы обстрела 270° (по 135° на борт).

В 1901 г., ранее запланированного срока, «Яшима» и «Фудзи» частично перевооружили: 20x 47-мм пушек заменили без особого труда на 16x 76-мм сорокакалиберных, оставив лишь четыре скорострельных на марсах. По другим данным,заменили только 16x 47-мм орудий на равное число 76-мм, а батареи на боевых марсах и шельтердеке оставили прежние. Пять торпедных аппаратов, как и орудия главного калибра, оставили без изменений. «Фудзи» оказался первым в японском флоте броненосцем с расположенной в шахматном порядке артиллерией среднего калибра на максимально возможном друг от друга расстоянии для снижения уязвимости от снарядов.

Торпедное вооружение броненосцев переместили ниже ватерлинии, и оно в итоге состояло из четырех подводных бортовых аппаратов, расположенных попарно в носу и в корме, и одного носового, надводного (первоначально планировалось шесть аппаратов и 2 миноноски 2-го класса). Полный запас торпед Уайтхеда калибром 457 мм равнялся 15 (по 3 на каждый аппарат).

Кроме того, на броненосцах находились две миноноски второго класса (длиной 17,1 м), имевшие аппараты для метательных мин и паровой катер (длиной 12,8 м), имевший приспособления для постановки мин.

Характеристики эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Эскадренные броненосцы первого класса типа «Фудзи» (Япония)
Страна: Япония
Тип: Эскадренный броненосец I-го класса
Дата выпуска: См. в статье
Водоизмещение:12250 тонн
Длинна: 126 м
Ширина: 22 м
Осадка: 8 м
Бронирование: См. в статье
Экипаж: 741 человек
Силовая установка: мощностью 13500 л. с.
Дальность хода: 4000 морских миль
Максимальная скорость: 18 узлов
Вооружение:
  • 4x 305-мм пушек
  • 10x 152-мм пушек
  • 20x 47-мм пушек
  • 47-мм
  • 4x 37-мм пушек
  • 5x 457-мм торпедных аппаратов
Авиагруппа:Нет

Служба эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Эскадренный броненосец первого класса «Фудзи».

Заложен 1 августа 1894 г., спущен на воду 31 марта 1896 г., укомплектован 17 августа 1897 г. (верфm «Темз Айрон Уоркс» в Блэкуолле, Англия)

Во время русско-японской войны под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото входил в первый боевой отряд первой эскадры, участвовал в обстрелах и блокаде Порт-Артура, боях в Желтом море и Цусимском сражении, в котором получил попадания 2x 305-, 3x 152-, 2x 75-мм снарядов и 5 неустановленного калибра, и чудом избежал гибели после взрыва 305-мм снаряда в кормовой башне (8 убитых, 22 раненых).

Потопил последним залпом дневного боя броненосец «Бородино».

В 1910 г. «Фудзи» капитально ремонтировался с заменой котлов и вооружения на японские образцы, после чего был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса (став одновременно и учебным артиллерийским кораблем). Ко времени первой мировой войны «Фудзи» оказался старейшим действующим броненосцем в японском флоте, но к 1914 г. он был уже слишком тихоходен по сравнению с другими. Тем не менее, продолжал нести вспомогательное боевое дежурство, простояв всю войну в Куре. В конце сентября 1921 г. корабль зашел во Владивосток, приняв участие в конвоировании снятого с мели броненосца «Микаса».

1 сентября 1922 г. «Фудзи» исключили из списков флота, до 1923 г. разоружили во исполнение условий Вашингтонского договора. Однако позднее его корпус переоборудовали в несамоходное учебно-тренировочное судно, а затем в плавказарму, установив на нем деревянные палубные надстройки. Далее корпус «Фудзи» продолжал служить жилым блокшивом и перевернулся при налете американской авиации на Иокосуку в 1945 г.

В 1948 г. его разобрали на металл.

Броненосец «Фудзи» уже после войны, на фоне новых японских дредноутов.

Броненосец «Фудзи» уже после войны, на фоне новых японских дредноутов. Реликт прошедшей эпохи

Эскадренный броненосец первого класса «Яшима».

Заложен 28 декабря 1894 г., спущен на воду 28 февраля 1896 г., укомплектован 9 сентября 1897 г. (верфь Армстронг-Уитворт в Эльсвике, Англия).

Броненосец «Яшима» строился по модифицированному Филиппом Уаттсом проекту «Фудзи», отличавшемуся от головного корабля весьма незначительно. В частности, на нем был срезан дейдвуд и установлен балансирный руль, в результате броненосец имел малый радиус циркуляции.

К началу русско-японской войны «Яшима» входил в состав второго подразделения первого боевого отряда первой эскадры. Командовал кораблем капитан 1 ранга X. Сакамото. Этот боевой отряд действовал в Жёлтом море и в районе Порт-Артура с февраля по декабрь 1904 г.

«Яшима» принял участие в краткой первой стычке с броненосцами русского флота у Порт-Артура 27 января 1904 г., а 10 марта 1904 г. обстреливал Порт-Артур, во время т.н. первой бомбардировки, практически не причинившей крепости ущерба. Во второй бомбардировке 22 марта 1904 г. принимали участие и «Фудзи» и «Яшима», назначенные для ведения перекидного огня из Голубиной бухты. Оба корабля выпустили вместе около 200 12-дюймовых снарядов, но добились лишь минимального ущерба.

Продолжая входить в состав части эскадры, наблюдающей и блокирующей Порт-Артур, «Яшима» 2(15) мая 1904 г. подорвался на мине, которая поразила броненосец в 12 час. 05 мин. пополудни в среднюю часть корабля с правого борта, на минном поле, днём ранее поставленном минным заградителем «Амур». Пятью минутами позже другая мина поразила и «Хатсусе».

Поврежденный корабль взял на буксир броненосец «Cикиcима», но состояние «Яшима» неуклонно ухудшалось. Поврежденный корабль и его буксировщик встали на якорь примерно в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж, применив в борьбе за живучесть все возможное, организованно покинул его в 17 ч. 41м. Личный состав взяли на борт бронепалубные крейсера «Сума» и «Такасаго». Вскоре после этого броненосец затонул (38°34’N 121°40’Е). Погибло в общей сложности 319 человек.

Японцы, с целью дезинформации противника, не признали потерю «Яшимы» (даже после падения Порт-Артура не упомянули в списке погибших кораблей). Вполне возможно, они просто хотели «под шумок» заменить место «Яшима» в строю на другой броненосец, добытый незаконно, контрабандным способом, например, у Англии, где в это время строились по японскому заказу два броненосца, «Катори» и «Кашима» (водоизмещение 16700 т), и планировались к постройке ещё четыре, водоизмещением по 18750 т. Впрочем, в Порт-Артуре о гибели «Яшима» было известно — по-крайней мере момент взрыва и плачевное состояние корабля после этого, было хорошо видно береговым наблюдателям.

Броненосец «Яшима»

Броненосец «Яшима»

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет