Сайт рекомендован для аудитории 16+

Броненосцы и линкоры Черноморского флота (1880-1917 г.г.)



черноморский броненосец Екатерина II

«Екатерина II» — единственный корабль в серии (да и вообще на черноморском флоте) имеющий снижающие станки орудий главного калибра. Орудия поднимались над палубой только перед выстрелом.

Броненосец «Екатерина II» (типа «Екатерина II, головной) зачислен в списки судов флота 3 октября 1883 года. Заложен 22 сентября 1884 года. Спущен на воду 10 мая 1886 года. Вступил в строй в 1888 году. С 1 февраля 1892 года —эскадренный броненосец. Исключен из списков флота 1 августа 1907 года. Переименован в «Исключенное судно №3» 9 апреля 1912 года. Потоплен в качестве мишени во время учений Черноморского флота 7 октября 1914 года.

черноморский броненосец Чесма

«Чесма» из первой серии черноморских броненосцев корабль самый «несчастливый». Сперва про него «забыли» когда заменяли всем другим судам артиллерию, а потом также поступили с машиной — поэтому он единственный пошел на списание практически в первозданном виде.

Броненосец «Чесма» (типа «Екатерина II) зачислен в списки судов флота 3 октября 1883 года. Заложен 25 сентября 1884 года. Спущен на воду 6 мая 1886 года. Вступил в строй в 1888 году. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Исключен из списков судов флота 14 августа 1907 года. В апреле 1912 года переименован в «Исключенное судно № 4» и летом этого же года подвергнут опытному обстрелу, в связи с испытанием брони новых линкоров, на артиллерийском полигоне. Окончательно разобран на металл в середине 1920-х годов.

Черное море, Броненосец «Синоп»

На снимке «Синоп» изображен по состоянию на 1916 год — корабль сильно отличается от первоначального облика, в частности видны 203-мм орудия в башенках (1911 год), установленные вместо оригинальных 305-мм, располагавшихся в каземате в средней части корабля.

Броненосец «Синоп» (типа «Екатерина II) зачислен в списки судов флота 3 октября 1883 года. Заложен 25 сентября 1884 года. Спущен на воду 20 мая 1887 года. Вступил в строй в 1889 году. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. С 10 октября 1907 года — линейный корабль. Передан для разборки на металл в 1922 году.

Броненосец «Двенадцать Апостолов»

Броненосец «Двенадцать Апостолов» в отличие от 3-х более ранних кораблей серии имел две мачты. На снимке «Двенадцать Апостолов» стоит в гавани Севастополя, над носовой частью корабля установлен временный тент. В знаменитом фильме «Броненосец Потемкин» роль мятежного броненосца исполнял как раз «Двенадцать Апостолов» , к тому времени давно списанный.

Броненосец «Двенадцать Апостолов» (типа «Екатерина II) зачислен в списки судов флота 28 марта 1889 года. Заложен 9 августа 1889 года. Спущен на воду 1 сентября 1890 года. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Вступил в строй в 1892 году. Исключен из списков судов флота 17 апреля 1911 года. С 1912 года — минный блокшив. С 4 сентября 1914 года переименован в «Блокшив №8». Передан для разборки на металл в начале 1931 года.

Черноморский Броненосец «Георгий Победоносец»

«Георгий Победоносец» — от прочих судов серии он отличается хорошо заметными грузовыми стрелами на передней мачте, служащими для подъема шлюпок. Устаревший и уже в 1907 году годный только для охраны Севастопольской бухты, этот корабль (уже в разоруженном состоянии) дойдет до самой африканской Бизерты, в составе эскадры Вооруженных Сил юга России.



Броненосец «Георгий Победоносец» (типа «Екатерина II) зачислен в списки судов флота 22 января 1890 года. Заложен 23 апреля 1891 года. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Спущен на воду 26 февраля 1892 года. Вступил в строй в 1895 году. С 10 октября 1907 года — линейный корабль. В 1920 году уведен в Бизерту где в середине 1930-х годов был разобран на металл.

Броненосец «Три Святителя»

Самый низкобортный черноморский броненосец, «Три Святителя» был измененным проектом балтийского броненосца «Наварин». Однако его главный броневой пояс не имел аналога в других флотах и достигал 457 мм.

Броненосец «Три Святителя» (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 15 ноября 1891 года. С1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Заложен 4 августа 1892 года. Спущен на воду 31 октября 1893 года. Вступил в строй в 1895 году. С 10 октября 1907 года — линейный корабль. Исключен из списков судов флота в марте 1918 года. Передан для разборки на металл в 1923 году.

Черноморский Броненосец «Ростислав»

«Ростислав» это усиленный проект балтийского броненосца «Сисой Великий». Сильно отличался от предыдущий черноморских кораблей конструктивно и назначением — по-сути «Ростислав» это первая попытка создать универсальный корабль — и для прибрежных вод и для открытого моря, в то время как 6 уже имевшихся на ЧФ броненосцев, были все-таки больше броненосцами береговой обороны. «Ростислав», также, первым вышел за пределы Черного моря.

Броненосец «Ростислав»  (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 7 мая 1894 года. Заложен 6 мая 1895 года. Спущен на воду 20 августа 1896 года. Вступил в строй в 1899 году. С 10 октября 1907 года — линейный корабль. В 1920 году затоплен в Керченском проливе.

Броненосец «Князь Потемкин Таврический» (Пантелеймон)

Броненосец «Князь Потемкин Таврический», известный прежде всего матросским восстанием, в ходе которого корабль с экипажем ушел в Румынию. После инцидента броненосец переименовали в «Пантелеймон». Конструктивно представлял собой развитие проекта «Три Святителя» и был полноценным океанским кораблем.

Броненосец «Князь Потемкин Таврический» (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 7 декабря 1897 года. Заложен 28 сентября 1898 года. Спущен на воду 26 сентября 1900 года. Вступил в строй в 1905 году. 12 октября 1905 года переименован в «Пантелеймон». С 10 октября 1907 года — линейный корабль. 13 апреля 1917 года переименован в «Потемкин-Таврический». С 11 мая 1917 года — «Борец за свободу». Передан для разборки на металл в 1922 году.

Броненосец «Евстафий»

«Евстафий» — развитие проекта «Князь Потемкин Таврический» , известный двумя своими боестолкновениями с линейным крейсером «Гебен». В отличие от однотипного «Иоанна Златоуста» имел не воздухозаборники, а грибовидные заслонки-кожухи над дымовыми трубами

Броненосец «Евстафий» (типа «Евстафий», головной) зачислен в списки судов флота 13 июля 1903 года. Заложен 10 ноября 1904 года. Спущен на воду 21 октября 1906 года. С10 октября 1907 года—линейный корабль. Вступил в строй в мае 1911 года. С 6 июля 1921 года — «Революция». Передан для разборки на металл в 1922 году.

Броненосец «Иоанн Златоуст»

Наряду с «Евстафием» «Иоанн Златоуст» составлял ядро Черноморского флота до вступления в строй полноценных линкоров типа «Императрица Мария»

Броненосец «Иоанн Златоуст» (типа «Евстафий») зачислен в списки судов флота 13 июля 1903 года. Заложен 31 октября 1904 года. Спущен на воду 1 мая 1906 года. С 10 октября 1907 года — линейный корабль. Вступил в строй в марте 1911 года. Передан для разборки на металл в 1923 году.

черное море, Линкор Императрица Мария"

Линкор «Императрица Мария» был флагманом А.Колчака в бытность его командующим ЧФ. Боевая карьера «императрицы» завершилась внезапно — из-за внутреннего взрыва корабль затонул на рейде — до сих пор не известно была это диверсия или случайность. После революции линкор поднят и разделан на металл.

Линкор «Императрица Мария» (типа «Императрица Мария», головной). Заложен 30 октября 1911 года. Спущен на воду 1 ноября 1913 года. Вступил в строй в 6 июля 1915 года. 20 октября 1916 г. затонул в гавани, вследствие внутреннего взрыва. Фактически выведен из состава флота в 1927 году и разобран на металл.

черноморский Линкор Александр III

«Воля» — бывший «Александр III». Линкор не достался советской власти — белые увели его в Бизерту. «Союзники» испортили машины и артиллерию корабля, поэтому СССР в итоге отказался принимать его «на баланс», корабль ещё долго ржавел на африканском побережье, пока не был растащен на металлолом.

Линкор «Александр III»  (типа «Императрица Мария»).  Заложен 30 октября 1911 года. Спущен на воду 15 апреля 1914 года. Вступил в строй в 26 июня 1917 года. 29 апреля 1917 года переименован в «Воля», с 17 октября 1919 года «Генерал Алексеев». В 1920 году уведен в Бизерту где в середине 1930-х годов был разобран на металл.

Линкор Екатерина Великая черноморского флота

В 1917 году, чтобы не допустить захвата линкора немцами, большевики затопили его торпедами с эсминца «Керчь», однако впоследствии хотели поднять и вновь ввести в строй. По роковой случайности, водолазы монтировавшие на корпусе судна технические взрывные устройства ошиблись в расчетах, в результате чего с детонировал боезапас хранившийся в погребах главного калибра. Других попыток поднять «Екатерину Великую» не предпринималось.

Линкор «Екатерина Великая» (типа «Императрица Мария»). Заложен 30 октября 1911 года. Спущен на воду 6 июня 1914 года. Вступил в строй в 18 октября 1915 года. С 1917 года переименован в «Свободная Россия». 30 апреля 1918 года потоплен торпедами, во избежание передачи линкора немцам. Не поднимался, исключен из списков флота в том же году.

Линкор Николай I для черного моря

Самый «прогрессивный» линкор черноморского флота, в конструкции которого были учтены многочисленные замечания полученные за время эксплуатации 3-х других кораблей, так и не был построен. Революция и последовавший хаос привели к тому, что находящийся в готовности 80% линкор был разобран на металл.

Линкор «Николай I» (типа «Императрица Мария»). Заложен 9 июня 1914 года. Спущен на воду 5 октября 1916 года. 16 апреля 1917 года, линкор (общая готовность примерно 80%) был переименован в «Демократию», 24 октября 1917 года снят со строительства и поставлен на прикол. Впоследствии разобран.