Сайт рекомендован для аудитории 16+

Советские 10 кг зажигательные авиабомбы (ЗАБ-10ТГ)



Блок авиабомб ЗАБ-10ТГ подвешенный под крылом бомбардировщика

Блок авиабомб ЗАБ-10ТГ подвешенный под крылом бомбардировщика

Конструкция 10-кг зажигательных бомб ЗАБ-10ТГ

ЗАБ-10ТГ, расшифровывается как «зажигательная авиабомба весом 10 кг снаряженная твердым горючим (ТГ)«. Ранние авиабомбы этого типа (13935-1937 г.г.) имели четырех-перьевой стабилизатор, впоследствии замененный на коробчатый. Все авиабомбы этого типа  выполняли разъемными – их корпуса состояли из двух поперечных половин, представлявших сочетание конических и цилиндрических деталей.

В передней части тонкостенный цилиндр корпуса боеприпаса, свальцованный из 2-мм жести, крепили сплошным сварным швом к массивной металлической головке конической формы, в которой было выполнено три газоотводных отверстия. Для соединения с задней частью корпуса служило приваренное точеное кольцо жесткости. Аналогичное кольцо образовывало цилиндр задней части корпуса, к которому была приварена сплошным швом коническая часть, свальцованная из листовой стали толщиной 1,5 мм, со стабилизатором. Между собой переднюю и заднюю части авиабомбы соединяли на резьбе, смазанной густым асфальтовым лаком № 67.

В переднюю часть боеприпаса запрессовывали термит с «двухступенчатым» переходным составом, инициирующим от капсюля-воспламенителя взрывателя и дополнительного воспламенителя (звездки белого огня) авиабомбы загорание основного состава. После снаряжания передней части газоотводные отверстия в головке заливали церезином.

Заднюю часть авиабомбы снаряжали «отвержденным керосином» ТГ в жидком состоянии через заливочную горловину в задней части конуса. При остывании керосин быстро застывал. Боевое снаряжение передней и задней частей боеприпаса было изолировано друг от друга штампованной из 0,5-мм алюминия перегородкой в виде воронки, приклеенной специальной замазкой. После заливки горловину в задней части закрывали пробкой на резьбе, смазанной герметизирующим составом.

При срабатывании взрывателя в передней части авиабомбы загоралась звездка, переходной, а затем и основной составы. Спустя некоторое время огонь доходил до перегородки, которая расплавлялась, и разжиженное горючее ТГ свободно проникало в переднюю часть боеприпаса к газоотводным отверстиям и расплавленным тонким стенкам корпуса. Там оно, получив доступ кислорода, под действием высокой температуры термита вспыхивало, сгорая на воздухе с интенсивным образованием огненной струи диаметром 0,3 м. Развивая температуру 2000-2500°С, в течение 4 мин содержимое боеприпаса выгорало с образованием пламени высотой до 2 м. По мере выгорания термита интенсивность горения состава ТГ резко снижалась.

На полигонных испытаниях боеприпаса особо отмечалось, что, хотя к прострелу пулями авиабомба оказалась нечувствительной, пробитая передняя половина не сказывалась отрицательно на ее работоспособности. Между тем пробитая задняя половина ЗАБ-10тг выводила боеприпас из строя.

Модернизация 10-кг зажигательных бомб ЗАБ-10ТГ

Официально считается, что 4-х перьевой стабилизатор оказался неудобным для снаряжания хвостовой части боеприпаса, и в 1938 году на вооружение поступила ЗАБ-10ТГ упрощенной конструкции с коробчатым стабилизатором. Детали стабилизатора штамповали из листовой стали толщиной 1 мм и приваривали к конусу авиабомбы.

Она, якобы, лучше обеспечивала доступ к заливочной горловине, хотя об изменении баллистических свойств бомбы не упоминается вовсе, а эксплуатационные и технологические характеристики от новшества совершенно не улучшились. Длинна ЗАБ-10ТГ возросла на 70 мм, да и проще в производстве был именно первый тип стабилизатора. Скорее всего ЗАБ-10ТГ просто попала под модернизацию «за компанию», вместе с более «весомой» бомбой ЗАБ-50, которой действительно подобные изменения, проведенные одновременно с ЗАБ-10, пошли на пользу.



Модернизированная ЗАБ-10 имела и другие отличия. Так, в связи с экономией цветных металлов, внутреннюю перегородку между боевыми зарядами задней и передней частей ЗАБ-10тг теперь стали штамповать из 0,5-мм жести и приваривать роликовой электросваркой к соединительному кольцу. Донную пробку заменили специальным патроном с упорной (как ее тогда называли — «эдиссоновской») резьбой.
Вот это нововведение было действительно нужным — избыточным давлением разжиженного состава ТГ в хвостовой части боеприпаса старого образца, иногда выбивало пробку заправочной горловины. И хотя после срабатывания взрывателя это уже не было совсем уж критично, образование пламени при взрыве бомбы, все же проходило более скоротечно и с меньшей интенсивностью, снижая эффективность применения.

До 1941 года зажигательные авиабомбы ЗАБ-10ТГ, снаряженные твердым горючим, серийно изготавливали на трех заводах – «Рабочий Металлист», «Армалит» Наркомата общего машиностроения, а также «Красный Аксай» Наркомата среднего машиностроения. При этом на «Красном Аксае» и «Рабочем Металлисте» в 1939 году производство было остановлено, и возобновлено только в 1940 г., в связи с началом Советско-Финской войны.

Применяли зажигательные авиабомбы ЗАБ-10ТГ всех моделей как с горизонтальных бомбодержателей, так и из сбрасываемых кассет – ротативно-рассеивающих авиабомб РРАБ.

Источник: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.