Сайт рекомендован для аудитории 16+

«Стюарт» — эсминец меняет гражданство



Эскадренный миноносец «Стюарт» был заложен 9 сентября 1919 г. В США, на заводе Крампа в Филадельфии. Он относился к заказанной в рамках программы наращивания флота в ходе первой мировой войны очень многочисленной серии эсминцев, получивших за свой характерный силуэт название «гладкопалубников» и «четырехтрубников».

Эсминец "Стюарт", первоначальный вид

Эсминец «Стюарт», первоначальный вид

«Стюарт» спущен на воду 4 марта 1920 г., а 15 сентября того же года он вступил в строй. После годичного пребывания в резервном дивизионе и нескольких месяцев в эскадре эсминцев Атлантического флота летом 1922 г. Эсминец пересёк Атлантику, Средиземное море, Индийский океан, прибыл на Филиппины и вошел в состав американского Азиатского флота. В последующие годы «Стюарт» нес службу в Китае, выполняя роль стационера, последний визит в китайские порты Желтого моря он совершил летом и осенью 1940 г. Весь 1941 год, по мере ухудшения обстановки, эсминец находился на Филиппинах, а 27 ноября вместе с остальными кораблями Азиатского флота получил приказание направиться в голландскую Ист-Индию.

К началу войны «Стюарт» под командованием капитана 3 ранга Гарольда П. Смита являлся флагманом 58-го дивизиона эсминцев, которым командовал капитан 2 ранга Т.Г. Бинфорд, дивизион входил в 29-ю эскадру эсминцев. Первые два месяца войны «Стюарт» сопровождал конвои в районе голландской Индии, затем 4 февраля в составе объединенных сил адмирала Доормана участвовал в неудачной попытке перехватить в Макассарском проливе японский конвой с десантом.

На рассвете 19 февраля японские войска высадились на о. Бали. Адмирал Доорман решил в ночь с 19 на 20 февраля атаковать находившееся в проливе Бадунг японское соединение тремя группами кораблей: в первую вошли голландские легкие крейсера «Де Рейтер» и «Ява», эсминец «Пит Хейн» и американские эсминцы «Поуп» и «Джон Д. Форд», во вторую — голландский легкий крейсер «Тромп» и четыре американских эсминца 58-го дивизиона: «Стюарт», «Пэррот», «Пиллсбюри» и «Эдвардс», в третью — 8 голландских торпедных катеров.

Встреча с противником закончилась для союзников плачевно: голландские крейсера бежали от всего двух японских эсминцев, один из собственных эсминцев («Пит Хейн») был подорван торпедой, «Стюарт» получил серьезные повреждения рулевой машины. Японцы заняли о.Бали, а союзное соединение кораблей отошло в Сурабай, где осмотр показал, что «Стюарт» нуждается в доковом ремонте.

22 февраля его ввели в плавучий док, однако флотские «умельцы» так закрепили эсминец, что тот просто завалился на борт с креном 45°, повредил корпус и оказался наполовину затопленным. За месяц работ под постоянными бомбежками портовому персоналу так и на удалось его выровнять, и вскоре команда покинула «Стюарт», а когда японцы стали наседать, и угроза вторжения стала вполне осязаемой, эсминец просто затопили вместе с тем же доком, 22 марта 1941 года. 25 марта 1942 года корабль исключили из списков ВМФ США, а его имя было присвоено новому эскортному эсминцу DE-238.

К этому момент «Стюарт» прожил уже солидную для эсминца жизнь и был почтенным стариком. Но так распорядилась судьба, что о нем, пролежавшем под водой целый год бесполезным хламом, вдруг вспомнили… японцы. Никто, конечно, не собирался на нем «всерьез» воевать, но японский флот остро нуждался в транспортах и вспомогательных кораблях. Начались судоподъемные работы и на бывшем «Стюарте», успешно завершившиеся в феврале 1943 г. Несмотря на значительные повреждения старый корабль было решено восстановить, и это стало своего рода частным проектом работавшего на нем подразделения японского флота.

Эсминец "Стюарт" в новом облике, и вновь под американским флагом

Эсминец «Стюарт» в новом облике, и вновь под американским флагом



С бывшего эсминца сняли все американское вооружение, он получил два голландских 76-мм орудия и два 7,7-мм пулемета, а также большой запас глубинных бомб. Несколько изменился и его силуэт: первые две трубы были объединены в одну, чтобы не спутать его с однотипными кораблями американского флота. Механизмы находились в очень плохом состоянии, из четырех котлов работали только два (из-за чего скорость ограничивалась 20 узлами), и это требовало терпения и высокой квалификации от его экипажа, особенно от машинной команды. Старый эсминец был несколько понижен в статусе — переклассифицирован в патрульный корабль (ПКР) с номерным обозначением 102.

20 сентября 1943 года в Сурабае он был введен в строй японского императорского флота и вошел в состав флота юго-западного района. Первоначально основным районом его деятельности было Яванское море и воды к западу от Новой Гвинеи, где он заработал хорошую боевую репутацию. В начале июля 1944 г. штаб и управление флота юго-западного района были переведены в Манилу, и в августе 1944 г. ПКР-102 действовал уже в районе Филиппин, и здесь он достиг своего главного успеха в военной карьере.

Утром 24 августа к бухте Дасоль, где была обнаружена активность американских подводных лодок. ПКР-102, и сторожевик СКР-22 над которыми кружил вооруженный глубинными бомбами самолет немедленно были направлены в этот квадрат. Их капитаны и знать не могли, что вместе с ними, копируя их курс, шли и две американские субмарины – «Хардер» и «Хейк». Подводники допустили ошибку, неверно классифицировав японские суда.

«Хардер» вышла в атаку и выпустила три торпеды по СКР-22, но все три прошли мимо, а сброшенная с самолета глубинная бомба вынудила «Хардер» уйти на глубину и обозначила ее местонахождения.

В 07.28 ПКР-102 сбросил в указанной точке серию глубинных бомб, каждая из которых должна была взорваться на большей глубине, чем предыдущая. От такой вилки американская лодка уйти не могла, и на патрульном корабле отметили, что после пятого взрыва на поверхность была выброшена нефть, деревянные обломки и куски пробки, шумы подводной лодки больше не прослушивались — американский флот лишился одной из самых известных своих субмарин.

Не смотря на тяжелую конвойную службу, команда ПКР-102 старалась поддерживать свой корабль в приличном состоянии, однако его решено было направить для ремонта на военно-морскую верфь Куре. В середине ноября 1944 г. ПКР-102 встал на ремонт.

Знаете ли вы, что...
агитационная бомба ...в годы Великой Отечественной войны были разработаны специальные агитационные бомбы с корпусом из дерева, чтоб не калечить солдат противника.
Целый ряд мер был предпринят для повышения недостаточной по нормам японского флота остойчивости и увеличения периода качки. В трюм был уложен дополнительный балласт, бортовые кили были увеличены по длине и ширине, для понижения центра тяжести была уменьшены высота всех труб. Фок-мачта была заменена более типичной для японского флота треногой, а вместо грот-мачты установили уменьшенное ее подобие. Мостик также был немного изменен и принял более «японский» вид. В котельных удалось ввести в строй третий котел, это позволило иметь на валах мощность 28500 л.с., так что даже при возросшем в результате модернизации водоизмещении (с 1190 до 1539 т) корабль мог развить максимальную скорость в 26 узлов.

После прибытия в Куре голландское вооружение с ПКР-102 было снято. Вместо него корабль получил два японских 76-мм зенитных орудия (официальное обозначение — 8-см/40-калиб. тип 3), 15 25-мм зенитных автоматов (4×2 и 7×1) и 72 глубинные бомбы. Один спаренный 25-мм автомат был установлен на площадке перед мостиком, а три других — на возвышенной позиции в средней части корабля, на четвертом месте, по левому борту ближе к носу, вероятно из-за недостатка спаренных 25-мм установок стоял одноорудийный автомат. Корабль получил и радиоэлектронное вооружение — радары обнаружения воздушных целей тип 13 и обнаружения надводных целей тип 22, антенны которых были установлены на фок-мачте и наверху мостика соответственно, также был установлен гидролокатор.

Улучшенные мореходные качества, новое вооружение — все это значительно повысило боевые возможности корабля. ПКР-102 по-прежнему находился в составе флота юго-западного района и после выхода из ремонта должен был вернуться на Яву, но вторжение противника на Филиппины сделало это невозможным. Корабль был оставлен в водах метрополии и выполнял эскортные задачи. 28 апреля 1945 г., все еще числясь в составе флота юго-западного района, он получил повреждения в результате налета американских бомбардировщиков на порт Мокпо в Корее, а 30 апреля был передан военно-морскому району Куре.

После окончания войны корабль был обнаружен американскими оккупационными властями, снова введен в строй американского флота под обозначением DD-224 и направлен в Сан-Франциско, однако около Гуама у него произошла авария в машинах, и к конечному пункту он прибыл на буксире в начале марта 1946 г. 17 апреля того же года он был исключен из списков флота, а 24 мая около Сан-Франциско потоплен авиацией как корабль-цель.